Уилки Коллинз и его романы

Уилки Коллинз - английский романист, известный сенсационными романами, в которых таинственные семейные предания, приведения и невероятные преступления занимают центральное место. Сюжеты его романов основаны на парадоксальности, и Коллинз удачно подбирал “сенсационные” темы, увлекая и затягивая читателя в мир своих персонажей.

Немного об авторе

Сын известного живописца, Уилки родился в 1824 году, 8 января. Мальчик обучался у себя дома. В 1835 году стал посещать Maida Hill Academy, после чего последовал двухлетний перерыв (семья путешествовала по Италии и Франции). Позже Коллинз говорил, что Италия в плане пейзажей, людей и картин дала ему больше, чем он узнал в школе. Вернувшись в Англию, продолжил обучение в школе-интернате Коула. Именно здесь он состоялся как рассказчик.

коллинз экранизации произведений

В 1841-м Уилки Коллинз оставил школу и стал служить в компании по торговле чаем. В 1846 году изучал юриспруденцию в Линкольнс-Инн. В 1851-м стал членом корпорации адвокатов, но профессия эта никогда его не интересовала, хотя в нескольких своих романах уделил адвокатам центральное место. Отец Уилки умер в 1847-м, а через год вышла первая книга писателя “Воспоминания о жизни Уильяма Коллинза” и получила хорошие отзывы критиков.

Ранние романы

Долгое время Уилки колебался между карьерой художника и автора. Вероятно, этим и объясняется мастерство живописности в его произведениях - они полны описания пейзажей, бытовых сцен, портретов, произведений искусства. Начав литературную карьеру с биографии отца, Уилки занялся сочинением романов. Сначала был написан исторический роман о падении Рима - “Антонина”. За ним последовали романы “Бэзил” (1852), Hide and Seek (1854) и “Тайна” (1856).

В раннем творчестве Уилки Коллинз стремится оправдать ожидания читателя: это видно по тому, что он обращается к коллизиям и сюжетам, ранее использованным известными авторами, чтобы переделать их и создать эффект неожиданности. Начиная с романов “Бэзил” (1852) и “Прятки” (1854) стал заметен интерес автора к современности. В этих произведениях усилен детективный элемент, и у писателя появляется возможность для расширения тематики - это проблемы воспитания, любовь, социальные отношения, религиозность, извечные отцы и дети. Именно в этих романах Коллинз создает значимые персонажи.

уилки коллинз экранизации произведений

Сенсационные романы

В 1860 и 1868 годах вышли “Женщина в белом” и “Лунный камень”. К этому времени писатель уже сблизился с Диккенсом, занялся редакторской работой, совместно они создали ряд пьес. Книги Уилки Коллинза “Без имени”, “Армадейл”, “Без выхода”, опубликованные соответственно в 1862, 1864, 1867 годах, уже отличаются сильной мотивацией поступков героев. Теперь автор обращается не к литературным источникам, а к реальным документам, как юрист, прежде всего к судебным материалам, что благотворно сказывается на жизненной правдивости его героев. Так, “Женщина в белом” основана на реальном судебном процессе. В “Лунном камне” мастерство писателя достигает своей вершины, когда несколько участников событий смотрят на происходящее как бы с разных сторон.

С момента выхода этих книг Коллинз приобрел славу основателя сенсационного романа. Сюжет такого романа основан на парадоксальности, на чем-то необычном. К началу 20-го века он практически выйдет из массового употребления. Но Коллинз подбирал “сенсационные” темы: девушку излечили от слепоты, но она отказывается от зрения; женщина прожила долгие годы с венчанным мужем, но мирской закон признает венчание недействительным.

Интерес к этим романам не угасает и полтора века спустя, свидетельством тому служат экранизации произведений Уилки Коллинза, таких, например, как “Бэзил”, “Лунный камень”, “Женщина в белом”. Первый из них был снят в 1999 году, а последний трижды привлек внимание кинематографистов – в 1981, 1982 и 1997 годах.

уилки коллинз

Тема женщины

В конце 19-го века проблема женской эмансипации занимала большое место в литературе. Не обошел “женский вопрос” в своем творчестве и Коллинз. В романе “Муж и жена” (1870) автор привлекает внимание читателя к проблемам брачного права. “Закон и жена” (1875) повествует о женщине, семейное счастье которой теперь зависит от того, удастся ли вердикт присяжных “не доказано” заменить на “не виновен”.

Произведение “Черная ряса” рассказывает о молодом наследнике, попавшем в религиозные сети. “Новая Магдалина” (1873) - история о девушке, оставшейся с детства без поддержки. Оказавшись на дне общества, через боль и страдание она пытается вырваться из чуждого ей мира.

Поднятые в этих произведениях проблемы углубляет Уилки Коллинз в книгах “Бедная мисс Финч” (1870), “Мисс или миссис” (1871). В “Опавших листьях” (1879) поднимается тема уродливой общественной морали; в “Сердце и науке” (1882) выступает против вивисекции; в романе “Я говорю "Нет"” (1883) женщине приходится бороться за репутацию. “Злой гений” (1885), “Виновная река” (1886), “Наследство Каина” (1888) также полны психологизма и драмы.

уилки коллинз книги

Интрига для читателя

Критики признали Коллинза мастером остросюжетного повествования. Многие отмечают, что его романы читаются в один присест, и интерес только возрастает. Каждый персонаж повествования вносит вклад в распутывание интриги, но суть ее раскрывается в самом конце книги. Писатель Уилки Коллинз держит в постоянном напряжении, несмотря на то что сюжет прост.

Интрига для автора не главное, она предназначена для читателя - это ловушка для вовлечения и часть повседневной жизни, из которой автор заимствует большинство сюжетов. Кроме детективной составляющей, отличаются романы Коллинза романтизмом, местами мистикой, гротеском и мелодрамой. А “мелодрама - вечная сущность”, как любил повторять Т. Элиот. Потребность в ней тоже вечна и должна быть удовлетворена. В этом и состоит популярность произведений Уилки Коллинза - он захватывает и удерживает интерес читателя, а произведение только тогда кипит жизнью, когда находится в руках читателя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.