Он являлся одним из самых именитых режиссеров Советского Союза. А их тандем с красавицей-женой, самой узнаваемой актрисой того времени, вызывал восхищенные возгласы со всех сторон. Фильмы Григория Александрова пережили своего создателя: они популярны и любимы и сейчас. Как режиссер пришел к своему успеху?
Детские годы
Будущий популярный режиссер Страны Советов впервые увидел свет в родильном доме Екатеринбурга. А произошло это счастливое для семьи Мормоненко (именно такова настоящая фамилия артиста) событие в конце января 1903 года, если быть точнее, то 23 числа. Мать Григория звали Анфисой, отца - Василием. Большинство источников, сообщающих о жизни режиссера Григория Александрова в ранние годы, сходятся в том, что Василий был человеком простым, обыкновенным работягой - точнее, горнорабочим, и семья жила довольно скромно. Однако существуют и другие сведения. Согласно ним, отец будущего режиссера был владельцем гостиницы, и детство маленького Гриши прошло в роскоши. Впрочем большинство исследователей склонны верить первой версии.
Уже с двенадцати лет юный Гриша начал работать, чтобы помочь семье прокормиться. Это еще одно доказательство того, что в роскоши и деньгах Мормоненко явно не купались.
Знакомство с театральной жизнью
Первое место работы Гриши - разнорабочий в оперном театре родного города. Очевидно, именно тогда знакомство с театром, закулисьем и атмосферой творчества и состоялось в Гришиной жизни. Вполне возможно, что именно тогда, в подростковом возрасте, театром будущий Александров и заболел.
В Екатеринбургском оперном театре подросток Гриша трудился и посыльным, и помощником бутафора, и помощником осветителя, переходя с должности на должность, а иногда совмещая их все сразу. Параллельно с этим он посещал музыкальную школу по классу скрипки, которую не бросил, несмотря на занятость в театре. А там все было более чем хорошо - служба хоть и изнуряла молодого человека, но движение по карьерной лестнице вверх тем не менее все же происходило. За несколько лет Григорий проделал путь от простого посыльного, иными словами - мальчика на побегушках, до помощника режиссера. Параллельно Александров получил какое-никакое, а все же образование - он ходил на режиссерские курсы при Рабоче-крестьянском театре.
Начало творческой деятельности
Итак, с закулисьем Григорий Александров (на фото выше) был с юных лет знаком не понаслышке. "Кухню" эту он знал хорошо, ведь "варился" в ней много лет. Поэтому возможные трудности работы его не пугали.
После окончания режиссерских курсов вместе со своим старым другом, тоже ставшим режиссером - Иваном Пырьевым, Григорий занимался художественной самодеятельностью, однако вскоре был принят в ряды Советской Армии. На службе он провел около года, отдавал долг стране во фронтовом театре. А по возвращении "на свободу", как следует из биографии Григория Александрова, в жизни его "случилась Москва"...
Переезд в столицу
Как уже было сказано выше, трудности Григория не пугали. А еще не пугали, а лишь манили новые города и возможности. А потому, повстречавшись с московскими коллегами - актерами художественного театра, оказавшимися на гастролях в уральском городе, - и впечатлившись их работой до глубины души, Александров собрал чемодан и рванул в столицу. Перед этим, правда, зашел в Политотдел и упросил дать направление на повышение квалификации.
Москва встретила провинциального артиста с большими амбициями довольно приветливо. Во всяком случае он тут же поступил на работу в Московский первый рабочий театр Пролеткульта. Там он задержался на три года, там же встретил Сергея Эйзенштейна, и встреча эта была по-своему судьбоносной.
Движение вперед
Отношения с Сергеем Эйзенштейном у Григория Александрова сложились довольно теплые. Настолько, что более опытный мастер частенько советовался с новичком - так, Григорий помогал мэтру со сценариями его первых фильмов - "Броненосец Потемкин" и "Стачка". Впоследствии Александров же в них и снялся.
Григорий помогал Эйзенштейну и в других картинах и спектаклях, был его правой рукой. Он быстро понял, что творить кино куда более интересно, чем сниматься в нем, и мечтал лишь о возможности самовыражения. А пока такой не было, он плотно сотрудничал с Эйзенштейном.
Голливуд
Всем известно, что в советское время за рубеж выехать было не так-то просто. Но Сергею Эйзенштейну это удалось, а вместе с ним из страны выехал и Григорий Александров. Они покинули Советы аж на три года, а конечной точкой их путешествия являлся Голливуд. Ехали артисты за расширением знаний и получением нового опыта - узнать о звуковом кино (до этого нашей стране известно было лишь немое). За три года Александров и Эйзенштейн успели побывать не только в Соединенных Штатах, объехали они и Европу, а в Париже умудрились даже снять фильм "Сентиментальный романс".
В Москву творческий тандем вернулся в тридцать втором году минувшего века. И вот тогда все изменилось. Григорий Александров решил двигаться дальше.
Свободное плавание
Вернувшись из длительной поездки, накопив немало опыта и имея кое-какие представления о том, как и что снимать, Григорий Александров решил, что наконец пришла пора его самостоятельной режиссерской карьеры. С тем он и ушел от Эйзенштейна.
В том же тридцать втором случилось еще кое-что, что, возможно, могло повлиять на распад союза Эйзенштейн - Александров. Лично последнему сам Иосиф Виссарионович Сталин заказал фильм о себе, фильм, который прославлял бы и возносил главу Советов. Такой фильм Александров снял, что, вероятно, также способствовало получению им в дальнейшем "зеленого света" на работу, в то время как многие другие режиссеры добиться разрешения на съемки зачастую не могли.
Как бы то ни было, "Интернационал" увидел свет. А после этого, все в том же тридцать втором, Григорий Александров приступил к съемкам картины, сделавшей его знаменитым - "Веселые ребята".
"Веселые ребята"
Фильм, вышедший на экраны в тридцать четвертом году, основан на постановке "Музыкальный магазин" с участием знаменитого Леонида Утесова. По его же инициативе из постановки усилиями двух выдающихся драматургов советского времени - Николая Эрдмана и Владимира Масса - был создан полнометражный фильм.
Целью являлось создание жанра музыкальной кинокомедии; такой жанр вовсю уже использовался на Западе, а в нашей стране о нем никто и не слышал. Александрову, начинающему самостоятельное плавание по волнам режиссуры, доверили донести до зрителя идею нового жанра. И он со своей задачей справился - картина имела феноменальный успех, а сам молодой режиссер, что называется, проснулся знаменитым.
Следующие работы
Вслед за "Веселыми ребятами" (которые, кстати, "нашумели" и в Америке) последовал ряд других, не менее успешных картин: "Цирк", "Волга-Волга", "Светлый путь", "Весна", "Встреча на Эльбе" и так далее. Все они имели определенный успех как в Стране Советов, так и за рубежом. Некоторые даже снискали призы кинофестивалей.
Дальнейшая жизнь
В пятидесятых годах прошлого столетия Григорий Александров, ставший профессором, являлся художественным руководителем во ВГИКе, на режиссерском факультете. В семидесятых выпустил книги воспоминаний. А незадолго до своей смерти, в восемьдесят третьем году, снял документальный фильм о своей супруге Любови Орловой. Последний же художественный фильм "из-под пера" режиссера вышел одиннадцатью годами ранее. Больше после этого Александров не снимал.
Именитый кинорежиссер скончался в декабре 1983 года от инфекции в почках. Похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.
Личная жизнь
Режиссер был женат трижды. Хотя всем известно о связи Григория Александрова и Любови Орловой, мало кто подозревает, что помимо красавицы-актрисы режиссер был женат еще дважды.
Первой супругой Григория стала девушка по имени Ольга. Они поженились совсем молодыми, и в браке этом родился ребенок - сын Григория Александрова по имени Дуглас. Родители-театралы (Ольга тоже принадлежала к миру искусства) назвали мальчика в честь одного голливудского актера.
Этот брак долго не просуществовал. Григорий встретил Любовь Орлову и потерял голову. С Орловой Григорий Александров жил в счастливом браке до 1975 года - вплоть до смерти актрисы.
Третьей супругой режиссера четыре года спустя стала его бывшая невестка, а на тот момент уже вдова сына (Дуглас скончался от инфаркта в семьдесят восьмом году). Этот брак продлился до смерти режиссера. У Александрова остался внук, тоже Григорий. Он окончил операторский факультет.
Такова биография талантливого режиссера Григория Александрова.