Эвристика доступности – это интуитивный процесс или психический ярлык, которым человек оценивает частоту или возможность события по легкости, опирающуюся на примеры, которые легче вспоминаются и первыми приходят на ум. Этот процесс считается субъективным, так как индивид оценивает и прогнозирует значимость событий до простых суждений или мнений, которые основаны на его собственных воспоминаниях. К примеру, человек оценивает возможность заболевания сахарным диабетом у людей среднего возраста, опираясь на воспоминания о своих знакомых и их рассказах. Что такое эвристика доступности?
Разберемся подробнее
Например, человек пытается принять какое-то решение, с этим решением у него ассоциируется ряд связанных событий или явлений, которые моментально приходят на ум и помогают прочно закрепиться в голове человека какому-нибудь мнению. Особенно часто используется эвристика доступности в принятии управленческих решений. Проще говоря, человек решит, что какие-то ситуации происходят чаще, чем другие, только потому что он с ними сталкивался в большинстве своих воспоминаний. Получается, что люди сами делают информацию правдоподобной, даже если она таковой не является, и начинают переоценивать вероятность наступления в будущем какого-нибудь события. Понятие эвристики доступности появилось в 1973 году. Психологи Амос Тверски и Дэниэл Канеман пришли к выводу, что этот процесс происходит неосознанно. Те воспоминания, которые приходят в голову в первую очередь, ни что иное, как самое распространенное отражение действительности.
Легкость воспоминания
Эвристика доступности зависит от легкости воспоминания. Последнее можно определить как полезную подсказку, когда мы начинаем оценивать частоту или вероятность того, произойдет какое-либо событие или нет. Из этого можно делать вывод, что в первую очередь человек вспоминает то, что происходило чаще всего. Нельзя не упомянуть, что такая зависимость оценки от наиболее часто происходящих событий или ситуаций приводит к полной необъективности, вследствие чего появляются систематические ошибки.
Необъективность
Тверски и Канеман выделили несколько факторов необъективности эвристики доступности:
- Необъективность, которая основывается на нахождении примеров. Зависит от близкого знакомства с информацией, значимости и ее прямого воздействия, а также давности события.
- Необъективность, основанная на эффективности поиска.
- Необъективность, основанная на способности воображать и додумывать факты.
- Необъективность, основанная на иллюзорной корреляции.
Примеры эвристики доступности в повседневной жизни встречаются сплошь и рядом.
Массовая культура
Примеры эвристики доступности можно отыскать и в рекламе, и в медиа. Например, множество компаний с мировым именем или даже локальных крупных организаций, тратят баснословные суммы на рекламные кампании. В пример можно привести всем известный бренд Apple. Огромные деньги на рекламу компания тратит как раз из-за эвристики доступности. Когда человек примет решение купить новый гаджет, он в первую очередь начнет вспоминать о том, что он слышал и видел чаще всего. Что приходит на ум в первую очередь? Это айфон. То же самое касается абсолютно любого бренда. Большое влияние имеет и медиа. Например, достаточное количество людей твердо уверены в том, что вероятность смерти от нападения акул выше, чем смерть после падения самолета. Цифры говорят нам о том, что от акул погибает 1 человек из 300 000, а в авиакатастрофах 1 из 10 000 000. Кажется, что разница значительна, однако по второй причине погибает людей гораздо больше. Или, например, человек видит сообщение в новостях о том, что несколько машин в его городе угнали, и он ошибочно начнет полагать, что в его городе крадут машины вдвое чаще, чем в соседнем. Такой тип мышления считается весьма важным в процессе принятия решений. Иногда мы оказываемся в такой ситуации, когда выбор нужно сделать сочно, а времени или ресурсов для глубокого анализа вопроса у нас нет. Тут на помощь и приходит эвристика доступности, которая дает возможность в кратчайшие сроки сформировать вывод и принять решение. У такого понятия есть и опасная сторона. Например, человек видит в средствах массовой информации сообщения об авиакатастрофе или похищении людей. Тут мы начинаем думать, что такие события происходят сплошь и рядом, хотя это вовсе не так.
Самые простые примеры
Например, человек увидит репортаж по телевизору о том, что на каком-то предприятии произошло сокращение штата, и сразу начнет думать о том, что также может лишиться работы. Мы начинаем накручивать себя, волноваться, хотя, по сути, для этого нет никакого повода. Или вы прочитаете в интернете о том, что на человека напала акула, и решите для себя, что такое происходит достаточно часто. На отпуске эта мысль не будет давать вам покоя, и вы примете решение не плавать в океане, ведь вероятность быть съеденным акулой крайне высока. Или самый распространенный случай: вы узнали, что ваш дальний знакомый выиграл машину в лотерею, вы решите, раз такое чудо произошло у знакомого вам человека, то вероятность сорвать джекпот высока, и сразу же отправитесь тратить деньги на лотерейные билеты.
Каков вывод?
Постоянное обдумывание вероятного исхода событий повышает его доступность, человек начинает воспринимать свои мысли как вполне вероятный вариант развития событий. Эвристика доступности запускает механизм, из-за которого вероятность наступления какого-то события, неважно положительное оно или негативное, кажется выше, чем это есть на самом деле. Люди полагаются на то, что приходит в голову, только тогда, когда эти мысли не ставятся под сомнение из-за трудностей, с которыми сталкивается человек в процессе вспоминания.