Научный метод

Научный метод - это комплекс процедур, направленных на установление общих положений и оценку теорий, предложенных при описании, объяснении и предсказании явлений. Используется он в различных областях.

Существует определенная классификация научных методов. Специалисты подразделяют их на два основных уровня: способы теоретического и эмпирического познания.

Научный метод эмпирического познания применим в условиях опыта, где основную задачу выполняют чувства. Такой способ включает в себя:

  1. Наблюдение – целенаправленное исследование предмета с использованием функций органов чувств, когда наблюдатель не вмешивается в исследуемое явление.
  2. Эксперимент – изучение предмета в созданных специально и контролируемых искусственных условиях.
  3. Сравнение. Этот метод подразумевает определение различий или похожих черт предметов или явлений.
  4. Описание результатов эксперимента, наблюдения или опыта. Для фиксирования применяют особые системы обозначения (диаграммы, таблицы, схемы и прочие).
  5. Измерение – выявление количественного показателя той или другой величины.

Теоретический научный метод предусматривает использование мышления в качестве инструмента при исследовании. В свою очередь этот способ изучения подразделяется на формализацию и аксиоматический способ.

Формализация представляет собой отображение знания при помощи символов и знаков (формализованного языка). В этом случае рассуждения о явлениях и предметах заменяют операции со знаками. Это, в частности, наглядно отражено в символической логике или математике.

Однако не всегда применим научный метод формализации. Так, например, культурология или философия не поддаются символическому отображению. Этот метод целесообразен в естественных или технических науках.

Аксиоматический способ представляет собой выведение знаний из не требующих доказательств положений (аксиом).

Общелогические методы объединяют философское, теоретическое и эмпирическое познание. Эти способы включают в себя:

  1. Анализ – разделение мысленно на составные части предмета или явления.
  2. Синтез – формирование из частей единого целого.
  3. Абстрагирование – мысленное выделение самых основных свойств предмета или явления.
  4. Идеализацию – мыслительную операцию, направленную на формирование объектов, предметов, явлений идеализированных и не существующих в реальности.
  5. Моделирование – исследование с использованием заместителей явлений или предметов (моделей).

Моделирование в свою очередь подразделяется на предметное (материальное) и мысленное (идеальное).

Необходимо отметить, что моделирование как инструмент исследования используется достаточно широко. Особенно актуально его применение при решении задач управления. Часто в условиях сложных проблем при отсутствии возможности проведения экспериментов в реальной жизни моделирование становится необходимым и незаменимым инструментом. В ситуациях, являющихся достаточно сложными для использования простой оценки причин и следствий, применяются специально разработанные модели.

Психология во многих своих сферах применяет научный метод. Здесь, как впрочем, и в других областях, используется выведение гипотез из теоретических положений, осуществляется систематическая критическая их оценка в условиях контролируемых, объективных, эмпирических исследований. В результате формулируются определенные выводы, доступные для глубокого изучения, воспроизведения и анализа.

При исследовании сложных событий применяется их разделение на переменные и релевантные. Между ними, в свою очередь, с использованием научного метода исследователи устанавливают и изучают взаимосвязи, впоследствии разрабатывают и критически оценивают предположения, связанные с эмпирическими результатами.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.