Глобальную уборку с выносом хлама и сортировкой вещей нужно проводить хотя бы раз в сезон, а лучше - ежемесячно. Это позволит убедиться, что ненужных предметов мы накапливаем действительно очень много, и поможет научиться жить легче. Но ведь бардак в квартире — это бардак в голове, а чтобы приобрести что-то новое, нужно сначала освободить для него место.
Конечно, есть патологические случаи. В США снимают телепередачи о людях, которые довели жилище до такого состояния, что по нему уже и передвигаться получается с трудом. Это связано с психологическими проблемами, страхами и синдромами. Таким людям нужно работать только с врачами-специалистами. Если соседи захламили квартиру, что делать? В том случае, если ситуация действительно критическая, а мусор мешает другим жильцам, нужно обращаться в жилищный фонд или к местным общественным деятелям.
А слишком ленивые, но достаточно чистоплотные люди, всегда могут узнать цены на уборку квартир в Москве или любом другом городе, чтобы не заниматься самостоятельно таким нудным занятием. Сейчас сотрудники клининговых компаний могут не только помыть квартиру, но и сделать пространство более организованным, разобрать шкафы и выбросить лишнее.
С чего начать уборку
Как быстро убрать захламленную квартиру? Нужно определиться с тем, как часто вы будете проводить "ревизию". Даже в относительно чистом жилище всегда есть то, от чего пора избавиться, поэтому проводить генеральную уборку лучше не только со сменой сезона, а чаще. Не стоит пытаться сделать все и сразу. Сначала займитесь одной комнатой, а когда закончите — сделайте перерыв. Только после этого с новыми силами переходите к другой. Двигаться нужно постепенно. Генеральная уборка сильно захламленных квартир не проводится за один день.
Для уборки нужно подготовить инвентарь. Понадобится много пакетов: для мусора, для неиспользуемых вещей, которые можно отдать кому-то, продать или пока оставить "на испытательный срок". Понадобятся фломастеры, этикетки, скотч, коробки, тряпки для пыли и таймер. Все вещи после расхламления будут разложены по пакетам и коробкам, чтобы в них не запутаться, стоит подписать каждое место хранения. Таймер нужен, чтобы буквально не утонуть в мусоре, а вовремя остановиться. Можно установить его на один час и начинать уборку. В процессе действовать нужно быстро и ни на что не отвлекаться.
Если квартира захламлена полностью, работу лучше начинать от входа в комнату и двигаться по часовой стрелке. После расхламления одного места можно приступать к следующему. Если перескакивать с места на место, то только силы потеряете и время. Накопившийся за годы хлам нужно разбирать на несколько коробок. Что-то можно оставить, другие вещи пора выбросить на свалку, а что-то пригодное к использованию, но не нужное лично вам, отдать нуждающимся или продать. В процессе наведения порядка не помещайте вещь на законное место сразу же, а пока просто отложите в коробку с надписью «Вернуть на место».
После того как мусорный пакет наполнится ненужными вещами, нужно сразу же завязать его и отправить на свалку. Не стоит начинать разглядывать вещи и думать, что что-то может еще пригодиться. Лучше не заглядывать внутрь. Коробку с надписью «Отдать» нужно пересмотреть и решить, что делать с каждой конкретной вещью. Например, детскую одежду, которая стала мала, можно отдать подруге, у которой в семье ожидается пополнение. Есть детские дома и приюты, которые тоже не откажутся от хороших, пусть и ношеных, вещей. Часть ненужного хлама можно продать. Это могут быть вазы, сувениры или книги в хорошем состоянии.
Поиск ненужного
Прежде чем приступать к вывозу мусора из квартиры, нужно весь этот хлам отделить от нужных вещей. Сделать это бывает очень непросто. Оказывается, что безделушки, о которых вы давно забыли, греют душу, а старые вещи могут пригодиться для поездки на дачу. Но стоит взглянуть правде в глаза. Мелкие сувениры только собирают пыль, а старая одежда так и останется лежать мертвым грузом в шкафу. Но как определиться с тем, что действительно нужно выбросить? Можно сделать несколько фото квартиры и просмотреть результат на большом мониторе. Сразу же обнаружится все, что лежит не на своих местах и смотрится как хлам.
Можно применить хронологический принцип выбрасывания. Стоит избавиться от всего, чем не пользовались больше года. Это наполовину пустые флаконы духов, специи с истекшим сроком годности, старые лекарства, баночки с остатками крема и так далее. Именно такие вещи и создают беспорядок в квартире. Расчищать жилище от залежавшихся вещей нужно смелее. Можно ориентироваться на имеющееся пространство. Заранее нужно определиться, что и в каком объеме вы будете хранить. Если это детские рисунки, то нужно выделить коробку подходящего размера, а когда она заполнится, перебрать все и выбросить лишнее, чтобы освободить место для новых рисунков. Так можно научиться хранить вещи в имеющемся объеме.
Расхламление гардероба
Часто квартира захламлена именно одеждой. Наведение порядка в гардеробе — это одно из самых интересных, но вместе с тем и самых сложных занятий. Сначала нужно определиться, что точно придется оставить. Обычно это базовый гардероб. В минимум женской одежды обычно входят: черное платье, которое уместно и на деловых переговорах, и на вечеринке, и на природе, плащ нейтрального цвета, бежевая или белая блузка или рубашка, юбка, черные брюки, классические темно-синие джинсы, жакет или блейзер, качественный кардиган и два свитера, бежевые туфли на каблуке, кеды или кроссовки белого или черного цвета, пуховик, изящные балетки, как минимум две сумки (одна маленькая и изящная, а вторая вместительная). Этих вещей вполне достаточно, но, конечно, у каждой женщины свой базовый гардероб. Все это нужно оставить.
Теперь о вещах, от которых нужно избавиться. Это все то, что не подходит по размеру, вещи, которые морально устарели и износились. Их нужно раздать, выбросить, отдать в детский дом или центр помощи населению, попытаться продать. Пока не нужно выбрасывать, но стоит отложить на отдельную полку одежду, которая требует ремонта, вещи, в которых вы себе не нравитесь. Хорошие изделия, которые не подходят лично вам, лучше продать, а все, что требует ремонта, - починить. Отдельная категория — вещи, которые давно пора бы выбросить, но они настолько дороги сердцу, что лежат просто так. Нужно собраться с силами и выбросить все это.
Сначала нужно приступать к разбору своих вещей, а только потом решать, что делать с одеждой детей или мужа. Мужчинам обычно расхламление гардероба дается проще. Они практически всегда могут выделить из всей массы рубашек и футболок те, в которых удобно. Если эти вещи в нормальном состоянии (не потертые, не требуют ремонта), их можно оставить. На этом половина работы окончена. Остается только оставить джинсы, шорты, брюки, 2-3 комплекта одежды на выход и на каждый день, домашнюю одежду (тоже достаточно двух комплектов). Носки лучше покупать сразу по несколько одинаковых пар, потрепанные борсетки выбросить, а кучу ремней из экокожи заменить одним, но качественным.
Памятные вещи
Хлам в квартире складывается из множества предметов, которые не используются постоянно, но нужны на всякий случай или хранятся как память. Но памятные вещи нужно уметь отличать от бездушных сувениров. Распечатанные фотографии, первые рисунки ребенка и дневники дороги как память, выбрасывать их не нужно, но и патологически копить — тоже не вариант. Неплохое решение — выделить под такие вещицы отдельную коробку и следить за ее наполнением. Как только наполнится — перебрать и выбросить часть, чтобы освободить пространство. Не каждой безделушке есть место в очищенном от хлама жилище. Нужно об этом помнить.
Бытовая техника
Бытовую технику не спешите выбрасывать. Неработающие приборы нужно отложить в отдельный пакет. Если к следующей "ревизии" техника все еще не будет работать, значит, в ней нет надобности. Хорошо, если получится починить устройства. Так и функциональность дома улучшится, и не будет предметов, которые занимают место без дела. Но куда девать хлам, то есть старые магнитофоны, кассеты, нерабочую технику, которая не подлежит ремонту и использоваться больше не будет? Кассеты нужно оцифровать (если там памятные фото, а фильмы можно просто скачать, когда понадобится), совсем старые вещи можно попробовать отдать ностальгирующим, а нерабочее — продать на запчасти.
Неиспользуемые вещи
Массовые подарки в виде сервизов, супниц, наборов, замысловатых ваз и так далее, если они новые, могут послужить кому-то и даже понравиться. Нужно дать таким вещам шанс на вторую жизнь. Не стоит их выбрасывать в мусорную корзину. Можно выставить на продажу за половину цены. Это же касается бытовой техники, которая заменена более совершенными аналогами. На уборке тоже можно заработать!
«Особенные» вещи
В квартирах представителей старшего поколения можно обнаружить нетронутые сервизы, наборы постельного белья, тапочки и полотенца, которые лежат на случай приезда важных гостей. Как правило, долгожданные гости так и не появляются, а вещи устаревают или приходят в негодность, квартира захламляется. Любыми вещами нужно пользоваться, иначе это банальное накапливание. Особый случай — это каждый день. Пора привыкнуть не хранить сервиз в серванте, а ставить на стол даже к простому вечернему чаепитию. То же самое касается одежды «на выход» и других подобных вещей.
«Графический покой»
Сразу же избавляетесь от этикеток на шампуне, зубной пасте и других средствах ухода за собой и за домом, на продуктах и одежде? Это работает только с одеждой (да и то не всегда). Может показаться, что идея странная и даже сумасшедшая, но на самом деле любая этикетка содержит море ненужной информации и выедает глаза. На фоне пресыщенности информацией это совершенно не идет на пользу. Стоит приучить себя избавляться от этикеток сразу после выхода из супермаркета, чтобы не тратить на это время дома. Это лишние вещи, которые отвлекают.
Рациональное хранение
Главное правило организованного хранения вещей — в итоге должно получиться удобно и просторно. Чем больше в помещении свободного пространства, тем лучше. Хотя это вступает в противоречие с привычным и даже естественным для многих умением усложнять, а также со страстью к накопительству и шопингу. Но мир вокруг стал технологичнее: проводов становится меньше, вместо горы бумаг можно хранить отсканированные копии в электронном виде, все тома энциклопедии помещаются на флешке, а для хранения, например, шуб есть специальные службы, которые позаботятся, чтобы одежда пережила теплое время года в целости, сохранности и безопасности.
После вывоза мусора из квартиры нужно определиться с тем, где и как хранить нужные вещи. Стоит рассортировать предметы на «горячие» и «холодные». Первые используются каждый день. Это бытовая техника, одежда, обувь. «Холодные» вещи - домашняя библиотека, сезонная одежда, елочные игрушки, дорогие сердцу вещицы и тому подобное. Для их хранения лучше организовать систему где-нибудь в коридоре, чтобы в жилой комнате было поменьше шкафов. Открытое хранение лучше минимизировать, а если открытый стеллаж уже есть, то можно дополнительно купить тканевые или картонные коробки, чтобы скрыть от посторонних глаз папки с документами, фотоальбомы и другие вещи, которые не используются каждый день.
Система флай-леди
Как не захламлять квартиру? Вещи, которые нужно выбросить, будут появляться и появляться снова. Единственное решение, которое позволит поддерживать чистоту и порядок, - сделать из уборки систему. Стоит проводить глобальное расхламление хотя бы раз в сезон, а уборку делать не генеральную по субботам, а по чуть-чуть, но каждый день. Под эти правила хорошо подходит система флай-леди, которая позволит поддерживать чистоту легко и просто.
Квартира захламлена? Сначала нужно выбросить все лишнее, а уже потом приступать к экспериментам с системами по поддержанию порядка. Смысл системы в том, что квартира разделяется на зоны, каждой из которых отводится неделя. Работа в определенной зоне не должна занимать более 15 минут в день, а раз в неделю проводится часовая уборка.
Дополнительно нужно выделить горячие точки, то есть такие места в доме, которым нужен постоянный «присмотр». Обычно это рабочий стол, на котором каждый день скапливаются кружки и бумаги. Также каждый день нуждается в уборке раковина на кухне.
Это не слишком сложно. С таким подходом к ведению домашнего хозяйства можно раз и навсегда забыть о внушающих страх генеральных уборках, после которых нужно брать дополнительный выходной. Конечно, цены на уборку квартир в Москве (а уж тем более в провинции) не так высоки, но ведь куда приятнее самостоятельно поддерживать свое жилище в чистоте.
Секреты профессиональных горничных
Стоит поучиться быстрой и качественной уборке у горничных в хороших отелях. Они знают и используют в повседневной практике много приемов и хитростей, чтобы ускорить процесс. Сначала нужно убрать все лишнее — грязное белье и мусор, чтобы начинать как будто с чистого листа. Для уборки пыли лучше использовать микрофибру. Каждый раз при наведении порядка сотрудники клининговых служб рекомендуют чистить шторы. Лучше всего это получится сделать мокрым или сухим полотенцем. Полотенце должно быть достаточно тяжелым, чтобы удар был сильным, но и легким, чтобы рука не устала.
Перед мытьем пола всегда нужно пылесосить. Обычно советуют начинать с дальнего угла, продвигаясь к двери. Но лучше сначала пропылесосить те месте, где чаще всего ходят, а уже потом начинать с угла. Так вы дважды пройдетесь пылесосом по самым загрязненным участкам. Уборка в ванной должна оставаться напоследок. Это позволит минимизировать перенос бактерий, которых во влажной среде всегда много. Для уборки хорошо использовать обычный уксус, который поможет справиться с теми загрязнениями, против которых даже супер-средства бессильны. Будут кстати и старые зубные щетки. Это позволит вычистить труднодоступные места.