Завод "Шкода" в России: история, модельный ряд, перспективы

Более 90 процентов новых автомобилей Skoda, реализуемых на отечественном рынке, производятся на заводах «Шкода» в России. Серия «Рапид» собирается в Калуге, а модификации «Октавия» и «Йети» – на мощностях в Нижнем Новгороде. Попробуем разобраться, в чем преимущества подобной организации процесса и какие перспективы ожидают потребителей в будущем?

Представительство "Шкода" в России

История создания

В 2004 году производство «Шкоды» было организовано в Чехии. Автомобили изготавливались там, а затем импортировались в Россию. Такая схема удобна и несложна. Однако перспектив она практически не имеет. Учитывая, что компания входит в концерн «Фольксваген», являющийся мировым лидером в автомобилестроении, были разработаны иные проекты, нацеленные на развитие местного производства.

Кстати, в компании VW – это одно из основных правил с конкретным расчетом на будущее. Суть такого подхода заключается в том, чтобы насытить внутренние рынки качественными машинами, доступными для рядового потребителя.

Развитие производства

После 2004 года в связи с активной маркетинговой политикой Россия стала третьим по величине рынком сбыта чешских авто «Шкода». Компания и сейчас чувствует себя вполне уверенно, ежегодно увеличивая показатели продаж до очередного рекордного уровня. На отечественном рынке сначала сложилась несколько другая ситуация. Представители корпорации «Фольксваген» не видят в этом ничего страшного, они относятся к трудностям с пониманием и просчитывают ситуацию на несколько лет вперед.

Стоит отметить, что VW вложил более 1,75 миллиардов евро на развитие заводов «Шкода» в России. При этом инвестиции продолжаются с учетом расширяемого и обновляемого модельного ряда. Локальное производство, нацеленное на несколько конкретных представителей чешского автопрома – это положительный момент как для потребителей, так и изготовителей. При таком подходе оптимизируются расходы, снижается таможенная пошлина, поскольку в страну импортируется не готовое транспортное средство, а отдельные комплектующие элементы. Многие детали производятся непосредственно на месте.

Производственные мощности "Шкода" в России

Преимущества

Немаловажно, что государство поощряет развитие заводов «Шкода» в России, как и прочее местное производство. Покупатель при этом выигрывает, получая транспортное средство по более выгодной цене. Можно просто сравнить стоимость аналогичных новых авто в Европе и сопоставить ее с рублевыми аналогами на технику отечественной сборки.

Кроме того, локальное производство нивелирует дефицит. Марка Skoda популярна во всем мире, а производственные мощности в Чехии – не безграничны. Если бы не создавались новые фабрики, потребителям приходилось бы долго ждать желаемую машину либо подыскивать другой вариант.

Особенности

При обустройстве заводов «Шкода» в России выигрывает непосредственно экономика государства. В казну перечисляются миллионы рублей налогов, организуются рабочие места, проводятся курсы по обучению персонала новым и эффективным методам работы.

Сотрудники отечественных филиалов не менее квалифицированные, чем их коллеги из Чехии и Германии. Здесь особого секрета нет. Пока работник не сдаст соответствующие экзамены и не докажет свою профпригодность, его просто не допустят к конвейеру. На фабриках этого уровня практикуется определенная система контроля и качества работы: от стажера до директора предприятия.

Филиал концерна "Шкода" в России

Требования к комплектующим материалам

Не так давно заводы Skoda в нашей стране начали функционировать полноценно, включая проведение сварки и окраски кузова. До некоторых пор в России не было каркасного металла, удовлетворяющего запросам по качеству, предъявляемому концерном VW.

С учетом всех претензий и пожеланий заказчика, отечественные поставщики подобрали материал с необходимыми параметрами. Стоит отметить, что компания «Фольксваген» постоянно контролирует качество поставляемой и используемой продукции. Задача концерна – найти максимально больше российских поставщиков, что удешевляет производство. Главенствующим критерием остается показатель качества – без всяких компромиссов. Детали из российского металла равноценны европейским аналогам.

Перспективы

Производители автомобилей «Шкода» в России – это преимущественно дочерние подразделения международной компании, продукция которой представлена в самых разных странах. Европейский подход ориентирован на повсеместное внедрение новейших технологий, обучение сотрудников обращению с современным оборудованием, повышение квалификации инженеров и технологов.

Нынешние авто чешской марки, произведенные в РФ, соответствуют нормам европейских требований к качеству, могут экспортироваться в страны Евросоюза. Некоторые ограничения на этот вид деятельности носят преимущественно логистическую направленность. Продукции придется дважды пересекать таможню: сначала в виде комплектующих элементов из Чехии, затем в виде готовой машины при отправке в Европу. Несмотря на то что подобная схема влияет на экономику операции, работа в данном сегменте также ведется. Среди основных отличий автомобилей, созданных на отечественных мощностях, – увеличенная емкость аккумуляторов, усиленный узел подвески (с учетом особенностей климата и дорог).

"Шкода" в России

Филиал «Шкоды» в Калуге

Строительство этого комбината началось в 2006 году. Предварительно специалистами было рассмотрено порядка 70 площадок в 11 регионах страны. В критерии отбора входила сотня параметров, начиная от наличия свободной рабочей силы, заканчивая обустройством подъездных путей. В итоге выбор пал на участок в Калуге (170 км к юго-западу от Москвы).

Дополнительным аргументом в пользу Калуги является благоприятная инвестиционная ситуация. Представительство обосновалось в индустриальном парке «Грабцево», который создан под патронатом руководства области. Кроме основного цеха VW, там же открылись филиалы по выпуску комплектующих элементов мирового качества:

  • «Магна» (Magna) – изготовление бамперов.
  • «Гестамп» (Gestamp) – выпуск кузовных частей.
  • «Рэйдел» (Reydel) – пластиковые элементы для салона.
  • «Самсунг» (Samsung) – электрика.

Производство автомобилей способствует образованию сопутствующих предприятий, которым нужны поставщики. В результате выстраивается длинная экономическая цепочка.

Полный цикл

Серийный выпуск на рассматриваемом заводе начался в 2009 году. Примечательно, что пока только модификация «Рапид» производится в Калуге. "Шкода Октавия" и «Йети» изготавливаются по лицензии в Нижнем Новгороде. Сам процесс представляет собой промышленную сборку (производство полного цикла автомобилей). Это подразумевает сварку и покраску кузовной части машин. Это очень ответственная и сложная технологическая процедура.

Где собирают автомобили "Шкода" в России?

Например, длина «Шкоды Рапид», производимой в Калуге, составляет 4500 миллиметров. При этом предельно возможное отклонение от эталонного показателя составляет не более 1 мм на готовом кузове. Для резьбовых соединений этот параметр в два раза меньше. В итоге значение составляет сотые доли процента от общего размера. Измерения кузова проводятся в сотнях точек с применением специального оборудования.

Производственные мощности Skoda в Нижнем Новгороде

Отечественная экономика, как и автомобильный рынок, развивается весьма нестабильно. Это не способствует долгосрочному планированию деятельности производителей автомобилей и сопутствующих материалов. Кризисная ситуация в 2008 году негативно сказалась на объемах продаж новых транспортных средств. В связи с этим корпорация «Фольксваген» не стала торопиться с расширением производства в Калуге, поскольку пока непонятна ожидаемая загрузка действующих мощностей.

Как показало время, автомобильный рынок в России начал быстро восстанавливаться, а продажи – расти. В качестве альтернативы руководство концерна решило нарастить выпуск «Шкоды» параллельно. Для этого была задействована контрактная схема с привлечением партнера, способного обеспечить полный производственный цикл. В качестве такового выступил комбинат ГАЗ в Нижнем Новгороде.

Интересная информация

Где завод «Шкода» в России разместить еще, как не на легендарном предприятии, собиравшем некогда популярные «Победы» и «Волги»? Цех полностью реконструировали под выпуск кузовов «Октавии» и «Йети». Все старое оборудование вывезли, установили лучшие и самые современные станки. В их числе дорогущий японский робот, который окупает себя годами скрупулезного, безотказного и точного функционирования.

Заводы "Шкода" в России

Общий инвестиционный вклад в программу составил порядка 300 миллионов евро. Полный производственный цикл на ГАЗе был организован в максимально сжатые сроки (17 месяцев). Это и неудивительно, поскольку мощности создавались на действующем предприятии. Выпуск Skoda Yeti стартовал в 2012 году, в 2013-м – начало сходить с конвейера третье поколение Octavia.

Контроль качества

Все кузовы до поступления в монтажный цех проходят ряд обязательных процедур:

  • Двойную грунтовку.
  • Покраску.
  • Обработку герметиком, мастикой и горячим воском.

Технологические процессы и системы на комбинатах корпорации Volkswagen едины по всему миру. Это позволяет выстроить глобальную схему многоступенчатого контроля качества.

Окрашенные и прошедшие проверку готовые кузовы подаются на монтажную линию, где приобретают окончательный вид, согласно дилерскому заказу. Сопроводительный лист считывается посредством сканера. В нем указываются все требуемые параметры, начиная от модели мультимедийной системы, заканчивая дополнительными нишами перед водительским и пассажирским сидением.

После конвейера автомобиль пропускают через световой туннель под специальными лампами, позволяющими выявить микроскопические дефекты, затем – тестирование в дождевальном отсеке. После проверки на влагостойкость проводится еще ряд тестов:

  • Роликовые стенды, имитирующие различные условия поездки и торможения.
  • Проверка через компьютер всех электронных систем машины.
  • Испытания на открытом воздухе.
    "Шкода Октавия" в России

Итог

Производственная система построена таким образом, чтобы не допустить хотя бы одной ошибки. Все главные соединения проверяются на соответствующее усилие со строго определенным показателем. Пока контрольный компьютер не удостоверится, что все болтики и винтики затянуты с требуемым усилием, автомобиль не попадет в категорию «годных». Вся информация хранится в электронном архиве не менее 15 лет.

Напоследок адреса заводов «Шкода» в России: Калужская область, г. Калуга, ул. Автомобильная, 1 (парк Грабцево). Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, проспект Ленина, 88.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.