Неиссякаемая сила и магическое влияние! Даже такие яркие эпитеты не могут полностью описать болгарские народные танцы. В них духовность болгар сохранялась на протяжении веков. Они приносят положительные эмоции и жизненные силы, заключенные в уникальных музыкальных ритмах. Для них характерны нерегулярные ритмы, увлекательные музыкальные звуки и великолепные костюмы.
Общая характеристика
Подавляющее большинство болгарских народных танцев отличаются тем, что исполнители держатся за руки и перемещаются по изогнутой или прямой линии, располагаясь лицом к центру танцевального пространства.
В прошлом мужчины и женщины танцевали по отдельности, в соответствии с существующими тогда правилами приличий, но в настоящее время они объединяются.
Существуют некоторые особенности положения рук, которые встречаются во всех болгарских танцах:
- Танцоры держат руки на уровне талии. Руки соседних танцоров находятся в форме буквы V. Левая рука обращена назад, а правая – вперед.
- Танцоры держатся за плечи. Руки соседних танцоров находятся в форме W. Левая ладонь опущена, а правая направлена вверх.
- Руки вытянуты горизонтально в стороны и опираются на плечи соседних танцоров. Раньше такой элемент использовался только мужчинами.
- Руки располагаются на поясе соседних танцоров. Правую руку помещают под левую.
- Левая рука помещается на живот и сгибается в форме ручки чашки. Правая свободно перемещается по руке танцора справа.
Движения ног варьируются от быстрых и сложных до медленных и устойчивых.
Региональные отличия
Болгарские народные танцы разнятся в зависимости от этнографических регионов – Мезия, Добруджа, Пирин (Болгарская Македония), Родопы и Фракия (Тракия).
Каждый из вариантов отличается костюмами, ритмом и динамикой движений, особенности танцев зависят от истории и обычаев региона.
Один из самых интересных способов определения различий танца каждого стиля отдельного региона – это посмотреть, как танцуют базовый хоро в каждом регионе. В Тракии его исполняют в плавном, изящном стиле. В области Шоп он более резкий, его дополняют небольшие прыжки и поднимание коленей. В Добрудже его называют опас, во время исполнения колени танцоров всегда согнуты.
В Мезии очень много раскачивающих движений руками, совершаемых одновременно с движениями ног. В Родопах это простой танец с небольшими сдержанными шагами. Пиринский хоро исполняется под музыкальный ритм 7/8. Шаги выполняют на носочках. Мужчины высоко поднимают колени, в то время как женщины едва отрывают ноги от пола.
Вариации исполнения
Болгарские народные танцы варьируются от простого деревенского с одним повторяющимся основным рисунком до очень сложных хореографических композиций. Большинство танцев находятся между этими двумя крайностями.
Обычно исполняется фиксированное количество собранных вместе вариантов в согласованном порядке. Практически все болгары знают основы танца хоро. Их танцуют везде, где люди собираются вместе, чтобы повеселиться.
Хоро (хора)
Так называется болгарский народный танец-хоровод. Как считалось в древности, он имел магические свойства. Этот танец распространен по всей Болгарии. Исполняемый практически на всех праздниках, он имеет много разновидностей, характер которых варьируется от торжественного до безудержного.
Хоро танцуют по замкнутому кругу, змеевидной или прямой линии. Шаги женщин, как правило, более простые, чем танцевальные движения мужчин. Наиболее часто встречающийся размер – 7/16 и 11/16. Болгарский хоро, подобно югославскому клулу и румынскому хора, является одним из наиболее сложных европейских танцев, исполняемых с древних времен.
Музыкальное сопровождение
Одной из отличительных черт музыки народных болгарских танцев является сложность ее ритмов по сравнению с западной музыкой. Хотя для характеристики используются западные размеры, такие как 2/4, 3/4 и 4/4, балканская музыка также включает в себя размеры с 5, 7, 9, 11, 13 и 15 ударами за одну меру, иногда называемые «асимметричными размерами».
Их можно рассматривать как комбинации групп «быстрых» и «медленных» ударов. Например, танец лесното («легкий») имеет метр 7 ударов с акцентом на первом, четвертом и шестом ударах. Его можно разделить на три группы: «медленную» единицу из 3 ударов и две «быстрые» единицы из 2 ударов. Они часто записываются как 3-2-2.
Каждый базовый народный танец использует четкую комбинацию этих ритмических «единиц». Некоторые примеры:
- рученица (7 ударов разделены на 2-2-3);
- эленомам (7 ударов: 2-2-1-2);
- капаница (11 ударов: 2-2-3-2-2);
- Bucimis (15 ударов: 2-2-2-2-3-2-2);
- болгарский народный танец-хоровод, размер которого может быть стандартным (4/4 или 6/8).
Некоторые ритмы с одинаковым количеством ударов можно разделить по-разному. Например, 8-частный ритм можно разделить 2-3-3, 3-2-3, 3-3-2, 2-2-2-2 , 2-2-4, 2-4-2, 4-2-2 или даже 4-4. Эта терминология является грубым упрощением и не используется балканскими музыкантами, так как не отражает всю тонкость балканских ритмов.