Педагогическая инноватика: определение метода, понятие, основы

Что представляет собой педагогическая инноватика? Когда-то Архимед утверждал, что если бы у него был рычаг, он смог бы перевернуть Землю. Новшество было в том, что им была предложена идея пересмотра основы мира. Сложно представить себе современное образование без компьютерных технологий, всемирной паутины. Для того чтобы дети могли ощущать себя востребованными в современных условиях, необходимы инновации в образовательной системе.

Теоретические аспекты

Педагогическая инноватика является молодой наукой. В нашей стране о ней начали говорить только во второй половине прошлого века. В данный момент педагогическая инноватика находится на стадии эмпирического поиска и становления.

Первоначально она представляла собой движение педагогов-новаторов, но в данный момент к ней подключились и ученые. Они стали обращать особое внимание на нововведения в отечественную образовательную систему.

Инноватика педагогической деятельности предполагает разработку системы знаний, которые помогут школе выполнять социальный заказ.

Инноватика педагогической деятельности

Методологические аспекты педагогических нововведений

Ученые пытаются выявить основные принципы, закономерности, создать понятийный аппарат, выбрать средства, а также границы использования инноваций в образовании. Методологические основы педагогической инноватики – это система знаний и деятельностей, которые относятся к структуре и базе учения о создании, изучении, использовании педагогических новшеств.

Методологический аппарат инноваций может стать результативным средством анализа, пояснения, а также проектирования модернизации отечественного образования. Несмотря на введение в детские сады, школы, средние и высшие учебные заведения федеральных стандартов второго поколения, нет системности и целостности в процессах освоения и использования заявленных новшеств.

Терминология

Понятие педагогической инноватики имеет несколько трактовок. Например, под этим термином подразумевают учение о создании педагогических новообразований, их оценке, внедрения в практику. Ученые отмечают существенную разницу между понятиями «нововведение» и «новшество». Если второе понятие в педагогике рассматривается как метод, некая идея, технология, средство, то нововведение представляет собой процесс и итог применения этого новшества.

Инноватика деятельности

Важные моменты

Благодаря конструированию новых идей, можно управлять воспитательным процессом не только на уровне школы, но и в рамках региона, страны.

Недостаточно просто создать какое-нибудь новшество. Педагогическая инноватика, несмотря на свою проработанность и привлекательность, не может быть освоена без последовательной организации инновационных процессов. На этапе их внедрения у создателей появятся проблемы, поэтому важно заблаговременно подыскать способы их решения. Чтобы внедрять новые методики, формы, технологии, педагоги должны понимать алгоритм внедрения, освоения, применения этих новшеств.

Изменения в школьном образовании

Ключевые понятия

С чем связывается сегодня педагогическая инноватика? Рычаг образования – инновационные процессы, которые принято рассматривать в трех аспектах:

  • психолого-педагогическом;
  • социально-экономическом;
  • организационно-управленческим

От них зависит общая обстановка и условия, при которых осуществляется реализация нововведений. Существующие условия могут ускорить либо притормозить данный процесс, который может быть не только стихийным, но и сознательно управляемым.

Важно отметить единство трех составляющих инновационного процесса: освоение, создание, использование новшеств.

Педагогическая инноватика в образовании, в отличие от дидактики, в качестве объекта выделяет именно трехсоставный процесс.

Понятие педагогической инноватики

Инновационная деятельность

Она представляет собой совокупность используемых мер по обеспечению инновационного процесса на определенном уровне образования. Какими функциями обладает это нововведение в педагогическую деятельность? Педагогическая инноватика представлена следующими компонентами:

  • смыслом;
  • технологиями;
  • методами;
  • формами;
  • средствами обучения;
  • системой управления.

Его особенностью является цикличность характера, проявляющаяся в структуре этапов, которые проходит инновация: появление, рост в борьбе с противниками, зрелость, освоение, распространение, рутизация, кризис, завершение.

Рычаг образования

Структура процесса

Управление инновационным процессом возможно только при знании его структуры, главных законов его осуществления. В педагогике есть несколько подходов к выделению отдельных элементов инновационной деятельности. М. М. Поташник отмечал сложность строения новшеств, многообразие их структур. Им была предложена целая иерархия структур: субъектная, деятельная, управленческая, содержательная, организационная. Остановимся подробнее на каждой из них.

Деятельностная структура содержит следующие компоненты: мотив – цели – основные задачи – содержательный аспект – методы – результаты.

Процесс начинается с мотивирования учителей, учащихся, выявления цели вводимой инновации, выделения узких задач, создания содержания.

Упомянутые компоненты реализуются в конкретных условиях: морально-психологических, временных, материальных, гигиенических, финансовых.

Субъектная структура – это инновационная деятельность всех субъектов развития: директоров, заместителей, ученых, учителей, спонсоров, родителей, преподавателей, методистов, экспертов, консультантов, сотрудников аттестационной службы.

В субъектной структуре учитывают не только ролевое и функциональное предназначение участников, но и их отношение к предлагаемым инновациям.

Управленческая структура связана с взаимодействием четырех вариантов управленческих действий: планированием, организацией, руководством, контролем.

Инноватика в образовательном процессе

Специфика классификации

В настоящее время педагогические нововведения делят на типы и подтипы:

  • по отношению к структурным элементам нововведения в целеполагании, содержании, методах, формах, средствах и технологиях, оценке и контроле результатов;
  • в области формирования способностей педагогов и учеников;
  • по сфере педагогического применения;
  • вариантам взаимодействия участников инноваций;
  • функциональным возможностям;
  • способам осуществления;
  • социально-педагогической значимости;
  • степени планируемых преобразований.
Нововведение в современную педагогическую деятельность

Заключение

Современная система образования находится в стадии серьезной модернизации и совершенствования. Без серьезного подхода к преобразованиям нельзя рассчитывать на эффективность инноваций. К примеру, среди эффективных методик, которые уже апробированы на всех ступенях обучения, можно отнести личностно-ориентированный подход в обучении. В образовательной системе, функционирующей во время существования Советского Союза, у педагогов не было возможности выявлять талантливых детей и создавать оптимальные условия для их развития и самосовершенствования.

Новые образовательные стандарты, внедренные в образовательных учреждениях, позволили изменить эту ситуацию в лучшую сторону. Благодаря тому, что теперь педагог выполняет функцию наставника, у него есть возможность проводить раннюю диагностику одаренности. Для каждого ребенка учитель подбирает свой оптимальный путь интеллектуального развития, позволяющий активизировать самообразование подрастающего поколения.

Среди инноваций, которые успешно «прижились» в школах, также можно упомянуть и методику разноуровневой дифференциации. На ее основе ребятам девятых классов предлагается предпрофильное образование, благодаря которому они получают возможность подобрать себе учебные области для старшей ступени обучения.

Подростки посещают сразу несколько элективных курсов, выбирают те, которые им больше всего нравятся. В рамках профессиональной ориентации выпускников основной ступени обучения им предлагается специальный курс, в рамках которого они получают представление о современных специальностях.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.