Владислав Пьявко - известный отечественный оперный певец, тенор. Имеет звание народного артиста Советского Союза и Киргизии. Прославился благодаря нескольким десяткам ролей в Большом театре в самых известных операх.
Детство и юность
Владислав Пьявко родился в Красноярске. Он появился на свет в 1941 году, за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны. Герой нашей статьи рос без отца, его мать работала в тресте "Енисей-золото". Она была коренной сибирячкой из старообрядцев. Поначалу они жили в небольшом поселке Таежный в Красноярском крае, а затем перебрались в Норильск.
Владислав Пьявко с детства мечтал о сцене. В результате в 1957 году, добравшись до Москвы, решил испытать судьбу и постараться поступить в Щепкинское училище. Параллельно он подал документы на актерский факультет ВГИКа.
Однако в последний момент Владислав Пьявко решил, что его все равно никуда не примут, и прямо с экзамена отправился в военкомат, попросив, чтобы его направили в военное училище. В результате вместо актерской карьеры, о которой он так мечтал, стал курсантом артиллерийского училища в Коломне. Окончил его Владислав Пьявко, фото которого есть в этой статье, только в 1960 году.
"Кармен"
Примерно за полгода до этого произошло событие, которое в корне изменило всю его жизнь. Пьявко случайно оказался в большом театре на спектакле "Кармен", в котором играла народная артистка СССР Ирина Архипова и итальянский тенор Марио Дель Монако. Увиденное так потрясло его, что он твердо решил для себя стать артистом. В результате именно из-за этого спектакля в 1960 году он уволился из армии, хотя у него были перспективы оставаться и дальше на службе, продвигаясь по карьерной лестнице.
Вместо этого Пьявко вновь отправляется по всем театральным вузам столицы, подает документы. Герой нашей статьи сдает экзамены в Щепкинское и Щукинское училище, Школу-студию МХАТ, ВГИК, но везде проваливается, его не берут. Последней надеждой для Пьявко становится ГИТИС, куда он и поступает уже в сентябре 1960 года. До 1965 года он постигает азы актерской профессии в Государственном институте театрального искусства имени Луначарского.
Большой театр
Практически сразу после окончания училища актер Владислав Пьявко был принят в стажерскую группу Большого театра. Для этого ему пришлось выдержать большой конкурс, что он сделал с успехом. Его дебют состоялся в опере Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй", в которой главную партию исполняла Галина Вишневская, а Пьявко исполнил партию Пинкертона. Уже в 1966 году его официально сделали солистом Большого театра.
Владислав Иванович Пьявко стал очень популярным уже в 1967 году, исполняя партию Пинкертона. В результате его направили на стажировку в миланский театр Ла Скала в Италии. Там он занимался у Энрико Пьяцца и Ренато Пасторино. Его стажировка продолжалась два года. За это время он подготовил множество выдающихся оперных партий - Каварадосси, Хозе, Туридду. В 1969 году Владислав Иванович Пьявко, фото которого вы найдете в этой статье, принял участие в престижном Международном конкурсе вокалистов, который прошел в бельгийском городе Вервье. Там ему удалось выступить весьма успешно и занять третье место. В этом же году состоялся его режиссерский дебют на сцене оперного театра в Перми. Он поставил оперу Дмитрия Кабалевского "Сестры".
Конкурс имени Чайковского
В 1970 году Владислав Пьявко (биография его представлена в этой статье) поучаствовал в четвертом международном конкурсе имени Петра Ильича Чайковского. В нем герой нашей статьи, получив вторую премию, разделил ее с будущим народным артистом Советского Союза и Грузинской ССР Зурабом Соткилавой.
Карьера Пьявко развивался очень успешно. В 1975 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а еще через три года уже и народного артиста. С 1980 года герой нашей статьи на протяжении пяти лет преподавал в Институте театрального искусства имени Луначарского.
Фильмография Владислава Пьявко
В 1983 году Пьявко вместе с Юрием Роговым поучаствовал в создании фильма под названием "Ты мой восторг, мое мученье..." в качестве режиссера-постановщика и сценариста. В этой же картине он и сам сыграл, исполнив роль Николая Бахтина.
В 2016 году он снялся драматическом детективном сериале Евгения Звездакова "Шакал". Это было сюжетное продолжение сериалов "Палач", "Мосгаз" и "Паук". В этом 8-серийном фильме рассказывается о расследовании дерзких ограблений инкассаторов и магазинов бандитами, переодетыми в форму милиционеров.
Пьявко сыграл министра внутренних дел СССР Николая Анисимовича Щелокова. Кстати, это реальный исторический персонаж, который занимал этот ответственный пост с 1966 по 1982 год.
"Гульельмо Ратклифф"
Настоящая мировая слава пришла к Пьявко в 1984 году, когда он исполнил партию заглавного героя в опере Пьетро Масканьи "Гульельмо Ратклифф" в итальянском Ливорно. Уникальность состояла еще и в том, что за всю историю оперы Пьявко стал только четвертым тенором, который это сделал, настолько сложной она считалась. За это достижение герой нашей статьи был удостоен именной золотой медали. На ней были высечены слова "Владислав Пьявко - Великий Гульельмо Раттклиф". К ней прилагался диплом города Ливорно и серебряная медаль от общества "Друзья оперы" имени самого итальянского оперного композитора Пьетро Масканьи.
Прощание с Большим театром
Из Большого театра Пьявко ушел в 1989 году. После этого на протяжении семи лет он был солистом в Немецкой государственной опере в Берлине. Там он выступал преимущественно в партиях, относящихся к итальянскому репертуару. В тот же период выступал в Опере Бастиль в Париже. Знаковым для него стал международный фестиваль в румынском Тимишоаре, на котором он исполнил партию Поллиона в знаменитой опере итальянца Винченцо Беллини - "Норма".
Регулярно появлялся на крупнейших европейских оперных сценах. Среди его партнеров были самые известные артисты своего времени - болгарские оперные певицы Раина Кабайванска, Гена Димитрова, Анна Томова-Синтова. Сейчас многие признают его большую роль в популяризации отечественной вокальной школы на международной арене, утверждении ее престижа.
В 2006 году вернулся на сцену в честь 40-летия своей творческой деятельности. Он исполнил партию Отелло в одноименно опере Джузеппе Верди.
Подводя итог его творческой биографии, нужно отметить, что в репертуар оперного артиста входили всего свыше пятисот произведений, относящихся к камерному вокальному жанру. Среди них, помимо оперных партий, были романсы Сергея Рахманинова, Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, а также партии в вокально-симфонических произведениях. К примеру, в Девятой симфонии Бетховена, Первой симфонии Скрябина, Реквиеме Верди.
Общественно-просветительская деятельность
На протяжении долгого времени Пьявко уделял повышенное внимание общественно-просветительской деятельности. В 1996 году он занял пост первого вице-президента Фонда Ирины Архиповой, его супруги. Еще через два года он стал вице-президентом Международного союза музыкальных деятелей, а также постоянным членом организационного комитета Международного оперного фестиваля под названием "Золотая корона", который ежегодно проводится в Одессе.
В 2000 году он лично инициировал издательство фондом Ирины Архиповой серии книг "Жемчужины мира музыки". Первой в этом цикле стала книга о советском оперном певце Сергее Лемешеве. А на следующий год стал первым вице-президентом Международного союза музыкальных деятелей.
С 1992 году Пьявко возглавляет жюри Международного конкурса имени Лемешева, который проводится в Твери. Также он оценивает участников конкурса вокалистов имени Михаила Ивановича Глинки, открытого конкурса вокальной музыки имени Свиридова, входит в организационный комитет конкурса камерных ансамблей имени Танеева.
В 2000 году герой нашей статьи стал профессором кафедры сольного пения в столичной Государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского.
Репертуар артиста
В репертуаре Пьявко несколько десятков партий. Например, это Распорядитель и Герман в "Пиковой даме" Чайковского, Русский воин в "Иване Сусанине" Глинки, Молодой парень в "Царской невесте" Римского-Корсакова, Гонец и Радамес в "Аиде" Верди, Искра и Андрей в "Мазепе" Чайковского, Хозе в "Кармен" Бизе, Каварадосси в "Тоске" Пуччини, Манрико в "Трубадуре" Верди, Андрей Хованский в "Хованщине" Мусоргского, Михайло Туча в "Псковитянке" Римского-Корсакова, Ноздрев в "Мертвых душах" Щедрина, Гришка Кутерьма в "Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова, Шуйский и Самозванец в "Борисе Годунове" Мусоргского, Водемон в "Иоланте" Чайковского, Князь в "Русалке" Даргомыжского, Гвидон в "Сказке о царе Салтане" Римского-Корсакова, Алексей в "Оптимистической трагедии" Холминова, Сергей в "Катерине Измайловой" Шостаковича, Кукушкин в "Повести о настоящем человеке" Прокофьева, Карл VII в "Орлеанской деве" Чайковского, Поллион в "Норме" Беллини.
Личная жизнь
Личная жизнь Владислава Пьявко всегда интересовала его многочисленных поклонников. На протяжении нескольких десятков лет герой нашей статьи был мужем народной артистки СССР Ирины Архиповой, это звание она получила в 1966 году.
Для жены Владислава Ивановича Пьявко этот брак был третьим. Ее первый супруг - Евгений Архипов. Он был ее однокурсником. В 1947 году у них родился сын Андрей. Но совместный ребенок не помог укрепить их брак, вскоре они разошлись. В 1972 году родился внук, который стал оперным солистом Большого театра. Его тоже звали Андреем.
Вторым мужем Ирины стал переводчик Юрий Волков. Они познакомились и сблизились в Италии, когда Архипова находилась в оперном театре "Ла Скала" на стажировке. Но и этот брак оказался неудачным, вскоре они расстались.
Личная жизнь Владислава Пьявко с Ириной Архиповой сложилась удачно. Вместе они прожили в браке более сорока лет. Так что многим даже трудно поверить в то, что когда-то этому союзу не предрекали никакого счастливого будущего.
При этом нужно отметить, что личная жизнь, дети Владислава Ивановича Пьявко с самого начала находились под пристальным вниманием общественности. Дело в том, что еще на заре отношений они оказались в центре одного из самых громких театральных скандалов. Герой нашей статьи попал в противостояние между Ириной Архиповой и Галиной Вишневской. Подробно о нем поведала сама супруга Владислава в его биографической книге "Тенор: из хроники прожитых жизней...", которая, правда, вышла в свет весьма ограниченным тиражом.
Когда их отношения только зарождались, Ирина была замужем, а Владислав значительно моложе ее, на 16 лет. В 1966 году она приехала с длительных гастролей в Америке, на нее в Большом театре сразу обрушилось большое количество сплетен и пересудов. Все говорили о юном солисте Пьявко, которому Вишневская отдала партию в премьерной опере "Чио-Чио-сан".
На спектакле, на который пришла Архипова, ей сразу стало очевидно, что Владислав обладает блестящим голосом и актерскими данными. Причем в то время Пьявко сам ухаживал за Вишневской. В дни, когда шла "Чио-Чио-сан", его друг специально присылал огромный букет гвоздик из Риги, которые он подносил приме.
Внезапно он переключился на Архипову. Вероятно, его еще подзадорил их коллега Зураб Анджапаридзе, который, как только Владислав обратил внимание на Ирину, сказал ему, что тут у него точно ничего не получится. Скандал разразился, когда Пьявко участвовал в репетиции "Кармен", где он исполнял партию Хозе. Главную роль в ней играла Архипова, но ее пожелала заполучить Вишневская. В результате было решено организовать два состава.
На оркестровой репетиции Вишневская, которая возглавляла специальную комиссию, оценивавшую годность артистов, категорически запретила ему петь сейчас, пожелав, чтобы он вошел в новый состав, в котором будет она сама. Архипова возмутилась таким решением. В итоге две примы Большого театра сильно поссорились, разговор велся на повышенных тонах. В результате весь мир узнал, что две лучшие певицы Большого театра поссорились из-за Пьявко. Владиславу в конечном счете досталась эта роль. Партию Хозе он исполнил блестяще.
В личной жизни Владислава Пьявко дети играли большую роль. До союза с Ириной он тоже был женат, от его предыдущего брака остались двое сыновей и две дочери. Детей Владислава Ивановича Пьявко звали Людмила, Дмитрий, Виктор и Василиса. Многие из них построили карьеру, пойдя по стопам родителей. Дети Владислава Ивановича Пьявко продолжили славную творческую династию.
Людмила Магомедова стала знаменитой оперной певицей, получила звание народной артистки России. Василиса Пьявко = успешная актриса театра имени Ермоловой. Она окончила ГИТИС. На сцене прославилась ролями Жюли в пьесе Стриндберга "Фрекен Жюли", Евы Темпи в "Битве ангелов" Уильямса, Элис в "Льве зимой" Голдмен, Ольги Петровны в "Нахлебнике" Тургенева, Натальи Степановны в "Предложении" Чехова.
Есть в ее активе и несколько телевизионных проектов. Она снималась в рекламе, телефильмах "Путь в Дамаск", который выходил на канале ТВЦ, "Чудо-сказка", премьера которого состоялась на канале "Культура".
А вот сыновья Пьявко выбрали для себя иной путь. Дмитрий стал компьютерщиком, а Виктор - инженером. В браке с Архиповой детей им завести так и не удалось.
Уже оставшись вдовцом, Пьявко признался, что его увлекла 18-летняя красотка. Он даже хотел покончить с собой, когда их отношения закончились. В конце одного из творческих вечеров в Центральном доме работников искусств на сцену вышла очаровательная цыганка с огромным букетом роз бордового цвета. Только раз взглянув на нее, певец был покорен. Девушку звали Верига, она была его ученицей. Она уже в течение полутора лет брала у героя нашей статьи уроки вокала. Однако безумная тяга между ними появилась только сейчас.
У Пьявко с Веригой начался невероятный роман. Певец писал ночами ей стихи. Все закончилось, когда об их связи узнали родители, которые наложили категорический запрет на их дальнейшие отношения. Причем оказалось, что дело не в разнице в возрасте, хотя когда они встретились, ему было 74, а девушке 18. В действительности оказалось, что ее отец практически сразу после ее рождения сосватал дочку за влиятельного цыганского барона. Он не мог нарушить свое слово. Владислав тяжело переживал это расставание.