С XVII века во многих городах Европы вместо простых торговых лавочек стали возводиться крупные торговые центры, которые со временем модернизировались, - гостиные дворы. XIX век дал технические возможности возводить более современные торговые сооружения - пассажи, одним из старейших является галерея Виктора Эммануила II. Магазины, которые находятся здесь, принадлежат самым известным торговым маркам.
Пассаж - новый тип торговых сооружений
Пассажи появились в архитектуре многих крупных городов Европы в связи с развитием строительных технологий. Это сооружения торгового назначения обычно соединяют два городских пространства - улицы или площади, - представляют собой крытую галерею. По обеим сторонам от центральной аллеи располагаются разнообразные магазины: продуктовые, галантерейные, ювелирные, одежды, обуви, сумок.
Места в пассажах, как правило, очень дороги. Поэтому открыть здесь магазин доступно не каждому. Обычно позволить себе это удовольствие могут именитые торговые дома и фирмы, имеющие брендовое имя. Кроме светлых, просторных и удобных помещений у пассажа есть и другие достоинства. Он находится в самом центре города, в его самом проходимом месте, где всегда много богатых покупателей, да и покупателей вообще. Кроме того, богатое декоративное оформление делает здание пассажа похожим на прекраснейший дворец. А это также привлекает людей.
Ну, а зайдя в магазин "просто поглазеть", посетитель все равно оставит "копеечку", если не в одном из магазинов, так в ароматно пахнущем пространстве уютного кафе, предлагающего вкусную выпечку и отменные напитки. Так устроена и галерея Виктора Эммануила II в Милане. Здесь арендовали магазины самые знаменитые торговые дома Италии и других европейских государств, а также находился один из главных кафетериев итальянской столицы.
Пассаж в Милане
Где же была построена знаменитая галерея? Адрес галереи Виктора Эммануила II в Милане: Piazza del Duomo. Пассаж соединяет две известных площади: Piazza del Duomo и Piazza della Scala. И находится как раз между il Duomo и знаменитом театром la Scala. На ее возведение ушло всего двенадцать лет.
Автором галереи Виктора Эммануила II в Милане, названной в честь одного из самых почитаемых королей Италии, был Джузеппе Менгони. Судьба его трагична. Накануне открытия удивительного сооружения архитектор погиб - упал со строительных лесов. Что стало причиной этого происшествия, непонятно. В память об авторе Пассажа и площади у главного городского храма на фасаде, выходящем в сторону базилики, установлена мемориальная доска.
Напольные мозаики
Галерея Виктора Эммануила II в Милане имеет богатый декор. В основе его лежит использование мозаики. Перекрестие главной галереи и "трансепта" имеет каменную мозаичную восьмиугольную площадку, в центре которой в круглом поле в цветке с четырьмя лепестками лазоревого цвета представлен герб знаменитой династии правителей Милана - герцогов Савойских. На гербе изображен щит испанской геральдической формы, пурпуровое поле которого разделено на четыре части белым латинским крестом. Сверху щит венчает герцогская корона. А по бокам изображен намет в виде резных зелено-красно-желтых листьев. Круглая площадка обведена бордюром коричнево-желтого цвета с растительным орнаментом.
С четырех сторон от Савойских изображены еще четыре герба крупных торговых городов Италии (в том числе Милана - на несколько меньшем, но тоже круглом поле белого цвета в зеленой рамке из удлиненных листьев - французский геральдический щит белого цвета, поле которого на четыре части делит красный латинский крест).
В другом круге размещен герб Рима: щит французской формы, несколько декоративно измененной, в котором изображена Капитолийская волчица, кормящая молоком Ромула и Рема. Над щитом - корона.
В третьем круге - герб Флоренции с красной-белой лилией в центре такого же, как римский, щита.
В четвертом - герб Турина: бежевый бык в центре аналогичной формы щита, но лазоревого цвета.
Между гербами помещены красно-голубые цветочные розетки.
Декоративное оформление стен и интерьеров
Кроме напольных мозаик есть в декоре галереи Виктора Эммануила II и настенные, которые оформляют торцы каждой из крестовин "базилики" и располагаются у основания стеклянного свода в полуциркульных полях. Здесь изображены символические изображения Земледелия и Промышленности, Искусства и Науки, выполненные величайшими мастерами из разных уголков Италии.
Панно "Африка"
На фоне зеленоватого неба и золотистых песков в центре панно изображена юная девушка, прической и одеянием напоминающая египтянку. Голову ее украшает диадема с уреем. Одета она в белые ткани. Обнаженный торс украшен двойной красной нитью бус, обвивающих шею.
В правой руке девушка держит рог изобилия, повернутый вверх. Из него растут цветы. Левая рука протянута вперед, в сторону стоящего перед ней на коленях чернокожего раба. Раб держит в руках охапку колосьев. Как и рог изобилия, золотые колосья символизируют плодородие.
Слева от девушки - мирно лежащий лев, смотрящий на происходящее. С одной стороны, лев может расцениваться как символ плодородия. С другой же, может напоминать нам о древнеегипетской богине плодородия Сохмет, которая легко принимала облик львицы.
На заднем плане за львом изображен дворец. Мы видим лишь нижние ярусы стен. Они богато украшены яркими фресковыми росписями - символами достатка и богатства. Это панно можно назвать и по-другому - "Земледелие", что вполне обусловлено его художественными образами.
Панно "Азия"
На троне в свободной позе расположилась прекрасная женщина в богатых одеждах. Перед ней стоит китаец в традиционном этническом костюме. Он принес Азии свои дары.
Панно "Америка"
На фоне природы (пески, пальмы, цветы) восседают две фигуры - мужская и женская. У их ног - круглый диск с рельефными изображениями их лиц в профиль, напоминающий гемму или монету.
На голове женщины - головной убор из перьев. Подобные уборы носили коренные жители континента - индейцы. Сами коренные американцы и рабы расположились в ногах главных персонажей. Возможно, это говорит о роли Европы в завоевании Америки.
Панно "Европа"
На фоне голубого неба чуть выше белоснежных облаков восседает на своем троне прекрасная богиня. Голова ее украшена золотой короной. Богиня облачена в белые одежды. Ее ноги прикрывает свободно наброшенный красный покров. На спинку трона накинута золотистая ткань. У ног женщины лежит толстая книга с заложенной закладкой-кисточкой. У ног сидит существо, напоминающее ангела, что вполне обосновано, ведь христианство было наиболее распространенной религией европейских территорий.
Над головой ангела огонек, похожий на пламя свечи - светоч Знания или Истины. Рядом изображен глобус - символ знаний. Слева от богини на высоком стилобате фрагмента античного храма или дворца разместилась сова - символ Мудрости. Метопа стилобата украшена рельефным изображением коня - символа свободы и благородства. Образы этого панно вполне могут служить и олицетворением науки.
Украшают галерею и скульптуры, изображающие знаменитых представителей эпохи Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Галилео Галилея и др. Они разместились в галереях по верхнему ярусу. Над каждым из четырех входов в арках разместились аллегорические изображения: "Промышленность", "Наука", "Искусство", "Земледелие".