Мы знаем о издержках, которые напрямую влияют на конечную стоимость продукции. Фирма покупает сырье, нанимает людей, обеспечивает работников материалами и технологиями, чтобы в результате получить конечный продукт, в итоговую стоимость которого будут входить все затраты производства. Но есть еще один отдельный вид расходов, без которых на современном рынке компания вряд ли сможет обойтись. Это так называемые трансакционные издержки.
Теоретическое понятие
Рассмотрим пример образования трансакционных издержек. Они не связаны напрямую с процессом производства и не относятся к материалам или заработной плате. Но их также нужно обязательно учитывать при формировании цены.
Согласно экономической теории, трансакционные издержки (примеры рассмотрим далее) – это затраты, обеспечивающие переход прав собственности из одних рук в другие во время процесса производства продукции. Понять теоретический материал очень сложно. Но пример трансакционных издержек очень прост.
Допустим, есть фирма "Н", которая производит мороженое. У компании уже все есть: сырье (молоко, фруктовые добавки, сахар и т. д.), рабочие, технология и оборудование. Но нет готового помещения, где весь процесс будет происходить.
В данном примере руководству фирмы нужно в кратчайшие сроки найти того, кто даст в аренду помещение, кто сделает в нем ремонт, кто установит оборудование. То есть как минимум нужно найти еще троих подрядчиков и заключить с ними договора. Конечно же, фирма "Н" может сама построить себе здание, сама сделать в нем ремонт и подключить конвейеры, но на это уйдет столько времени, что уже может закончиться летний сезон. В этом случае речь идет о примере трансакционных издержек, когда фирма "Н" передает свои полномочия и права сторонней организации, но вместе с тем охраняет их благодаря письменному соглашению.
Виды трансакционных издержек
В сфере рыночных отношений можно выделить пять примеров трансакционных издержек на предприятии:
- траты, связанные с поиском информации;
- убытки во время переговоров и заключения договоров;
- издержки процесса измерения какой-либо величины;
- расходы при защите прав собственности;
- издержки оппортунистического поведения.
Затраты на поиск информации
Рассмотрим простой пример трансакционных издержек поиска информации. Снова возьмем компанию "Н", которая выпускает мороженое. Уже готова первая партия сладкого лакомства, но кому ее продать? Все население ближайшего небольшого городка уже полюбило мороженое фирмы "З" – "Зелейное" и не хочет менять его на "Н" – "Наталкино". Фирме "Н" приходится искать потенциальных покупателей. Руководство едет в другой город за 100 км, тратит деньги на бензин или билеты, проводит мониторинг рынка, изучает потребности людей, их предпочтения и т. д. В результате фирма "Н" находит покупателей, но на их поиск были затрачены деньги и время.
Это же самое можно было бы сделать проще. Доверить маркетинговой компании часть своих прав и заключить договор, согласно которому фирма-подрядчик обязуется провести маркетинговое исследование потребительского рынка с целью определения объема будущего спроса. Все затраты на контракт с маркетинговой фирмой считались бы трансакционными издержками.
Издержки ведения переговоров и заключения контрактов
Рассмотрим пример образования трансакционных издержек, когда фирма "Н" уже нашла себе подрядчика – маркетинговое агентство "А". Но вторых не устроила первоначальная цена, и они просят у нанимателя большую сумму вознаграждения. Фирма "Н" не готова платить больше, и ведутся длительные переговоры, контракт не подписывается, производство простаивает, мороженое не продается. Это еще один пункт, который в бухгалтерском учете отнесется к графе трансакционных издержек.
Издержки измерения
Этот тип затрат связан с проверкой качества выпускаемой продукции. На мороженом это не так заметно, поскольку товар должен быть стандартным и соответствовать ГОСТАм. А вот в такой сфере, как автомобилестроение, машиностроение появление брака на любом из этапов может привести к потере огромных сумм денег. Такой пример образования трансакционных издержек лучше всего описывает суть затрат на измерения.
Чтобы исключить брак, нужно на каждом этапе очень много времени уделять проверке соответствия деталей.
Издержки спецификации и защиты прав собственности
Приведем пример из жизни трансакционных издержек. Допустим, один человек изобрел совершенно новую технологию изготовления мороженого, при которой можно экономить на воде и электричестве. Этот человек работает креативным директором в нашей фирме "Н". Не успев запатентовать идею, мы внедряем ее в производство. Но в нашей компании оказался шпион, который передал секретные данные конкурентам. И теперь фирма "З" тоже использует нашу технологию.
Возникает спор. Чтобы защитить свои права и свою идею, форма "Н" подает в суд иск с претензией на информационное воровство. Все затраты, которые понесет фирма "Н" на оформление патента и обращение в суд, будут отнесены к графе трансакционных издержек.
Издержки оппортунистического поведения
На первый взгляд кажется, что это очень сложное понятие. Но пример на предприятии трансакционных издержек знаком практически каждому. Вопрос касается основной и подрядной организации, когда кто-либо из сторон не хочет выполнять предписанные контрактом функции. Причины этому банальны: мы возьмем деньги, но делать ничего не будем или сделаем некачественно. Такое встречается сплошь и рядом. Фирма заказывает строительство здания, а подрядчик, взяв деньги и вырыв котлован, испаряется в неизвестном направлении. Издержки есть, а работы нет. Это и называется оппортунистическое поведение, то есть непорядочное, недобросовестное отношение к условиям контракта.
Классификация по О. Уильямсону
Примеры трансакционных издержек можно разделить на две категории: по частоте трансакий и по специфичности активов.
Единоразовый или самый простой обмен на рынке с неизвестными продавцами и покупателями. Этот процесс совершает каждый из нас практически ежедневно. Допустим, вам нужны батарейки. Вы идете в магазин и покупаете аккумуляторы, и в следующий раз вы пойдете только тогда, когда они снова сядут. Продавцу безразлично, кому продавать, а покупателю – у кого покупать. Аналогичная ситуация возникает с любыми мелкими бытовыми предметами.
Когда речь идет о дорогостоящей технике, то тут уже не будет единоразовой сделки. Покупатель будет тщательно выбирать, присматриваться, прицениваться, прежде чем сделать выбор.
Повторяющийся обмен
При этом типе обмена активы не имеют специфических особенностей. Но уже прослеживается постоянность. Например, вы каждый день покупаете молоко у одно и того же продавца. Вы знаете, что его товар хорошего качества, вас устраивает цена, и вы приходите снова и снова. Таким образом мы видим пример снижения трансакционных издержек.
Если есть один и тот же продавец, то не нужно бегать и искать других, да еще постоянным клиентам делают скидки. Поэтому выгоднее заключать многоразовые сделки с проверенными партнерами.
С этой же целью супермаркеты придумывают бонусные или накопительные карты. Имея хорошую скидку в одном супермаркете, покупатель не будет бегать в другие, а магазин получит постоянного клиента.
В бизнесе две вещи являются важными:
- найти надежного продавца;
- удержать лояльного клиента, который станет постоянным.
Если у фирмы есть круг постоянных клиентов, которые делают выручку, то не нужно искать других. Так образом, наблюдается пример снижения трансакционных издержек со стороны производителя.
Повторяющийся контракт, связанный с инвестициями в специфические активы
Специфические активы – это средства, направленные на достижение конкретной цели. Такая сделка обновляется каждый раз, когда ее заключают, и для нее выделяют определенную сумму денег.
Рассмотрим пример. Допустим, фирме "Н", которая производит мороженое, нужно построить цех. Она нанимает подрядчика, и они составляют договор. На строительство выделяются целевые средства. Когда цех уже будет построен, фирма будет использовать по тому назначению, для которого он возводился, то есть в нем работать. Если фирма захочет в цеху делать что-то другое, например, сдавать его под склад, то она понесет дополнительные издержки, что будет для нее абсолютно невыгодным.
Инвестиции в уникальные, эксклюзивные активы
В данном случае рассматриваются активы, при альтернативном употреблении которых теряется их ценность вообще. Чаще всего эта категория относится к монументальным сооружениям, которые возводились под определенные цели. Например, предприятие по выплавке метала построило домну. Что с ней делать, кроме как плавить в ней металл? Ничего. Для других целей она не предназначена.
Факторы, влияющие на рост трансакционных издержек
Сюда относятся:
- наличие бюрократической волокиты при составлении контрактов;
- барьеры входа на рынок;
- наличие большого количества продавцов, качество работы которых неизвестно;
- присутствие оппортунистического поведения;
- высокая стоимость и недоступность информации;
- специально созданные тяжелые условия для функционирования рынка благодаря непродуманной политике;
- неэффективное управление фирмой;
- высокие риски.
Трансакционные издержки связаны не только с потерей финансов. Во многих случаях несутся затраты времени и человеческих ресурсов.
Примером снижения трансакционных издержек в России является развитие аутсорсинга.
Аутсорсинг: метод снижения трансакционных издержек
Под понятием аутсорсинга подразумевается передача фирмой-заказчиком некоторых своих функций посторонней организации на основании договора. В этом случае фирма-партнер должна быть экспертом в своей области и иметь надежную репутацию.
Наиболее часто встречающийся пример аутсорсинга – это ведение бухгалтерского учета. Маленьким фирмам невыгодно нанимать отдельно человека, платить ему зарплату, плюс неловкость с отпуском: кто будет вести учет, когда бухгалтер уедет отдыхать? Чтобы избежать неловких ситуаций и сэкономить на целом подразделении, компании выгоднее обратиться к сторонней фирме, которая занимается ведением бухгалтерской отчетности.
Типы аутсорсинга:
- IT-аутсорсинг заключается в обслуживании компьютеров, создании веб-сайтов, программировании, установке программного обеспечения.
- Производственный. Передача части производственных функций. Например, пользование услугами компании-перевозчика, делегирование другой компании сборки комплектующих.
- Аутсорсинг в сфере управления включает подбор и обучения персонала сторонним агентством.
- Передача второстепенных функций, таких как бухгалтерский учет, маркетинг и реклама, логистика.
Аутсорсинг помогает компаниям экономить время, деньги и трудовые ресурсы там, где могут возникнуть большие затраты, позволяя акцентировать внимание только на основном производственном процессе. Он эффективен для больших и малых предприятий, независимо от степени богатства и вида собственности.