Самый длинный самолет в мире занимает почетное место в перечне самых больших воздушных судов на планете. Этот вид транспортных средств развивается сравнительно недавно, но все это время привлекает к себе повышенное внимание. О самых занятных рекордах мы расскажем в этой статье.
Самый длинный самолет
Согласно официальным сведениям, самый длинный самолет в мире - американское воздушное судно "Боинг 747-8". Это пассажирский лайнер, появление которого было анонсировано еще в 2005 году. Именно он считается самым большим коммерческим самолетом, когда-либо построенным в Америке. "Боинг" официально имеет статус самого длинного самолета в мире, почти на метр превысив длину "Аэробуса А 340-600".
В свой первый полет этот "Боинг" отправился в начале 2010 года. Это первый удлиненный самолет семейства 747, который был запущен для производства в массовую серию. Изначально производители отмечали, что новый самолет станет максимально экономичным и тихим, к тому же экологически чистым по сравнению с другими версиями 747.
Планировалось, что самый длинный самолет в мире сможет расходовать на 11 процентов меньше топлива в пересчете на каждого пассажира, что должно привести к итоговому уменьшению себестоимости полета более чем на 20 %.
Первый полет
Самый длинный самолет в мире, фото которого приведено в этой статье, впервые поднялся в воздух 8 февраля 2010 года. Правда, перед этим ему пришлось провести два с половиной часа, ожидая благоприятных погодных условий. Это был первый испытательный полет самого длинного пассажирского самолета в мире.
Результатом испытания стало то, что специалисты смогли заметить сваливание, которое было вызвано воздействием турбулентного следа открытых створок шасси на внутренние секции закрылков. Проблему в "Боинге" удалось решить с помощью изменения конструкции створок внешних стоек основного шасси.
Свой первый полет с пассажирами этот "Боинг" совершил 20 марта 2011 года. Самый длинный самолет в мире в метрах оказался равен 76,4 м, в чем смогли убедиться те, кто решился отправиться на нем в путешествие.
Самый большой самолет
При этом, если говорить о воздушных судах, не запущенных в массовое производство, то есть экземпляры, которые значительно превосходят по своим размерам и параметрам "Боинг", о котором мы рассказали. Во-первых, это Ан-225. Это самый длинный самолет в России, который к тому же имеет самую большую взлетную массу (она превышает 640 тонн), это самый большой аппарат, который оказался тяжелее воздуха по размаху крыльев, имеющийся в эксплуатации. Он был выпущен в единственном экземпляре.
Это советский транспортный реактивный самолет, который был спроектирован на Киевском механическом заводе в середине 80-х годов. 21 декабря 1988 года состоялся его первый полет. Первоначально хотели выпустить два таких летательных аппарата, но сейчас в рабочем состоянии находится только один экземпляр.
Технические характеристики
Экипаж этого самолета состоит из шести человек. Размах крыльев составляет почти 89 метров, а длина - 84 метра, что значительно больше, чем у уже описанного нами "Боинга". Максимальная взлетная масса этого летательного аппарата составляет 640 тысяч килограммов, а крейсерская скорость - 850 километров в час. Практическая дальность полета - более 15 тысяч километров.
Необходимость построить такой мощный самолет появилась, когда разработчики озадачились созданием авиатранспортной системы для проекта многоразового космического корабля "Буран". Главной целью этого проекта было обеспечить перевозку всевозможных компонентов ракеты-носителя от места производства космического корабля к месту его непосредственного запуска. При этом существовала еще одна важная задача: доставить космический челнок на космодром, если он приземлится на запасной аэродром.
Задачи Ан-225
Также Ан-225 рассчитывали использовать в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолета иметь грузоподъемность не менее 250 тонн. Интересно, что блоки ракеты-носителя "Энергия", да и самого "Бурана" имели габариты, которые превышали размеры грузового отсека самолета. На этот случай была предусмотрена наружная система крепления грузов.
В итоге проектировался АН-225 исключительно для решения довольно узкого круга транспортных задач в исключительно космической отрасли, а стал использоваться в качестве универсального транспортного самолета, который сегодня стоит на балансе украинских воздушных сил.
Современное состояние
После того как распался Советский Союз, Ан-225 на много лет прекратил полеты. В 1994 году с него сняли двигатели и другое ценное оборудование, чтобы использовать на самолетах "Руслан".
Но в начале 2000-х вновь появилась необходимость в таком мощном транспортном воздушном судне. Оно было восстановлено на украинских заводах. При этом авиалайнер доработали и усовершенствовали, чтобы он соответствовал стандартам самолетов, которые используются в гражданской авиации.
В 2001 году началось коммерческое использование этого самолета для доставки крупногабаритных грузов. Сейчас Ан-225 продолжает выполнять коммерческие грузовые полеты. При этом осуществляются проектные испытания по его использованию в качестве летающего стартового комплекса, который может применяться в авиационно-космических системах.
В 2016 году самолет совершил перелет из Украины в Австралию, сделав четыре промежуточные посадки на своем пути. Отправиться в такое далекое путешествие потребовалось, чтобы доставить генератор весом 117 тысяч килограммов.
Второй Ан-225
Второй экземпляр этого самолета достроить так и не удалось, его готовность оценивается в 70 процентов. Его рассчитывают запустить на заводе "Антонов" при появлении необходимого финансирования. В данный момент очевидно, что машина будет достроена, только если появится частный инвестор.
По последним оценкам, чтобы ввести в эксплуатацию еще один Ан-225, требуется около 90 миллионов долларов, а вместе с проведением необходимых испытаний сумма вырастает еще на треть. В 2016 году сообщалось, что проектом заинтересовалась китайская компания, было даже подписано предварительное соглашение о намерениях. Но в конце прошлого года стало известно, что китайские инвесторы потеряли интерес к самолету из-за того, что большинство аэропортов в мире не способны принимать самолеты такого размера и габаритов. Поэтому в Поднебесной посчитали проект нерентабельным.
Абсолютный рекордсмен
До этого мы рассказывали о самолетах-рекордсменах, уже запущенных в массовое или штучное производство, но настоящий лидер этого рейтинга в воздух ни разу еще не поднимался. Это американский самолет-носитель Stratolaunch, который предназначен для запуска космических ракет-носителей.
На сегодняшний день это самый длинный самолет в мире - 117 метров, именно столько составляет размах его крыльев. Масса воздушного судна - 250 тонн, а с полной загрузкой она может достигать практически шестисот тонн. Самолет пока ни разу не поднимался в воздух, его презентация состоялась 31 мая прошлого года в пустыне Мохаве, расположенной в штате Калифорния. В конце 2017 года испытателями были протестированы тормозная система и шасси.
О запуске этого проекта стало известно еще с 2011 года, с тех пор американские разработчики трудятся над этим транспортным летательным аппаратом. После проведения презентации стало очевидным, что он будет собой представлять двухфюзеляжный моноплан с рекордной длиной. Вот такой он - самый длинный самолет в мире, и его длина в м и км составляет соответственно 117,3 метра или 0,1173 километра.
При этом неизвестно, сколько членов экипажа понадобится, чтобы поднять его в воздух.
Самый длинный перелет на самолете в мире
Выполнить рекордный беспересадочный перелет в последние годы стремятся многие авиакомпании в мире, чтобы завоевать почетное звание лидера в этой сфере. Сразу стоит отметить, что под сверхдальним беспосадочным перелетом следует понимать коммерческий полет воздушного судна, который выполняется при отсутствии промежуточных посадок между аэропортами отправления и прибытия. Длина такого маршрута должна составлять как минимум 12 тысяч километров.
Считается, что первый в мире действительно значительный по времени перелет выполнил Boeing 707 в июне 1961 года, преодолев чуть больше, чем за девять с половиной часов расстояние между Нью-Йорком и Тель-Авивом, которое составило 9 137 километров.
Этот рекорд был побит в 1975 году авиакомпанией Iran Air, которая начала на регулярной основе выполнять беспересадочные полеты из Тегерана в Нью-Йорк на Boeing 747SP. Это расстояние, равное 9 867 километрам. Время в пути при этом составляло 11 часов с четвертью, что стало рекордом для гражданской авиации. У авиакомпании были большие планы. Планировалось в ближайшее время наладить регулярное и беспересадочное сообщение между Тегераном и Лос-Анджелесом (это расстояние в 12 222 километра), но этому помешала исламская революция, которая произошла в 1979 году, вскоре был отменен и рейс до Нью-Йорка.
Мировой рекорд
На сегодняшний день самый длинный рейс на самолете в мире был совершен 6 февраля прошлого года воздушным судном компании Qatar Airways. Самолет отправился в коммерческий рейс из Дохи в Окленд, преодолев за 16 часов и 23 минуты расстояние в 14 535 километров. Отправившись из Катара, судно приземлилось в Новой Зеландии.
Это оказался действительно удивительный полет, за время которого самолет преодолел целях десять часовых поясов. На борту находились 250 пассажиров, полтора десятка стюардов и стюардесс и четыре пилота. За время этого беспересадочного полета пассажиры выпили более одной тысячи чашек кофе и чая, две тысячи порций прохладительных напитков и более тысячи порций еды.
Все пассажиры отметили, что полет прошел нормально, без каких-либо происшествий, все было максимально комфортно. Взлет и посадка прошли без нареканий.
Попытки побить рекорд
После этого полета было предпринято несколько попыток, которые были близки к тому, чтобы побить этот рекорд, но этого пока никому не удалось.
Ближе всех оказался самолет Boeing 787-9, принадлежащий австралийской авиакомпании Qantas. В марте 2018 года воздушное судно отправилось из Перта, и приземлилось через 17 часов и 8 минут в лондонском аэропорту "Хитроу", преодолев 14 499 километров. Это второе место в списке рекордсменов по дальности беспересадочного перелета.
Абсолютный рекорд мог быть установлен в 2013 году, когда самолет авиакомпании Singapore Airlines отправился в полет из американского аэропорта Ньюарк в Сингапур. Дальность перелета должна была составить 15 345 километров, однако завершить рейс без промежуточной посадки не удалось. Рекорд установить не получилось.