В данном материале рассмотрим пример сочинения по рассказу «Мама куда-то ушла» В.Г. Распутина. Вкратце расскажем о талантливом авторе, написавшем такой простой на первый взгляд рассказ для детей. Тема, затронутая им, важна и, можно сказать, злободневна и актуальна. Анализируя рассказ о маме, можно помочь понять школьнику тему одиночества, которое далеко не один раз в жизни испытывает каждый человек.
О писателе
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в Иркутской области в скромной деревни Атаманка. Подобно легендарной Атлантиде, деревня писателя также уйдет под воду. Детство Виктора Григорьевича проходило в голодные послевоенные годы. Несмотря на многие трудности того времени, писатель с удовольствием вспоминает свое детство: походы в лес за грибами и ягодами, рыбалка на берегу озера, да и катание на веслах по Байкалу затрагивали в душе Распутина самые нежные струны. Рассказ о маме, написанный им, отражает его собственное детство.
Спектр чувств и эмоций
Самой первый вопрос, который возникает, это само название рассказа – «Мама куда-то ушла». Почему, зачем она ушла, какие причины были тому виной, а главное, что может произойти с малышом в ее отсутствие?
В сочинении для 4 класса по рассказу о маме необходимо составить план, состоящий из трех частей: вступления, основной части и заключения. Что касается вступления, то в нем несколько предложений нужно посвятить автору, написавшему этот рассказ. В основной части проанализируем весь спектр чувств и эмоций, выпавших на долю маленького человечка, который начал узнавать, а главное, понимать некоторые аспекты жизни.
Итак, утром, проснувшись в своей кроватке, малыш испытывает радость от нового дня и начитает звать свою маму. Большое светлое чувство, предвещавшее ему скорую встречу с ней, сменяется тишиной. Писатель использует выражение «тишина сомкнулась». Особое настроение может породить этот образ. Малыш в рассказе о маме сталкивается с эти новым для него явлением. Следующее чувство, которое он испытывает, - это удивление и настороженность. Почему нет его мамы? Малыш сам встает с кровати, начинает отчаянно плакать. Он испытывает моральную мучительную боль, к которой присоединилась и физическая боль от ушиба ноги. Отчаянье, слезы и чувство горя сменяются надеждой, «блестящая мысль» посещает мальчика. Он перестает плакать и начинает успокаиваться, вспоминая, что мама всегда приходит, когда он играет со своими игрушками, выбирая своего любимца-зайца. Но мама не приходит. Мальчик чувствует отчаянье, которое сродни безнадежности и безысходности. Ребенок бросает свою любимую игрушку, начинает ее пинать. Через некоторое время его охватывает чувство вины. Ведь он обидел ни в чем не повинного любимца. И вот малыша охватывает чувство одиночества.
Одиночество как неотъемлемая часть жизни
В сочинении по рассказу о маме необходимо указать школьникам смысловое значение произведения, которое заключен в финальной сцене. Малыш узнает жизнь со всех ее сторон. В свои четыре-пять лет он, знающий, что такое любовь и забота матери, радость и веселье, возможно, впервые ощутил горечь одиночества. Заметьте, что в рассказе отсутствует имя мальчика, тем самым автор хочет подчеркнуть, что на месте этого ребенка может быть любой из нас. Одиночество – это особое состояние человека, оставшегося без поддержки близких и друзей. Одиночество в своей жизни испытывает каждый человек без исключения. Почему же мальчик встретился с одиночеством? Этот вопрос задан неслучайно, потому что ребенок, описанный в рассказе, достиг примерно пятилетнего возраста, именно в этот период человек впервые начинает понимать и осознавать себя и свой внутренний мир. Автор этого рассказа заставляет нас задуматься над темой одиночества. Мы должны понять, что это сложное внутреннее состояние человека. Каждому человеку придется пережить это чувство. И не раз, и не два, а гораздо больше, чем мы сможем себе представить. Одиночество... Нужно ли оно человеку? И да, и нет.
Заключение
В заключение, подводя итоги сказанного, хотелось бы отметить глубокий смысл рассказа о маме. Тема, затронутая автором, касается каждого человека. Она раскрывает самым юным читателям такое понятие, как одиночество. Боль, отчаянье, которое в большей степени подчеркнет значимость любви, заботы, семьи.
Работа над сочинением должна проходить в спокойной обстановке, приготовьтесь терпеливо и мягко отвечать на все вопросы ребенка.