Эрик Брун: биография, личная жизнь, карьера, фото

Танцовщик Эрик Брун родился 3 октября 1928 года в городе Копенгагене, Дания, будучи четвертым ребенком и первым сыном Эллен Брун (урожденная Эверс), владелицы парикмахерского салона, и Эрнста Бруна. Его родители поженились незадолго до рождения мальчика. Брун начал тренироваться с Королевским датским балетом, когда ему было девять лет. Его неофициальный дебют на сцене Королевского оперного театра в Копенгагене состоялся в 1946 году, где Эрик сыграл роль Адониса в балете Харальда Ландера «Торвальдсен».

Молодой Брун.

Эрик Брун: биография

В 1947 году он был принят в балетную труппу. На тот момент будущей звезде балета было лишь восемнадцать лет. Эрик Брун взял первый из своих отпусков (которые затем станут довольно частыми) в 1947 году, выступая в течение шести месяцев без выходных вместе со столичной балетной труппой в Англии, где он танцевал в партнерстве с болгарской балериной Соней Аровой. Он вернулся в Королевский датский балет весной 1948 года, и был повышен до солиста в 1949 году. Это самый высокий титул, которого танцор может достичь в датском балете. Позже, в 1949 году, он снова взял отпуск и присоединился к Американскому театру балета в Нью-Йорке, где будет регулярно танцевать в течение следующих девяти лет, хотя его родной труппой по-прежнему оставалась труппа Королевского датского балета.

Путь к славе

Переломным моментом в международной карьере Бруна стало первое мая 1955 года, когда произошел его дебют в роли Альбрехта в балете «Жизель», на котором он танцевал с Алисией Марковой, которая была почти на двадцать лет старше его. Выступление стало настоящей сенсацией. Танцевальный критик Джон Мартин, пишущий в «Нью-Йорк Таймс», назвал этот день «историческим». В статье, озаглавленной «Утренний спектакль, сделавший историю» в газете «Новости танца» в июне 1955 года, П. В. Манчестер писал:

«С технической точки зрения роль Альбрехта не выходит за рамки возможностей любого компетентного артиста, но Эрик Брун оказался бесконечно больше этого. Он, вероятно, самый одаренный танцовщик своего времени, с безупречно чистой техникой, которая выработана им только благодаря сочетанию огромного таланта, связанного с ежедневными тренировками с малых лет...»

Эрик Брун.

Мировая известность

Брун формально ушел из датского балета в 1961 году, и к тому времени он стал всемирно известной звездой. Он продолжал периодически танцевать с труппой в качестве приглашенного артиста. В мае 1961 года он вернулся в Театр балета для выступлений в Нью-Йорке. Личная жизнь Эрика Бруна в то время была отчетливо гомосексуальной по своей сути: он встречался со многими мужчинами и начисто игнорировал женщин.

В течение следующих десяти лет Брун сотрудничал не только с театром балета, но и со всеми основными балетными компаниями Европы и Северной Америки, в том числе Балетным театром Нью-Йорка, Балетом Джоффри, Национальным балетом Канады, Парижским оперным балетом и Королевским балетом в Лондоне. Он был наиболее известен своими ведущими ролями в «Сильфиде», «Жизели», «Ромео и Джульетте» Фредерика Эштона и «Лебедином озере». Джон Кранко поставил «Дафниса и Хлою» с участием Эрика Бруна в 1962 году в театре Штутгарта. Этот балет Брун считал своим самым любимым среди всех созданных специально для него танцевальных постановок. Он также прославился благодаря драматическим ролям, таким как Джин в «Мисс Джули» Биргит Кулберг, Мавр в «Паване» Маура Хосе Лимона и Дон Хосе в «Кармен» Роланда Пети. Помимо Сони Аровой, Брун долгое время танцевал с большим и необычайно разнообразным количеством балерин: американками Синтией Грегори, Норой Кай, Аллегрой Кент и Марией Таллчиф, русской Натальей Макаровой, датчанкой Кирстин Симоне, британкой Надией Нериной и, как ни странно, с итальянской прима-балериной Карлой Фраччи.

Брун в галерее.

Брун как писатель

В своей книге Beyond Technique (1968) Брун описал свои мысли о партнерстве:

«Я заметил, что смог работать со многими балеринами, и в большинстве случаев нам удавалось стать командой на сезон или два. И это потому, что я всегда хотел работать с ними. Каждая балерина имеет свои отличия: у нее должен быть особый стиль, или она не будет балериной. Это будет влиять на мой стиль и формировать мой подход. Я остаюсь верен себе, но я позволял им влиять на меня, как и они позволяли мне влиять на них... Хорошее партнерство может как-то кристаллизовать то, что вы уже сделали вместе. Когда правильные люди собираются вместе, они совершенствуются благодаря друг другу... С правильным человеком это становится ситуацией, а не игрой... Роль поглощает вас, и вы становитесь ею. И тогда кажется, что вы не можете сделать ничего плохого, потому что вы полностью поглощены этим существом».

Брун и Карла Фраччи.

Признание на родине

Брун стал рыцарем Ордена Даннеброга, одной из самых высоких наград Дании, в 1963 году. В том же году он был удостоен премии Нижинского в Париже. После ухода на пенсию в качестве Danseur Noble (почетного танцовщика) в 1972 году Брун танцевал характерные роли, такие как роль ведьмы Мэдж в балете "Сильфида". Он был режиссером Шведского оперного балета с 1967 по 1973 год и Национального балета Канады с 1983 года до своей смерти в 1986 году. Хотя ему дважды предлагали пост режиссера Королевского датского балета, он дважды отказывался от должности. Его постановки полноформатных классических балетов, таких как «Сильфида», «Жизель», «Коппелия» и несколько противоречивое «Лебединое озеро» для Национального балета Канады, были хорошо восприняты, как и его представления па-де-де из репертуара Бурнонвиля. Превосходный учитель и тренер, Эрик Брун посвятил себя приданию чистоты формы танцу, воспринимая его как драму, а не как зрелище. Он верил в «полную идентификацию» с изображаемым персонажем, «но под полным контролем, потому что, если вы полностью потеряете себя, вы не сможете общаться с публикой». В 1974 году он сыграл главную роль в спектакле "Рашомон" на сцене в Дании, за что получил очередное признание.

Рудольф Нуреев и Эрик Брун

Брун встретил Рудольфа Нуриева, знаменитого русского танцора, после того, как Нуриев переехал на Запад в 1961 году. Нуриев был большим поклонником Бруна, увидев снятые выступления датчанина на гастролях в России с Американским театром балета, хотя стилистически оба танцора были очень разные. Эрик стал самой большой любовью в жизни Нуриева, и они были близки в течение 25 лет, вплоть до смерти Бруна.

Брун и Нуреев.

Как говорил сам Рудольф, Эрик Брун всегда был для него самой большой любовью. Мужчины никогда не расставались и, невзирая на взаимные измены, постоянно были вместе. Рудольф Нуриев и Эрик Брун были одной из самых известных и долговечных однополых пар своего времени. Но беспорядочные половые связи, свойственные представителям сексуальных меньшинств, разрушили их жизни — оба, по слухам, скончались от СПИДа. Фото Эрика Бруна с Нуреевым до сих пор украшают многие фотовыставки по всему миру. На них, впрочем, танцоры выглядят лишь как старые закадычные друзья.

Смерть

Эрик Брун умер первого февраля 1986 года в больнице Торонто в возрасте 57 лет. Официальной причиной его смерти был рак легких. Однако по словам Пьера-Анри Верлака, он, возможно, умер от СПИДа. Он похоронен в могиле без монумента на кладбище Марибьерг в Гентофте, богатом северном пригороде Копенгагена, недалеко от дома, где он вырос.

Реакция в мире

Танцевальный критик Джон Роквелл в своем некрологе на смерть Бруна отметил:

«Г-н Брун был обожаем всем миром в большей степени как воплощение мужественной элегантности и чувственности, чем как виртуозный техник. Будучи партнером, он был серьезным и уважительным по отношению к своим партнершам-балеринам, но при этом он никогда не позволял себе быть на заднем плане. И как подлинный артист с поэтическим складом характера, он поднял роль мужчины в балете на выдающиеся вершины...»

Михаил Барышников, узнав о смерти известного танцора, сказал: «Он был, бесспорно, одним из величайших танцоров, которых мы когда-либо видели, и его достоинства и стиль были образцом для всех нас, потому его не заменить».

Брун на репетиции.

Клайв Барнс назвал Эрика Бруна «величайшим классическим танцором своего времени», еще когда Брун ушел в отставку в 1972 году. В благодарность за достижения Бруна танцевальный критик Анна Киссельгофф («Нью-Йорк Таймс») написала:

«Тогда он был образцом совершенного танцора — точным в каждом своем движении, виртуозным техником, благородным и элегантным в каждом жесте. Его фигура была необыкновенной, его нога чеканила каждое движение просто потрясающе. Его моральный авторитет был очень высок для всего мирового балета, пробуждая во всех артистах сосредоточенность и серьезность, с которыми он сам посвящал себя каждой роли».

Посмертная память

Брун был посмертно награжден в 1987 году ежегодной премией Пагуриа за «образцовый вклад в искусство Канады и ее культуру», став первым ее номинантом. Нуреев тяжело переживал смерть своего партнера и упоминал его почти во всех интервью. Как много раз утверждал Рудольф, Эрик Брун был величайшим балетным хореографом тогдашней Европы и лучшим человеком, которого он знал.

В 2014 году «Наследие Торонто» поставило ему мемориальную доску за пределами улицы Джордж-стрит в районе рынка Святого Лаврентия в Торонто. Он жил там много лет.

Премия Бруна

В соответствии с его посмертной волей, часть состояния Бруна была превращена в премию Эрика Бруна, посвященную танцорам из трех театров, с которыми он был наиболее тесно связан. Среди них были Королевский датский балет, Американский театр балета и Национальный балет Канады. Каждому из театров было предложено направить одного мужчину и одну женщину-танцовщицу на конкурс, который проводится в Торонто, Онтарио, Канада. Брун уточнил, что эта премия присуждается двум молодым танцорам, которые «отражают такие технические способности, художественные достижения и самоотверженность, которые я старался привнести в балет». Конкуренты за приз — танцоры в возрасте от 18 до 23 лет. Для соревнований каждый танцор выступает в классическом па-де-де, современном па-де-де или сольной программе.

Первая премия Бруна была присуждена в 1988 году. Вручила ее победителям лично дочь Эрика Бруна.

Брун с партнером.

Заключение

Эрик Брун был, наравне с Нуриевым, величайшим танцором своего времени. О нем писали все газеты и журналы 50-х и 60-х годов, его именем названы несколько улиц и целая балетная премия. Многочисленные записи его выступлений, дошедшие до наших дней и доступные в интернете (как и фото Эрика Бруна), являются настоящим кладом для молодых танцовщиков, мечтающих освоить удивительную и изящную технику гениального датчанина. Для артистов балета он стал почти тем же, кем Марлон Брандо стал для актеров 50-х и 60-х годов — кумиром, учителем и моральным авторитетом, которому хочется подражать и примеру которого хочется следовать.

День смерти Бруна был трауром не только для Дании и не только для Рудольфа Нуриева лично, но и для всего цивилизованного мира, все еще с придыханием следившего за балетным искусством. Сейчас, однако, его имя полузабыто в связи с тем, что балет, как и все классические танцевальные жанры, несколько утратил свою актуальность. Но история знает множество примеров того, как давно забытые жанры и виды искусства восставали из пепла, вновь захватывая умы людей и определяя культурный облик планеты. Есть вероятность того, что с балетом когда-нибудь произойдет то же самое.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.