Александр Александрович Китаев – советский, а позже российский мастер фотографии, историк, художник. Автор 4 книг и множества публикаций по фотографическому искусству. Его фотопортреты являются эталоном жанра, а наиболее известными циклами считаются работы, посвященные Афонскому монастырю, Петербургу и Нидерландам.
Увлечение
Родился Александр Китаев в Ленинграде 23 ноября 1952 года. После войны и страшной блокады прошло не так много времени, и мальчик был свидетелем, по сути, второго рождения города. Уже в этот период зародилась любовь к Ленинграду-Петербургу, которую художник пронес через всю жизнь. Выразить свои чувства хотелось именно с помощью фотографии – инструмента, позволяющего «остановить мгновение времени».
Такая возможность появилась в начале 1970-х годов. После окончания школы парень из простой семьи устроился слесарем на известный электромеханический завод «Заря», на котором, кстати, от звонка до звонка проработал 8 лет (1970-1978). Параллельно в 1971 году он поступил на заочное отделение Северо-Западного политехнического института.
В стенах учебного заведения он познакомился с ребятами из фотоклуба Выборгского дворца культуры (ВДК). Это был не просто кружок по интересам, а старейшее сообщество фотографов в стране, где делились опытом с молодежью выдающиеся мастера своего дела. Александр не мог упустить возможность повысить свое мастерство, и в 1972 году пополнил ряды фотоклуба.
Призвание
Внутри сообщества фотографов-любителей ВДК выкристаллизовалась замечательная команда в лице А. Китаева, С. Чабуткина, Е. Скибицкой, Б. Конова, Е. Покуц. Ребята и девчата образовали творческую группу «Окно» и несколько лет плодотворно работали вместе. Они не единожды становились лауреатами различных конкурсов народного творчества, городских, всесоюзных и даже международных выставок.
Александр Китаев не желал останавливаться на достигнутом. Его ум требовал больших знаний. Он поступил в университет рабкоров, действовавший при Ленинградском Доме Журналистов, на факультет фотокорреспондентов. После его окончания в 1977 году Александр Александрович смог заниматься фотографией профессионально. Он без труда получил работу штатного фотографа на знаменитом судостроительном режимном заводе «Адмиралтейские верфи», где в том числе строили военные корабли.
Поиск
По мере накопления опыта всякому мастеру хочется делиться им с учениками, чтобы его изыскания не пропали даром. Не стал исключением и Александр Китаев. В 1879 году он принял самое деятельное участие в создании нового фотоклуба при Доме дружбы народов. Его так и назвали – фотоклуб «Дружба». Три года мастер делился с молодежью и коллегами профессиональными секретами. Но в 1982-м по неизвестным причинам вышел из состава организации, занявшись самостоятельным творчеством.
В последующие годы он много работал, экспериментировал, искал себя в других областях искусств. Но тесного живого общения с коллегами явно не хватало. В 1987 году Александр Александрович влился в ряды фотоклуба «Зеркало», в 1988-м состоял в ленинградском объединении «Фотоцентр» при ДК им. «Ильича», в 1989-м являлся членом товарищества «Община фотохудожников», созданного Р. Мангутовым. Эти годы прошли в кропотливой работе, поиске новых сюжетов на волне перестройки и гласности, по сути – поиске себя, как автора.
Творчество
Еще в 1980-х годах Александр Китаев приступил к созданию одного из самых известных фотоциклов Ленинграда, впоследствии ставших каноническими в профессиональной среде. Как отметил один из критиков, работы Китаева находятся вне времени и пространства. Фотограф так тонко улавливал момент съемок, что невозможно сказать, к какому периоду относится фотография: это современный Петербург, советский Ленинград, или царский Петроград?
Еще одной знаковой работой того периода стало создание циклов фотопортретов наиболее известных деятелей ленинградской культуры. Позже, в новой России, проект продолжился. Благодаря этой серии Александр Александрович стал известен как один из лучших в стране портретистов-фотографов.
С 1990-х годов мастер экспериментирует в новой для себя технике химографии и фотограммы– области абстрактной фотографии. Творчество Китаева было высоко оценено. В 1992 году его приняли в Союз фотохудожников России, а спустя 2 года – в Союз Художников России.С 1998 года галереи фотографий Александра Александровича выставляются на «Традиционном осеннем Фотомарафоне».
Новый этап
Период 1996 по 2000 гг. ознаменовался созданием серии «Окно в Нидерланды». Работа проводилась в тесном сотрудничестве с коллегами из голландского издания Wubbo de Jang. Проект получился на редкость удачным и получил лестные отзывы от профессионалов. В работах проводятся параллели между двумя портовыми городами, в равной степени справедливо называемыми «Северной Венецией».
В 2000-е годы Китаев перешел на новый творческий уровень. Он становится организатором издательства Арт-Тема, целью которого является издание литературы по фотографическому мастерству. С середины 2000-х начинает писать книги по фотографии. Это не просто практические руководства, а взгляд на фотографию как объект искусства. Автор активно осваивает сеть Интернет. Одно время он являлся редактором онлайн-журнала Peter-club.
Нельзя обойти стороной уникальный цикл фотографий серии «Афон». Автор пять раз отправлялся в экспедиции на святую гору и создал удивительную летопись жизни одного из самых закрытых монастырей мира.
Издания
Александр Александрович является автором 4 полноформатных книг по фотографии, более 10 альбомов, множества публикаций по истории фотоискусства. Среди них:
- Фотограф о фотографии (2006).
- Стереоскоп. Субъективно о фотографах (2013).
- Poste restante. С.-Петербург Ивана Бианки (2015).
- Петербургский свет в фотографиях Карла Даутендея (2016).
С 2012 года Китаев занимается образовательной деятельностью. Преподает фотоискусство в различных фотоцентрах, школах, учебных заведениях. Опыт мастера высоко востребован.