"Эдип в Колоне": автор, сюжет, герои, дата и история создания, современные постановки, отзывы критиков и зрителей

Имя Софокла в древнегреческой литературе стоит в одном ряду с такими великими авторами своего времени, как Эсхил и Еврипид. Но в отличие, например, от Эсхила, Софокл в своих трагедиях рассказывал о живых людях, изображая реальные чувства героев, он передавал внутренний мир человека таким, каким он был на самом деле.

Софокл наполнил свои трагедии человеческими мыслями и переживаниями, а не внешними атрибутами и жизнью богов. Человек в трагедиях Софокла занимает центральное место. Ошибающийся, несовершенный, заблуждающийся, но настоящий, именно такой человек появляется в произведениях Софокла «Ипполит», «Царь Эдип», «Царь Эдип в Колоне» и других трагедиях.

О личности Софокла

Софокл появился на свет под Афинами, в поселке Колон. Это место знаменито жертвенниками и алтарями посвященными Афине, Деметре и Посейдону. Действие одной из дошедших до нас трагедий, «Эдип в Колоне», Софокл переносит в свой родной город.

Драматург Софокл

Родом он из обеспеченной семьи, которая дала ему прекрасное образование. Софокла два раза выбирали военачальником Афин и членом совета по выделению казны на различные нужды.

Самой важной целью в жизни считал написание трагедий для театра города Афин. Он соревновался с Эсхилом на афинской сцене в постановке пьес, и его первые трагедии одержали уверенную и безоговорочную победу над Эсхилом.

Софокл написал 123 трагедии, но до нас дошло всего семь его творений:

  • «Царь Эдип»;
  • «Эдип в Колоне»;
  • «Антигона»;
  • «Трахинянки»;
  • «Аякс»;
  • «Электра»;
  • «Филоктет».

Софокл, по сведениям Кефала («Государство», Платон), обладал хорошим характером, был общительным и любил пошутить, не брезговал развлечениями, вином и другими потехами. Дружил с Геродотом.

Прожил долгую жизнь и умер в 90 лет. Похоронен в Афинах. Жители города воздвигли алтарь в его честь и раз в год прославляли Софокла, причисляя его к героям.

Творчество Софокла

Софокл внедрил ряд нововведений в сценическую постановку. В трагедии стали играть три актера, а не два, как было раньше. Увеличил состав хора до 15 человек, обновил декорации, немного видоизменил маски. Еще одним достижением Софокла считают уменьшение роли хора в трагедиях. Это было сделано для того, чтобы дать больше времени актерам на раскрытие мыслей и образа персонажа. Эти нововведения позволили держать зрителя в постоянном напряжении во время представления.

Характерные черты творчества Софокла:

  • сталкиваются герои, у которых разное видение жизни или политического устройства (Эдип и Креонт);
  • герои могут иметь одинаковые взгляды, но абсолютно противоположные характеры;
  • Софокл талантливо передает настроение героев: сначала следует подъем сил, а затем вялость или беспомощность, например, образ Эдипа;
  • динамичные диалоги, активное действие;
  • герои естественные, обстоятельства максимально приближены к реальной жизни;
  • человек вправе сам выбирать судьбу, и не зависит от богов; они могут лишь оценивать поступки человека, а затем наказывать или вознаграждать смертного.

Сюжет трагедии «Эдип в Колоне»

Трагедия является продолжением истории про царя Эдипа. «Эдип в Колоне» был поставлен в 401 году до нашей эры, когда Софокла уже не было в живых. Он написал трагедию, когда ему исполнилось 90 лет, и до премьеры в театре не дожил.

Эдип ослепил себя, когда узнал, что царь Лая, которого он убил, был его отцом, а жена на самом деле его мать. Эдип вместе с дочками уходит бродить по Греции. Он отправляется в пригород Афин - Колон.

Эдип делает привал в роще Эриний, где требует встречи с правителем Тесеем, потому что горожане не хотят пускать Эдипа в город. Они боятся, что он накличет на Афины беды и боги проклянут город.

На сцене возникает Исмена, дочь Эдипа. Она говорит ему, что один из его сыновей, Этеокл, сверг другого сына, Полиника, с трона Фив. Она просит отца поддержать Полиника, потому что от исхода противостояния братьев зависит, где будет захоронен Эдип. Когда Исмена уходит, ее сменяет Тесей. Он поддерживает царя Эдипа, обещает любую помощь и награждает слепого Эдипа гражданством Афин.

Эдип в Колоне

Эдип отправляется в храм Посейдона, чтобы встретиться с сыном Полиником. Сын просит у отца помощи, чтобы взять Фивы. Эдип отказывает сыну и предсказывают, что оба его сына падут от ран, которые нанесут друг другу. Антигона, дочь Эдипа, умоляет Полиника не атаковать Фивы, но брат ее не слушает.

Раздаются звуки грома. Эдип предчувствует свою смерть и в сопровождении Тесея уходит от детей. Эдип просит Тесея сохранить место его погребения в тайне. Этот секрет должен быть передан наследникам Тесея.

Смерть Царя Эдипа

В конце постановки дочери Эдипа слезно просят указать, где похоронен царь. Тесей молчит и не хочет открывать им правды. Он переправляет дочерей Эдипа в Фивы.

Современные постановки

Самые яркие современные спектакли "Царь Эдип" и "Эдип в Колоне" были поставлены в Аргентине и России.

Постановка в театре Колон

Театра Колумба в Буэнос-Айресе, или театр Colὸn, поставил в своем грандиозном зале оперу «Эдип». Постановщик Алекс Олли пригласил зрителей задуматься над вечными темами, о которых говорит Софокл. Опера была совместным проектом театра Колумба, королевского театра La Monnaie из Брюсселя, Gran Teatre del Liceu (Барселона) и Национальной оперы (Париж, Франция). Музыка румына Энеску, написанная еще для премьеры в парижской опере 1935 года, сочетает в себе современные мотивы и классическое звучание.

Постановка Царя Эдипа в театре Вахтангова

В 2016 году театр имени Вахтангова при поддержке Национального театра Греции поставил спектакль в греческом амфитеатре Эпидавр. Эдипа поставил Римас Туминас. Греческая и русская публика встретила положительными отзывами спектакль. Российские актеры и греческий хор, который пел на языке оригинала, произвел на многих зрителей впечатление.

Постановка Андрея Кончаловского

Современное звучание история о царе Эдипе получила в спектакле Андрея Кончаловского. «Эдип в Колоне» в 2014 был поставлен на сцене театра «Олимпико» (Виченца, Италия), а 24 марта 2018 года – в БДТ (Санкт-Петербург, Россия).

Перед зрителями предстает современная картина: Эдип напоминает бездомного, Антигона уныло плетется за ним. Внешний вид героев соответствует их социальному статусу: протертые джинсы с дырками, длинные грязные волосы, засаленные рубахи. За собой они везут тележку для продуктов из супермаркета. Только в тележке не продукты, а вещи, грязные они или нет, понять трудно.

Антигону играет актриса Юлия Высоцкая, жена режиссера. Она – глаза Эдипа, без помощи дочери царь не смог бы пройти такие большие расстояния. Юлия Высоцкая призналась журналистам, что много вложила сил в образ Антигоны, страсти и чувств.

Режиссер словами, понятными современному человеку, хочет передать свое представление о судьбе, жизни и смерти. Андрей Кончаловский стремился показать человека и его мысли в момент перехода в иной мир.

Андрей Кончаловский заявил, что ставить на сцене Софокла также непросто, как и Чехова или других драматургов. В представлении режиссера трагедия раскрывает современное представление в мыслях и чувствах, а одежда - это просто внешний атрибут.

Отзывы зрителей и критиков о постановке Андрея Кончаловского

Премьера постановки 2018 года о последних днях жизни Эдипа вызвала разные эмоции у зрителей и театральных критиков.

Согласно отзывам, спектакль «Эдип в Колоне» Андрея Кончаловского зрителям понравился. У каждого свои вкусы, кто-то любит классику и не одобряет современные постановки или, наоборот. Но большинство отзывов о "Эдипе в Колоне" носит положительный характер. Если суммировать все мнения, можно сделать вывод, что спектакль люди смотрели на одном дыхании. Он меняет представление о жизни, заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, и по окончании чувствуешь, что не зря потратил время. Многие театралы приезжают на спектакль специально из Москвы в Петербург.

Мнение критиков о спектакле «Эдип в Колоне» противоположное зрительскому, но на то они и критики. Основными минусами спектакля считают плохую пластику, низкое качество юмора на уровне КВН, акцент в действии сделан на Юлии Высоцкой, для которой и был поставлен спектакль (мнение критиков), а мыслей в нем вообще нет и взяться им неоткуда.

Ну а для того, чтобы составить собственное мнение о постановке Кончаловского, лучше сходить на спектакль.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.