Профили риска: пример, виды и пути их решения

Профиль риска в таможенном деле — это совокупность данных об области возникновения возможной опасности, индикаторов критических ситуаций и указания о необходимом применении мер для предотвращения или минимизации рисков. Такие профили имеют место на государственном, субъектном и местном уровнях страны.

Сущность понятия о профиле риска

Для осуществления эффективного контроля в таможенной сфере используется система управления рисками. Она подразумевает применение механизмов, позволяющих значительно снизить процент вероятности возникновения опасных ситуаций.

Зона таможни

В понятие механизмов минимизации возможных рисков включается совокупность различных методик, инструментов и технологий по управлению рисками, а также система мер по снижению вероятности возникновения опасных ситуаций.

Основной инструмент механизма, позволяющего минимизировать риски при проведении соответствующей работы должностными лицами в таможенных органах, - это профиль риска. В сфере практического применения он представляет собой совокупность сведений, в которую входит формализованная характеристика области вероятного возникновения опасных ситуаций, их индикаторов и указаний о применении различных мер прямого назначения. Целью этих мер является снижение процента возможности создания извне или изнутри представляющих угрозу случаев, а также доведение полученной информации до органов таможенной службы путем направления сведений о выявленных профилях риска в ФТС в виде бумажного и электронного документа.

Виды профилей

В зависимости от того региона, в котором разрабатывается определенный вид профиля риска для применения его на практике, выделяют три уровня:

  • общероссийский отдел, который распространяет свое действие на всю таможенную территорию Российской Федерации;
  • региональный отдел, действие которого ограничено территорией одного регионального таможенного управления;
  • зональный уровень, распространяющий свое действие на весь регион действия одного отделения таможни.

Решение о том, к какому из указанных видов профилей отнести тот или иной тип рисков, принимает российская Федеральная таможенная служба. При определении региона действия профиля риска в таможенном деле решающее слово остается за следующими лицами:

  1. Зональный – руководитель главного управления организации по таможенному оформлению и таможенному контролю (или уполномоченное им лицо) либо руководитель того управления, по направлению работы которого был выявлена возможная опасная ситуация. Передача полномочий другому начальнику по сфере деятельности осуществляется по согласованию с главным ОТОиТК (отдела таможенного оформления и таможенного контроля).
  2. Региональный – главный заместитель начальника Федеральной таможенной службы, который курирует Главное ведомство по организации контроля на таможне либо контролирует работу структурного подразделения, в направлении работы которого был выявлена возможная опасная ситуация (если дело было передано ему).
  3. Общероссийский профиль риска – начальник Федеральной таможенной службы или уполномоченное им лицо.
    Сотрудник таможенной службы

Сроки действия профилей

Таможенные профили риска по срокам действия подразделяются на три типа:

  • краткосрочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.

Краткосрочные профили распространяют свое действие на период от одного дня до одного месяца. Время работы среднесрочных планов по выявлению вероятности возникновения опасных ситуаций включает срок од одного до трех месяцев. Долгосрочные профили риска действуют от трех месяцев до полугода.

По типу передачи информации уполномоченным лицам профили подразделяются на неформализованные и автоматизированные. Данные о неформализованных рисках доводятся до сведения органов таможни в виде бумажных документов через посредников или напрямую. Автоматизированные данные о возможных опасных ситуациях передаются на электронных носителях или в виде компьютерного документа. Должностное лицо во втором случае участия в выявлении профилей риска не принимает.

Прежде чем создавать соответствующий профиль любого из указанных видов, назначенные руководителем лица занимаются составлением и утверждением его проекта.

Структура проекта профиля

При составлении проекта конкретного профиля риска в таможне в структуру документа включаются следующие разделы:

Взаимодействие элементов СУР
  1. Общие положения.
  2. Сведения о сфере потенциальной опасности.
  3. Меры по снижению вероятности возникновения риска.
  4. Контактные данные.

Каждый из этих пунктов должен быть в обязательном порядке включен в содержание документа, так как все элементы проекта играют важную роль в формировании и дальнейшем применении профилей риска.

Общие сведения о проекте

В раздел об общих сведениях включаются регистрационный номер профиля риска и срок действия рассматриваемого риска.

В регистрационном номере, присеваемом формируемому профилю возможных опасных ситуации, указываются три составляющих элемента:

  • код территории, который определяется в зависимости от сферы работы соответствующего профиля (зональный, региональный или общероссийский), при этом в территориальный код включаются две цифры;
  • дата фиксации возможной опасной ситуации в журнале, в котором регистрируются все проекты исследуемых профилей (ППР): она указывается в шестизначном формате (год двумя цифрами);
  • номер (порядковый) самого профиля, который присваивается ему согласно записям в журнале соответствующих проектов - он должен состоять из пяти цифр.

В подпункте «срок действия» указывается период времени, в течение которого, учитывая объективные обстоятельства выявления конкретного риска и цель создания соответствующего профиля, эта возможная опасная ситуация будет актуальна. Исходя из этого в графе «вид ПР» указывается длительность действия профиля (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный) двузначным числом.

Сведения о сфере действия рассматриваемой потенциальной опасности

В разделе, рассматривающем сферу действия указанного профиля, указываются сведения о том, каков именно предел его применения соответствующими должностными лицами органов таможни.

В указанный раздел включаются два важных подпункта: характеристика риска и его индикаторы. Характеристикой является совокупность сведений о конкретном риске, подробные критерии которого определяются с помощью показателей, установленных для данного профиля. Индикаторы возможных опасных ситуаций (указываемые с помощью кодов и наименований) и значения этих индикаторов – это показатели, которые являются ориентиром для проверки реальности данного профиля. Если индикаторы имеют место в конкретной рабочей ситуации, этот профиль действует.

Все индикаторы представляются составителями проекта в виде таблицы. Наименования указываются в виде краткой формулировки. Индикаторами являются следующие ключевые показатели:

Таможенный кодекс
  • код конкретного товара, указываемый согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТНВЭДТС);
  • вес товара (нетто) в килограммах;
  • количество вещей с указанием основных, а также дополнительных единиц измерения;
  • среднестатистическая цена за одну единицу данного товара;
  • страна производства перевозимых вещей.

Прочими показателями являются следующие сведения:

  1. Процедуры, которые проводятся таможней и являются частью процесса применения профилей возможных кризисных ситуаций.
  2. Субъекты внешнеэкономической деятельности (полное наименование, индивидуальный налоговый номер, КПП, для юридических лиц – ОГРН (для индивидуальных предпринимателей - ОГРНИП), вид соответствующего субъекта).
  3. Номер и дата соответствующего внешнеэкономического договора (контракта), если профили потенциальных угроз действуют по отношению к товарам, которые перевозятся в рамках действия этого внешнеторгового договора.
  4. Полное наименование и код конкретного таможенного органа.
  5. Полное наименование и код используемого для перевозки товаров транспортного средства (или нескольких, при необходимости).

Союзным Таможенным кодексом предусматривается возможность установления наднациональных областей потенциальных опасностей, важных для каждого из государств, входящих в состав Таможенного союза. Указанные области определяются на заседания союзной таможенной Комиссии.

Меры по снижению вероятности возникновения риска

В соответствующем разделе определяются формы профилей рисков и виды контроля таможенных органов, которые применяются к товарам и операция внешнеторгового характера. Данные условия имеют место, если все выявленные критерии соответствуют конкретному профилю.

Таможенная проверка

Все меры по снижению вероятности возникновения опасных ситуаций носят прямой характер. Это связано с тем, что в данном разделе проекта рисков содержится именно тот перечень способов воздействия, который впоследствии будет применяться сотрудниками таможенных органов.

В раздел о мерах по снижению вероятности возникновения опасных ситуаций включены две таблицы, относящиеся к действиям, применяемым соответствующими лицами, а также к досмотру, проводимому сотрудниками таможни.

В таблице с применяемыми мерами содержатся коды способов воздействия и их описание. Приказом Федеральной таможенной службы № 1200 от шестого июня 2011 года утверждены Инструкции. В данном документе раскрываются сведения об осуществляемых должностными лицами органов таможни действиях при планировании и изучении документов о профилях рисков, об их применении при осуществлении таможенного контроля, а также их актуализации или отмене.

В рамках данной Инструкции разработан Классификатор мер прямой направленности. Согласно ему, эти меры делятся на шесть различных видов:

  • формы контроля со стороны таможенных органов;
  • применение способов идентификации провозимых товаров и используемых для этого транспортных средств;
  • применение способов определения перевозочных (транспортных) документов и бумаг коммерческого характера на товары в целях перевозки, которые имеются у перевозчика;
  • задействование различных мер, способствующих обеспечению исполнения законодательных норм при проведении процедуры транзита (таможенного);
  • сбор сведений о лицах, которые осуществляют деятельность, непосредственно связанную с перевозом товаров и услуг через пункты таможенного контроля, а также о лицах, которые осуществляют деятельность в сфере таможенного дела;
  • иные способы минимизации потенциальных опасностей.

Формы контроля, реализуемые таможенными органами

Осуществляя контроль, органы таможни разрабатывают целевой профиль риска, который рассчитывается по конкретным показателям. Построению такого профиля в большей степени способствуют следующие формы контроля, реализуемые таможенными органами:

Контрафакт на таможне
  1. Проверка сведений и документов.
  2. Проведение устного опроса.
  3. Получение от субъекта пояснений.
  4. Осуществление таможенного наблюдения.
  5. Осмотр перевозимых вещей и автотранспортных средств сотрудниками таможни, а также личный досмотр граждан и багажа.
  6. Проведение досмотра средств перевозки и самих товаров.
  7. Проверка маркировок товаров специальными средствами и определение наличия соответствующих знаков идентификации на них.
  8. Осмотр территорий и помещений.
  9. Проведение таможенной ревизии в специальной и общей форме.

Иные способы минимизации потенциальных рисков

К иным мерам снижения вероятности возникновения рисков относятся следующие:

  • экспертиза товаров, документов и средств перевозки;
  • принятие решения о применении отдельных видов контроля на уровне структурных подразделений таможни;
  • требование о предъявлении документов, подтверждающих декларирование товаров из группы риска, если это установлено правовыми нормами;
  • проведение дополнительных проверочных действий в рамках контроля со стороны таможенных органов, включая исследование товаров до их выпуска;
  • направление письменных требований о необходимости предъявления дополнительной документации, которая подтвердит соблюдение ограничений и запретов, установленных нормами российского законодательства в сфере государственного регулирования деятельности внешнеторгового типа;
  • выгрузка ввозимых товаров на склад временного хранения;
  • указание в каждом случае в уведомлении, посылаемом в виде электронного документа, о направлении товаров под соответствующий контроль с перечислением всех ключевых сведений о нем: наименовании, товарном коде, весе, стоимости и валютном коде;
  • направление копий документов и иных прилагаемых бумаг в конкретное подразделение таможенного органа в двухдневный срок для дальнейшего контроля;
  • предварительная проверка подлинности предоставленных документов с сопутствующим контролем за этой процедурой со стороны постов таможни.
    Проверка транспорта

Примером профиля риска, который может выявиться в ходе проверки, является целенаправленное занижение веса товара для уменьшение таможенного платежа за его перевозку.

Все сведения, которые содержатся в конкретном профиле риска, дублируются с помощью их кодовых значений согласно Классификаторам и соответствующим разделам профиля. Указанные коды применяются в целях обработки данных компьютерными средствами для последующего внесения в базы ЕАИС федеральной таможенной службы.

Контактная информации

В указанном разделе указываются следующие сведения:

  • ответственное подразделение таможенного органа, занимающегося контролем над действием профиля риска. В данной графе фиксируется наименование соответствующего подразделения (или подразделений, если их несколько), на которые возложена обязанность по осуществлению проверки применения мер прямого характера в отношении снижения вероятности возникновения опасной ситуации;
  • контактное лицо, занимающееся разъяснением по вопросам осуществления работы по профилям риска.

Все указанные органы и лица осуществляют свою работу в строгом соответствии с правилами, установленными Инструкцией, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы № 1200 от шестого июня 2011 года.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.