Как стать художником-сюрреалистом? Постигая секреты живописи, бесконечно упражняясь, изучая картины мастеров, можно стать профессионалом, но... ремесленником.
Гениальным художником-сюрреалистом нужно родиться, потому что только гений может балансировать между миром действительности и фантазией, перенося свои видения на холст и заставляя окружающих поверить в реальность фантастического мира. Через парадоксальность высказываний как нельзя лучше раскрывается своеобразие личности художника, в чем можно убедиться, перечитывая афоризмы и цитаты Сальвадора Дали.
Пограничное состояние, выраженное фразой
Сальвадор Дали был загадкой не только для своего окружения - он был загадкой для себя самого. Перечитывая цитаты Дали, оставленные им в разное время и по разным поводам, можно предположить, что основной его целью было поразить воображение аудитории парадоксальной игрой слов, которые были продолжением его эксцентричной натуры.
Я обречен на эксцентричность, хочу того или нет.
Все говорят об эксцентричности, но я полностью и абсолютно парадоксален.
Иное дело мои чувства, легкие и непрочные, как мыльные пузыри, — я никогда не мог предвидеть истеричного и нелепого хода своего поведения. Больше того, конечная развязка моих действий поражает меня первого.
Однако истоки эксцентричности следует искать в детстве. До рождения Дали в их семье родился мальчик, названный Сальвадором, который умер в младенческом возрасте. Когда в 1904 году родился будущий художник, ему также дали имя Сальвадор. Он вспоминал, что им владело постоянное чувство раздвоения, как будто он живет не свою жизнь или должен жить за двоих. Позже в своей книге "Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим" он скажет:
Мой брат был только первой пробой меня самого, воплотившегося в невозможном, абсолютном избытке...
А позже, пытаясь постичь причины своих скрытых желаний, сделает еще несколько наблюдений:
Однажды, подавившись рыбьей косточкой, я бросился вон из столовой, надрывно кашляя и заходясь в судорогах. Мне и в самом деле было плохо, но с каким-то тайным удовольствием я преувеличивал и кашель, и судороги, безошибочно зная, чем привлечь к себе внимание растревоженной семьи.
Этот отрывок из книги дает представление о той движущей силе, которая позднее заставляла Дали прибегать буквально к театральным представлениям, шокирующим окружающих - желании всецело владеть вниманием каждого, кто имел честь вращаться в орбите гения.
Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час.
Детство тянется к насекомым: они любопытны, они порождают в душе тягу к насилию над собой и природой, а это уже - стимул к творчеству.
Безумие для меня весьма питательно, а произрастает оно из шутовства.
Дон Кихот был сумасшедший идеалист. Я тоже безумец, но при том - каталонец, и мое безумие - не без коммерческой жилки.
Непреходящее желание постичь самого себя заставляет Дали всерьез увлечься психологией. При встрече с З. Фрейдом, которого Дали боготворил, он пытался найти ответы на мучающие его вопросы, однако З. Фрейд был занят больше творчеством Сальвадора Дали, нежели особенностями его личности. Разочарованный Дали воскликнул:
Великие психологи и те не могли понять: где кончается гениальность и начинается безумие.
Вопрос своей гениальности волновал Дали с раннего детства, впрочем, как и вопрос власти над другими людьми. Видимо, эти две категории были для него неразрывно связаны. В своей книге "Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим" он описывает множество случаев проявлений им шокирующей детской жестокости, когда ему было необходимо определить границы своей свободы. Можно с уверенностью утверждать, что практически все они были вызваны жаждой обретения границ хаотичного "Я" и уверенности в своей гениальности.
Если ты играешь в гения, ты им становишься.
Жизнь сурова…, но зато ее озаряет свет вечности.
Я до неприличия люблю жизнь. Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец, и за то, что я — Сальвадор Дали.
Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает от ума. Именно от ума.
Миру придется немного потесниться, и еще вопрос, вместит ли он гения.
Думаю, мне ничем не легче было родиться, чем Творцу — создать Вселенную. По крайней мере, он потом отдыхал, а на меня обрушились все краски мира.
Со всей ответственностью заявляю: я никогда не шутил, не шучу и шутить не собираюсь.
Я всегда говорил, что мед слаще крови. А не наоборот.
Взгляд Дали на свободу и государство
У Сальвадора Дали был свой особенный взгляд на свободу, государство и государственное устройство: в цитатах Дали на эту тему проецируется страх перед необузданностью собственной фантазии и желание иметь рядом кого-то более сильного, кто мог бы структурировать его беспокойный ум.
Анархия при монархии - вот наилучшее государственное устройство.
Монарх должен быть гарантом анархии.
В самом деле, я могу есть лишь то, что имеет явную и понятную форму. И если я терпеть не могу шпинат, то лишь из-за того, что он бесформен, как свобода.
Бежать впереди истории гораздо интереснее, чем описывать ее.
Дали о жизни и смерти
Дали был многогранен: его увлекали разные стороны как реальной жизни, так и мистики, среди его друзей и знакомых были люди, оставившие след в искусстве и литературе, кинематографе и психиатрии. У каждого из этих людей остались свои неповторимые воспоминания о художнике, запомнившимся им, в том числе, и россыпью цитат Сальвадора Дали, которые рождались спонтанно, но врезались в память и оставались в ней надолго.
Жажду смерти нередко можно объяснить сильнейшим импульсом вернуться туда, откуда мы пришли.
Все поэты стремятся к Ангелу, но природный негативизм испортил вкусы — и они ищут лишь падших ангелов.
Меня уже восхищали три вещи: слабость, старость и роскошь.
Будучи посредственностью, незачем лезть из кожи вон, доказывая, что ты - посредственность: это и так заметно.
Герой, если он настоящий герой - всегда сам по себе. Одно дело - герой, другое - слуга.
Любовь - одна, но лиц ее великое множество
В жизни Сальвадора Дали была только одна любимая женщина - Гала: именно ее он рисовал множество раз, именно о ней были его мысли, его высказывания, ставшие цитатами Дали.
A Gala-Gradiva celle qui avance. ГАЛА-ГРАДИВЕ той, что вела меня вперед.
Этой фразой Дали начал описание своей жизни в книге "Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим". В этой книге среди множества воспоминаний о разных периодах жизни Дали, можно найти объяснение того взаимного притяжения двух противоположностей, которыми были Гала и Дали. Дали был и оставался на протяжение всей жизни невероятно далеким от практичности:
Какие бы то ни было практические действия были мне чужды — и приметы внешнего мира все больше пугали меня.
Гала была весьма осведомленной в вопросах земной жизни дамой, в частности - в вопросах ценности произведений искусства. И их союз был просто предопределен свыше.
Однако, как ценитель красоты во всех ее проявлениях, Дали на протяжение своей жизни был увлечен несколькими женщинами, одна из которых - известная певица Аманда Лир, оставалась его подругой более десяти лет, что позволяло Дали, опираясь на силу, которую придавала ему Гала, быть авторитетом для юной Аманды. Это "любовное трио" просуществовало около пятнадцати лет, позволяя каждому из его участников проявлять свою привязанность, не теряя при этом своей индивидуальности.
Найти себя в каждой из них
С каждой из своих женщин Дали мог раскрывать разные стороны своей противоречивой натуры: для кого-то из них он был великим мастером, для кого-то - ошеломляющим мужчиной, а Гала придавала ему ту уверенность в себе и своем величайшем таланте, в которой он постоянно нуждался.
Гала - единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Галы я никто.
Страдая, я развлекаюсь. Это мой давний обычай.
Однако не только к женщинам испытывал привязанность Дали: до сих пор обсуждаются его взаимоотношения с великим поэтом Г. Лоркой. Их связывали действительно очень нежные отношения, а со стороны Г. Лорки - даже страстные, однако Дали смог очень деликатно расставить акценты в этих отношениях, оставив их только дружескими. И это подтверждают как воспоминания друзей Дали, так и проведенные его биографом исследования. Скорее всего, этих людей связывали духовные узы, позволявшие каждому из них, несмотря на сильное эмоциональное притяжение, оставаться уникальной личностью, ценя свободу другого.
Каков я на самом деле, знают считанные единицы.
Вероятно, гению сюрреализма было необходимо исследовать все стороны эмоциональных связей между людьми в свойственной ему пристальной и тщательной манере, о чем и свидетельствуют цитаты Сальвадора Дали о любви и других сильных чувствах.
Я держу в своей руке руку моей радости и думаю в глубокой нежности: «После всего этого я могу тебя убить!»
Великие гении всегда производят на свет посредственных детей, и я не хочу быть подтверждением этого правила - я хочу оставить в наследство лишь самого себя. Дали - наркотик, без которого уже нельзя обходиться.
Врагов я забрасываю цветами в гробу.
Дали о творчестве и художниках
Великий мистификатор Дали не терпел посредственности: в этом можно убедиться, ознакомившись с цитатами Дали об искусстве и художниках.
Может быть, вы видите Богоматерь, как все люди, а я вот вижу весы.
Я плохой художник, потому что я слишком умен, а чтобы быть хорошим художником - надо быть чуть-чуть дураком.
Для художника каждое прикосновение кисти к холсту - целая жизненная драма.
Для начала научитесь рисовать и писать, как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению - и вас будут уважать.
Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают точное время.
Бесплоден именно хороший вкус: для художника нет ничего вреднее хорошего вкуса.
Более всего на свете я презираю Родена, который изваял этого "Мыслителя": в такой позе не то что мыслить - даже гадить неудобно.
Всю жизнь моей навязчивой идеей была боль, которую я писал бессчетно.
У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец пусть говорят хорошо.
Люди так не волновались бы, если бы я был посредственным художником. Всех великих художников подделывали.
Думаю, сейчас у нас средневековье, но когда-нибудь настанет Возрождение.
В свойственной ему шокирующей манере, не заботясь о производимом впечатлении, Сальвадор Дали говорил о том, что было всегда его сутью, его призванием, смыслом его жизни - о творчестве. Именно поэтому мысли художника об искусстве могут считаться лучшими цитатами Сальвадора Дали.