На территории Бурятии царят буддистские традиции. Этому немало способствовала близость Монголии – страны, исповедующей данную веру. На сегодняшний день в Бурятии есть несколько десятков дацанов. Более того, именно здесь функционирует высшее буддийское религиозное заведение - университет «Даши Чойнхорлин».
Общая информация
Сразу же после своего восхождения на трон императрица Елизавета Петровна официально дала буддизму статус одной из российских религий. В это время в Бурятии существовало одиннадцать дуганов и дацанов, и если первые являлись просто буддийскими храмами, то вторые – это монастырь и университет в одном комплексе. Жемчужиной и сердцем буддийской традиционной сангхи в России является Иволгинский дацан - именно здесь обосновался Пандито Хамбо-лама, поэтому Иволгинский монастырь и считается важнейшим буддийским храмом на территории нашей страны. В свою очередь, одним из старейших является Ацагатский дацан (фото размещены ниже).
На его территории находится Агинская Буддийская Академия. Более того, Ацагатский дацан в Бурятии — это единственный храм, из стен которого вышло семь Пандито Хамбо-лам, а также многие выдающиеся буддийские лидеры, которые известны не только в России, но и за ее пределами. Самый знаменитый из них - Хамбо Лама Доржиев, богослов, ученый-просветитель, инициировавший постройку первого в Европе монастыря буддистов – храма Калачакры, расположенного на территории Санкт-Петербурга.
Ацагатский дацан - как доехать
Этот буддийский монастырь находится в Заиграевском районе Бурятии на западной окраине селения Нарын-Ацагат. От Улан-Удэ он отдален всего на пятьдесят километров. Доехать самостоятельно до Ацагатского дацана можно на общественном транспорте из столицы Бурятии по маршруту Улан-Удэ – Унэтэгэй. Отправление с Пищевой улицы.
Историческая справка
В прошлом Ацагатский дацан назывался Курбинским. Он был основан в 1824 году близ одноименного улуса в районе Боро-Тоонтой. Первый храм-сумэ из дерева был построен без получения официального разрешения.
В 1831 году тайшой хоринских бурят было написано прошение губернатору Иркутской губернии, в которой выражалась просьба разрешить деятельность Ацагатского дацана. 5 мая 1831 было разрешено вести молебны.
Спустя десять лет Курбинский, а ныне Ацагатский дацан начали расширять. В 1841 году на его территории были построены главный соборный храм Цогчен-дуган, два сумэ - Дара-Эхын и Хурдын. В это время здесь числилось уже семнадцать лам и одиннадцать хувараков. Приход Ацагатского дацана простирался от восточных границ городка Верхнеудинска по обоим берегам Уды вплоть до реки Худан. К концу XIX века в него входило почти пять тысяч человек.
Строительство
Изначально Ацагатский дацан находился в неудобной сырой низине. В 1868 году прихожане подали прошение о разрешении строительства нового, уже не деревянного, а каменного храма в другом месте. После исследования местности началось возведение новых зданий Ацагатского дацана в трех верстах от старого строения в местности Энгэр-Тугла.
Вначале был построен Цогчен-дуган. В его трехэтажном здании сочетались тибетские и китайские стили архитектуры. Первый этаж был каменным, а два других – деревянными.
В 1880 г. прихожане снова обратились к губернатору, на этот раз с просьбой разрешить перенести на новое место два деревянных здания сумэ, оставшихся на старой территории, что им было позволено. В начале ХХ века в Ацагатском дацане был построен деревянный Джуд-дуган.
Школа тибетской медицины
В 1911 году сюда переезжает уже вышедший в отставку Пандито Хамбо-лама Иролтуев 11-й. Скоро Ацангатский дацан становится крупным центром, где лечат с помощью тибетской медицины. Занятия Иролтуев проводил в специально построенном с этой целью Мамба-дугане — небольшом деревянном здании, крытом железной кровлей. В школе было около пятидесяти учеников.
Вскоре были построены лазарет, здание медшколы, хозяйственные постройки, например, бани, амбары, завозни, и др. В лечебнице провели телефонную связь. Преподаватели приезжали даже из Монголии, а лекарственные препараты привозились из Китая.
Типография
Предположительно, она возникла во второй половине XIX века. В Ацагатском дацане издавали около 46 наименований книг на тибетском и столько же – на монгольском языках. Здание типографии можно увидеть и сегодня на северо-восточной стороне монастыря. Кроме книг здесь печатались и ксилографические оттиски изображений хий морин и бурханов.
Советский период
В октябре 1922 г. здесь проходил первый духовный съезд всех буддистов. В нем принимали участие верующие РСФСР и Дальневосточной республики. На съезде были приняты Устав и положение, касающиеся духовных дел буддистов в Сибири, создан центральный административный орган - духовный совет. В декабре 1925 г. вся собственность дацана перешла государству, а функционирующая на его территории школа тибетской медицины была обложена налогом. В 1933 г. на землях храма был организован совхоз, а спустя три года Ацагатский дацан был полностью ликвидирован. Все здания передали школе-интернату.
В результате были утрачены оба сумэ, Джуд-дуган, разрушены монастырские стены и ступы-субурганы, а здания Цогчен- и Чойра-дугана были перестроены.
Восстановление
В 1991 году в Ацагатский дацан приехал Далай-лама XIV и освятил место будущего строительства. В 1992 году Ацагатский дацан начали восстанавливать. Новое здание стоит на другом месте, у горы Тамхитын-даба. В ноябре 1992 г. здесь была первая служба.
С 1999 года при дацане работает дом-музей Доржиева, который имеет статус республиканского.
Интересные факты
В июне 1891 года сюда приезжал цесаревич Николай Александрович, который возвращался из кругосветного путешествия. В ознаменование его пребывания на том месте, где была установлена царская палатка, в 1897 г. построили сумэ Цаган-Дара Эхэ. Это деревянное двухэтажное строение являлось самым большим на территории дацана: 14 саженей составляла длина его стен. В сумэ функционировала школа богословия.