Общественные блага. Классификация. Характеристики

 

Экономическая система государства выполняет ряд важных задач. Одной из них является производство услуг и товаров для граждан. Эти общественные блага полезны для многих людей (например, мосты, оборона страны и прочие). Как правило, такое производство частному сектору невыгодно, и его берет на себя государство.

Если предоставление блага индивиду невозможно без предоставления другим и потребления сообща, то оно называется чистым общественным. Примером может являться гражданская оборона населения, так как касается каждого и всех в одинаковой степени. Таким образом, чистые общественные блага – это товары и услуги, выгода от пользования которыми неразделимо распределяется по всему обществу. При этом распределение пользы не зависит от желания отдельных граждан приобретать или не приобретать их (услуги и товары).

Чистые общественные блага имеют две особенности. Первая – отсутствие соперничества в потреблении – указывает на то, что при увеличении числа потребителей полезность, доставляемая каждому из них, никогда не снижается. Если чистые общественные блага предоставлены индивидуальному потребителю, то издержки равны нулю. При увеличении числа потребителей выполняются принципы Парето-улучшения (по сравнению с прошлым состоянием в измененной экономической ситуации никто не проиграл и некоторые участники экономических отношений даже выиграли).

Вторая особенность – неисключаемость – состоит в том, что у производителя общественных благ нет возможности отстранить потребителя от использования. Поставщики не в состоянии вступать в отдельные экономические отношения с каждым потребителем.

Чистые общественные блага не покупаются на рынке. Они оплачиваются за счет системы государственного налогообложения.

В связи с тем, что потребление общественных благ сопровождается положительными эффектами для всех граждан, экономическая система должна рационально решать задачи не по распределению, а по обеспечению необходимого объема их производства.

Безусловно, классификация не ограничивается понятиями частного и общего потребления и их характеристиками. При этом применяемые признаки могут обладать разной степенью проявления относительно того или другого товара или услуги. Так, и частное, и общественное благо может обладать неизбирательностью (или другими признаками).

Блага, обладающие избирательностью в высокой степени и исключаемостью в низкой, называются благами совместного потребления. При этом ограничения в потреблении и использовании связаны с большими издержками. Как правило, к таким благам относят пляжи, парки, места общественного посещения, в связи с чем они называются также коммунальными. Совместный характер их использования способствует возникновению высокого уровня конкуренции по принципу "кто пришел первый, тот и пользуется первым".

Блага, имеющие высокий уровень исключаемости и низкую степень избирательности, называют исключемыми коллективными (общественными). В этом случае доступ к их использованию может быть (с незначительными издержками) ограничен. В некоторых ситуациях уровень неизбирательности блага может снижаться в соответствии с увеличением числа потребителей. При этом с определенного момента (с "точки перегрузки") предоставление к дополнительному потреблению сопряжено с увеличением определенных издержек – с понижением полезности для потребителей.

Те блага, при потреблении которых неконкурентность сохраняется в пределах конкретного количества потребителей, называют перегружаемыми. Так, например, при увеличении числа пользователей увеличивается загруженность проезжей части, в связи с этим снижается скорость движения.

Спрос на общественные блага устанавливается в соответствии со степенью их предельной полезности для потребителей при каждом определенном ценовом уровне.

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.