Город Миасс: численность населения, занятость и интересные факты

Численность населения Миасса составляет 151 856 человек, по данным на 2017 год. Это крупный город в Челябинской области, центр одноименного городского округа. Находится на одноименной реке, у самого подножья Ильменских гор, до Челябинска чуть меньше ста километров. Именно на территории этого округа располагается значительная часть Ильменского заповедника.

Сколько человек живет в Миассе?

Основание города Миасс

Первые данные о численности населения Миасса относятся к 1897 году. Тогда здесь проживало 16 100 человек. Затем был отмечен планомерный рост численности населения г. Миасса, который продолжался до 1989 года. К тому моменту в городе официально проживали 167 839 человек.

Во время перестройки, как и во всей России, в Челябинской области начались проблемы, Миасс не стал исключением. Причем планомерное падение численности населения Миасса продолжалось и на протяжении большей части 2000-х годов, когда финансовая и экономическая ситуация в стране начала исправляться. Вплоть до 2013 года в городе оставалось все меньше жителей. В результате численность населения Миасса снизилась до 150 665 человек.

Только в последние несколько лет ситуация стабилизировалась, и даже наметился регулярный прирост. Правда, пока совсем незначительный. Численность населения города Миасс на сегодняшний момент составляет 151 856 человек.

История города

Первое поселение в этих местах было образовано в 1773 году. Оно возникло благодаря купцу Илариону Лугинину, который начал строить в округе медеплавильный завод. Правда, завершить его не удалось из-за начавшегося Пугачевского восстания.

Запустить предприятие на полную мощность удалось только в 1777 году. В первое же десятилетие темпы производства планомерно удавалось наращивать. Вскоре завод достался племянникам основателя, Николаю и Ивану Лугининым, сыновьям его брата Максима. Правда, вскоре выяснилось, что меди в этих местах не так много. В 1798 году Лугинины продали завод государству, в последующие два года производство меди было вовсе остановлено. Затем оно возобновилось, но в значительно меньших объемах, чем в самом начале. В середине XIX столетия содержание завода вовсе стало убыточным, его закрыли.

Золотые прииски

В то время Миасс стал активно развиваться благодаря не меди, а золоту. В первой половине XIX столетия в долине реки с одноименным названием обнаружили большие запасы этого драгоценного металла. Уже к 1836 году здесь открылись разработки - целых 23 золотые россыпи и 54 рудника.

Самым известным прииском стал Царево-Александровский, известный также как Ленинский. В 1824 году была открыта богатейшая россыпь этих мест, к лету уже был заложен прииск. На прииски даже приезжал Александр I. Как утверждает легенда, император даже решил сам попробовать найти золото. В первый же день ему повезло, Александр отыскал самородок, который весил целых три килограмма.

В середине века в этих местах было основано золотопромышленное товарищество. Среди его пайщиков было много представителей питерской аристократии. В его границы вошли практически все крупные прииски, с которых добывали половину всей продукции. Именно когда начало работать это товарищество, в золотодобывающее производство стали внедрять технические достижения современности. Это привело к расцвету промысла.

В эти годы история поселения самым непосредственным образом связана с Егором Симоновым, который стал самым состоятельным человеком во всем городе. Он внес неоценимый вклад в развитие Миасса, хоть в то время поселение еще не считалось официально городом.

Добыча золота являлась основой градообразования Миасса до самого начала XX века. Когда по итогам Октябрьской революции все предприятия были национализированы, крупные объединения стали массово разваливаться. В итоге работы велись на незначительных старательских промыслах.

Строительство Транссиба

Промышленность Миасса

В 1891 году именно из Миасса началась масштабная стройка Транссибирской железнодорожной магистрали, которая следовала во Владивосток. Особенно известен как раз участок от Самары до самой восточной точки дороги. Его длина составила около 7000 километров.

Первый состав по нему отправился из Миасса в Челябинск в 1892 году, на нем уехали рабочие, которые везли материал для прокладки рельсов. В 1903 году первый поезд преодолел расстояние от Владивостока до Санкт-Петербурга. В 1992 году на железнодорожной станции "Миасс 1" в торжественной обстановке установили памятный знак, посвященный вековому юбилею с момента начала строительства так называемого Великого Сибирского пути.

Статус города

Информация о городе Миасс

Когда началась Первая мировая война, правительство именно в Миасс эвакуировало пилозубный завод из Риги. Через год здесь запустили напилочный завод, который на протяжении долгого времени оставался ведущим предприятием отрасли. Сейчас это инструментальный завод, который и сегодня продолжает свою работу.

Уже через год после войны встал вопрос о наделении Миасса статусом города. До этого приходилось подчиняться Троицку, а это тормозило экономическое развитие завода. В 1919 году Миасс стал заштатным, а затем и уездным городом. Официально статус города он получил в 1926-м. Теперь мы знаем, в каком году основан город Миасс.

Наступившая в стране индустриализация привела к тому, что удалось дать новую жизнь золотому промыслу, увеличить производительность и рентабельность приисков. В 1932 году здесь построили электроподстанцию, заработала первая плавучая фабрика золота. На следующий год запустили шахты сразу нескольких рудников. Активно стала развиваться лесная промышленность. Деловая древесина, крепежные материалы, древесный уголь и шпалы стали отправлять из Маисса на предприятия Южного Урала.

С 1939 года ведется активное строительство центра города. В ноябре 1941-го запускают автомоторное производство на базе завода имени Сталина, эвакуированного после начала Великой Отечественной войны. Тут выпускали коробки передач и двигатели, а с 1944 года начали производить автомобиль ЗИС-5. Именно на них были смонтированы знаменитые "Катюши", поражавшие врага своей меткостью и скорострельностью.

После войны здесь был налажен выпуск автомобилей "Урал". Миасс Челябинской области всегда был и остается промышленным городом, в войну сюда же эвакуировали цеха столичного завода "Динамо", на котором выпускалась продукция для фронта.

Развитие Миасса

Миасс в Челябинской области

Районы и улицы города преимущественно стали появляться в 40-е годы XX века. Центральная улица - проспект Автозаводцев, который ранее носил имя Сталина. Отсюда фактически начинался современный город. После войны в этих местах была проложена только небольшая узкоколейка от проходной завода до железнодорожной станции Миасс. По ней переправляли строительные материалы, параллельно укладывали булыжную мостовую. Работали, в основном, пленные немцы.

После войны проспект был окончательно отстроен и стал его украшением. В отзывах о городе Миасс в России в Челябинской области всегда отмечают аккуратные дома небольшой этажности с оригинальными лепными украшениями. Активно застраивали проспект в 1960-е годы, а в 80-е на нем значительно увеличился поток транспорта, много деревьев вырубили, зато запустили троллейбус.

Поселок Строителей

Информация о городе Миасс всегда содержит сведения о его молодых районах, которые начали развиваться только с 1960-х годов. Например, это поселок Строителей. Его заселили добровольцами, приехавшими с юга России, отсюда необычные для этих мест названия улиц - Донская, Керченская, Севастопольская.

В 1955 году начинается история района в городе Миасс в Челябинской области под названием Машгородок. Он появился благодаря решению правительства о переводе конструкторского бюро из Златоуста в Миасс и создания на этом месте экспериментальной базы ракетостроения.

Чтобы провести работы по благоустройству, в город Миасс в Челябинской области пригласили высококвалифицированных специалистов, которые строили жилые дома и школы, детские сады и магазины. Большую роль в развитии города сыград Виктор Макеев, он занимал пост генерального конструктора бюро машиностроения. Каждый раз, когда его КБ сдавало очередную партию ракет на вооружение, он добивался выделения финансирования на развития социальной сферы города. Со временем в Миассе появились своя поликлиника, гостиница "Нептун", кинотеатр "Восток", дворец спорта "Заря", детский дворец творчества под названием "Юность", стадион и другие спортивные объекты.

Машгородк всегда отличался тем, что здесь особое внимание уделялось благоустройству. Ухоженные тротуары и дороги, большое количество скверов, цветочные клумбы, здания имели оригинальную отделку, особый облик придавали липовые аллеи и серебристые ели. Машгородок существенно расширил границы Миасса, обновив общий облик города. За его проектирование и строительство, которое было проведено с учетом имеющегося природного ландшафта, архитекторское бюро получило Государственную премию.

В 70-е годы прошлого столетия началось строительство завода крупнопанельного домостроения. Целый комплекс зданий появился в Ильменском государственном заповеднике имени Ленина, в них разместились научные лаборатории, минералогический музей.

В 1976 году в эксплуатацию была введена поликлиника в поселке Динамо, в северной части города появился просторный торговый центр. В 1981 году состоялось торжественное открытие железнодорожного вокзала. В этом же здании со временем появился и автовокзал.

Были изменена сеть общественного транспорта, теперь большинство маршрутов отправлялись к вокзалам. Центральную и северную части города связала запущенная троллейбусная линия.

Старый город

Климат в Миассе

Южную часть города, которая примыкает к Миасскому пруду, принято называть Старым городом. За самим прудом расположились две небольшие деревни - Пензия и Кошелевка. Принято считать, что эти села возникли практически с момента основания самого города.

История их такова. Возле реки еще с XVII века останавливались башкирские коши, а название населенного пункта произошло от фамилии Кошелев, которая весьма распространена и в современном Миассе. Вероятнее всего, это был один из первопоселенцев.

Название Пензия произошло от одноименного города, из которого Лугинин приобрел крепостных, которые работали на его заводе. Поэтому и место, на котором их поселили, получило такое название.

Современный Миасс

Итак, мы выяснили, какая численность населения города Миасс. В данный момент его площадь составляет практически 112 квадратных километров, а общая протяженность дорог населенного пункта - 454 километра.

Площадь жилого фонда весьма впечатляющая - почти три с половиной тысяч квадратных километров, при том, что общая численность населения Миасса - 151 856 человек. В городе работают 34 школы, 68 детских садов. Молодежь здесь может получить не только среднее, но и высшее образование. Работают шесть профессиональных технических училищ, шесть техникумов, три филиала вузов.

Культурный потенциал города таков:

  • три дворца культуры,
  • два музея,
  • 38 библиотек,
  • 11 клубов и домов культуры.

Так как в городе преобладает производство машиностроительного комплекса, его принято относить к категории так называемых моногородов. При этом на территории всего Миасского городского округа, численность населения которого 167 481 человек, развиваются туристические и санаторно-курортные зоны. Например, путешественники здесь могут насладиться удивительными видами и уникальной природой на горнолыжных трассах, на озере Тургояк, по вершинам Южного Урала можно даже покататься на снегоходах. В последние годы развивается самостоятельный туризм, который пользуется все большей популярностью. В этих местах ежегодно проводиться Ильменский фестиваль авторской песни, который собирает сотни участников и гостей.

В непосредственной близости от города Миасса расположилось большое количество городов и небольших поселков, общая численность жителей в которых достигает полумиллиона человек. Это Златоуст, Чебаркуль, Карабаш.

В состав городского округа входят поселки Горный, Архангельское, Золотой пляж, Верхний Атлян, Верхний Иремель, Зеленая Роща, Красный, Михеевка, Нижния Атлян, Новотагилка, Октябрьский, Северные Печи, Селянкино, Тыелга, Урал-Дача, села Новоандреевка, Смородинка, Устиново, Черновское, поселки железнодорожных станций Хребет, Сыростан, Тургояк.

Достопримечательности города

Ильменский заповедник

Одной из главных достопримечательностей Миасса считается естественно-научный музей Ильменского заповедника, который относится к Уральскому отделению Российской академии наук. Он входит в число пяти крупнейших геолого-минералогических музеев России. Всего в нем шесть залов, суммарная площадь которых составляет более двух тысяч квадратных метров. В них можно ознакомиться примерно с девятью тысячами экспонатами.

Также в городе открыт краеведческий музей, который располагается в особняке золотопромышленника Симонова.

Парк канцелярских предметов

Отдельно стоит упомянуть парк гигантских канцелярских предметов, который открыт в Машгородке. Он внесен в книгу рекордов Гиннесса. В нем можно увидеть пять фигур канцелярских предметов, которые считаются самыми крупными на планете.

Спортивной гордостью Миасса считается футбольный клуб "Торпедо", который был основан еще в 1942 году. За свою историю клуб несколько раз был расформирован, но каждый раз возрождался вновь. В 90-е годы команда имела профессиональный статус, в 1997 году даже добралась до 1/8 финала кубка России. Выступая под названием "УралАЗ", футболисты из Миасса проиграли московскому "Локомотиву" 0:5. Сейчас местный клуб выступает в чемпионате Челябинской области.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.