Что такое индивидуализация. Дифференциация и индивидуализация обучения

Попробуем разобраться в том, что такое индивидуализация. Классическая система воспитания и образования, используемая в Советском Союзе, не предполагала выявления и развития творческих способностей каждого ребенка.

В настоящее время в отечественной педагогике происходят существенные изменения. Для того чтобы идти в ногу со временем, в школьной и дошкольной практике используются современные, инновационные методики, которые в полной мере отвечают потребностям современного поколения.

Сущность методических приемов

Индивидуализация обучения имеет следующие особенности:

Что представляет собой индивидуализация

Специфика подхода

Индивидуализация предполагает учет личностных характеристик детей во всех методах и формах обучения. Дифференциация – это вариант организации учебного и воспитательного процесса с обязательным учетом возможностей и интересов школьников.

Дифференциация и индивидуализация деятельности – это взаимосвязанные между собой методы. При их грамотном применении можно раскрывать сильные стороны школьников, развивать в них уникальные личностные качества.

Педагог получает возможность следить за динамикой своих подопечных, понимать их приоритеты, оказывать сопровождение на разных этапах обучающего процесса.

Дифференциация обучения

Суть индивидуализации

Процесс подразумевает создание комплектов заданий разного объема и уровня сложности. Индивидуализация обучения связана с разработкой организационно-учебных мероприятий в разных учебных классах с обязательным учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика.

Основной целью такого вида подхода является раскрытие индивидуальных способностей и особенностей детей, содействие формированию в подрастающем поколении самостоятельности и ответственности.

Индивидуализация образования предусматривает:

  • конкретную поддержку школьников в осознании индивидуальных приоритетов, потребностей, целей обучения;
  • создание условий для раскрытия природных задатков;
  • осуществление помощи и поддержки для самореализации школьников.

Суть подобного подхода заключается в корректировке процесса развития ребенка с учетом условий жизни, специфических параметров его личности.

Индивидуализация права

Специфика дифференцированного обучения

Индивидуализация образования предполагает выбор определенной развивающей траектории для каждого школьника. В задачу педагога входит помощь и сопровождение ребенка, подбор теоретического и практического материала с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Дифференциация образовательного и воспитательного процесса обуславливает создание возможностей для полноценного развития личности, способной к социализации в современных условиях.

Среди отличительных параметров дифференцированного обучения отметим подразделение на две группы:

  • внешнюю дифференциацию, направленную на создание профильных классов, гимназий, коррекционных образовательных учреждений;
  • внутренний вариант, направленный на работу внутри классного коллектива.

Этапы внутренней дифференциации

Рассуждая над тем, что такое индивидуализация и дифференциация, отметим, что для внутренней формы выделяют несколько основных этапов:

  • сначала проводится первичная диагностика, направленная на выявление индивидуальных особенностей школьников;
  • по результатам анкетирования учеников делят на группы: по скорости усвоения материала, концентрации внимания;
  • подбираются определенные задания для каждой группы.
Как работать с талантливыми детьми

Преимущества и недостатки анализируемого подхода

Рассуждая над тем, что такое индивидуализация, выделим положительные и отрицательные параметры индивидуального подхода в образовательном процессе.

К основным преимуществам можно отнести:

  • отход от усреднения школьников в процессе приобретения ими теоретических знаний и практических навыков;
  • возможность осуществлять корректировку при отставании детей по каким-то показателям;
  • выделение сильных сторон ребенка, развитие познавательного интереса у детей;
  • увеличение доли самостоятельности.

Продолжим разговор о том, что такое индивидуализация. Отметим, что нельзя оставить без должного внимания и основные недостатки этого педагогического подхода:

  • усиление неравенства между детьми;
  • негативные психологические результаты самовосприятия тех школьников, которые попали в слабые группы;
  • невозможность в конкуренции между отстающими детьми и лидерами;
  • несовершенство диагностического процесса, приводящее к попаданию в группы «слабых» детей, которые не смогли продемонстрировать свои скрытые способности и таланты.

Дифференциация обучения осуществляется благодаря изменению содержания, регулировке длительности выполнения некоторых заданий, подбору специальных средств методической поддержки школьников с учетом уровня их подготовленности, обученности.

как подобрать метод обучения

Индивидуализация лица возможна в тех случаях, когда у педагога есть четкое представление о цели, задачах урока, его месте в образовательной программе.

Педагог должен владеть информацией о тех затруднениях, которые могут появиться у учащихся в процессе усвоения нового материала, в ходе выполнения дифференцированных заданий.

В своей работе педагог должен использовать дифференцированное обучение в системе, а не эпизодически.

Осуществляется подобное обучение с помощью индивидуальных и групповых заданий. Подобный подход оправдан в следующих ситуациях:

  • если содержание упражнения одинаково для класса, но сильным ребятам на его выполнение дают меньшее количество времени;
  • общее задание предлагается всей группе, но слабым ученикам педагог предлагает дополнительный вспомогательный материал, существенно облегающий им работу. Например, ребята получают опорные схемы, таблицы, образцы ответа, алгоритмы;
  • на одном этапе занятия применяются задачи разного содержания и уровня сложности, предназначенные для слабых, средних, сильных школьников.

Дифференциация и индивидуализация – это методы воспитания и обучения, которые в полной мере соответствуют федеральным стандартам второго поколения.

Особенности обучения

Заключение

Индивидуализация права на получение качественного бесплатного образования – основная задача школ, лицеев, гимназий. Для выполнения социальной задачи государственные образовательные учреждения выбирают инновационные методики, современные педагогические приемы.

Индивидуализация и дифференциация образовательного и воспитательного процесса в полной мере соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.