Культурология как гуманитарная наука об общих законах развития культуры оформилась в трудах американского ученого Лесли Уайта. Становление культурологии как науки продолжается и сейчас. Поиск методов, форм, определений - все это свидетельствует о некоторой ее незрелости, однако в то же время говорит о том, что эта наука вышла из философии в самостоятельную дисциплину, хотя продолжает активно взаимодействовать с ней посредством философии культуры.
Связь философии и культурологии имеет достаточно сложный характер, обусловленный взаимовлиянием и взаимодействием. Это связано с тем, что проблематика теории культуры изначально развивалась в рамках философии, а некоторые отдельные дисциплины культурологии под ее сильным влиянием.
К началу XX века в философии начинает оформляться теория культуры, что связано с отходом от рефлексии и все большим желанием описать, что же такое культура. Отойдя от критического и символического отношения к культуре, философия начинает, опираясь на этнографические и антропологические данные, моделировать и прогнозировать развитие культуры. С развитием методов описания и появлением первых описаний культуры возникает новая наука культурология.
Однако в связи с тем, что наука эта молодая существует множество ее трактовок и определений из них можно выделить 3 основных.
- Культурология – это комплекс дисциплин изучающих культуру. Сутью является изучения исторического развития для понимания системного понимания ее.
- Культурология - совокупность различных направлений изучающих культуру так или иначе: социология культуры, философия культуры, культуроантропология и т.п.
- Культурология - наука изучающая культуру. В связи с этим имеет свой предмет изучения, методы и формы.
Предметом изучения культурологии являются различные понятия при помощи, которых эта наука описывает и изучает реальность.
Предметом изучения культурологии являются процессы и явления, происходящие в обществе и имеющие к его культуре непосредственное отношение.
А также предметом изучения культурологии являются особенности и специфика современной цивилизации, ее сущность и специфика .
В тоже время предметом изучения культурологии являются различия локальных культур отдельных регионов, их развитие и взаимозаменяемость на различных этапах исторического развития.
Процесс человеческого развития, структура, сущность и закономерности – это тоже предмет изучения культурологии.
Таким образом, культурология изучает все явления духовной и материальной культуры. Что же представляет собой явления духовной культуры можно рассмотреть на примере иконы. Так, слово «икона», в переводе с греческого, обозначает изображение, образ. На ней обычно изображены либо лик святого, либо какое-либо событие из священной истории. Однако традиционная манера изображения сводится к минимуму деталей материального мира, концентрируя все внимание на духовном. Икона выполняет функцию предмета культа.
К материальной культуре относятся ежедневный быт: еда, ее приготовление и сырье, естественные потребности и т. п. Хотя разделение культуры на духовную и материальную достаточно условно. Так в свое время на Руси существовало много запретов на употребление еды в соответствии с библейскими наставлениями. К примеру существовал жесткий запрет на употребление налимов (у них отсутствует чешуя), раков и картофеля, который называли «чертовыми яйцами». На основании этих запретов на употребление в пищу картофеля в позапрошлом веке в Пермской области прошла волна крестьянских бунтов. Хотя в настоящее время этих запретов нет.
Изучая явления материальной и духовной культуры, культурология выявляет ее закономерности.