Эскалация конфликта как неконтролируемое поведение

Конфликт, как столкновение противоречивых сил и интересов, неизбежно сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Два ли человека выясняют отношения или несколько государств – все это имеет одно название. Хотя и одного человека вполне достаточно, если учитывать, что существует внутриличностный конфликт. Практически всегда исход конфликта непредсказуем, а последствия невозможно предугадать.

Не стоит думать, что конфликт – это всегда зло. В некоторых случаях он является даже необходимостью, поскольку вскрывает накопившиеся и замалчиваемые проблемы, и при умелом управлении конфликтом есть шанс получить положительный результат. Однако эскалация конфликта, к которой часто приводят неразрешимые противоречия, не несет никакого конструктивного значения, поскольку лишает участников событий способности адекватно оценивать обстановку и отдавать себе отчет в происходящем. Находясь во власти эмоций, обе стороны не в состоянии мыслить объективно, ими управляет полное отрицание оппонента, нежелание и невозможность его слушать. Предмет противоречия уже теряет смысл, а на первое место выходит ненависть к противнику. Аргументы сменяются переходом на личности.

Так что же такое эскалация? Это слово происходит от английского escalation и означает в целом «наращивание, увеличение, расширение, обострение», применяется оно далеко не только в психологии. Нарастание чего-либо происходит стихийно и необратимо, как снежный ком.

В процессе эскалации можно наблюдать некоторые закономерные трансформации, в зависимости от предмета и масштабов спора, такие как

  • От меньшего к большему. Чем дольше длится эскалация конфликта, тем больше
    претензий противники предъявляют друг другу, вспоминая что-то давно забытое или незначительное.
  • От мягкого к жесткому. Если в начале спора в ход идут вежливость, обаяние и
    хитрость, то постепенно манера общения перерастает в угрозы, шантаж и т.д.
  • От частного к общему. Частный случай приобретает масштабы тенденции, противники видят друг в друге непримиримых врагов, независимо от предмета и результата спора.
  • От стремления к результату. Теперь конфликтующим сторонам важно не столько решить проблему в свою пользу, сколько одержать победу над оппонентом.
  • От участия единиц до привлечения сторонников. Каждый из противников стремится создать так называемую «армию», причем в данном случае приверженцы совсем не горят желанием занимать чью-либо сторону, но их вынуждают делать это.

Психологами и социологами выделено четыре основных стадии конфликта:

  1. Предконфликтная стадия. Характеризуется ростом напряжения и обнаружением противоречий, которые незаметно накладываются друг на друга, чтобы в какой-то момент привести к конфликтной ситуации.
  2. Конфликтная ситуация. На этой стадии проблемы становятся явными и стороны вступают в противоборство, пока неявное.
  3. Конфликт. Начинаются открытые действия, в результате чего возникает эскалация конфликта. Этот этап может быть очень коротким по времени и завершиться сам собой, благодаря вдумчивости одного или всех участников или помощи со стороны, а может тянуться очень долго, периодически угасая, чтобы при малейшем поводе обостриться вновь.
  4. Послеконфликтная стадия. Стороны приходят к какому-то заключению, однако это не всегда означает, что конфликт исчерпан. Но при разумном подходе и готовности сторон найти решение конфликт может считаться завершенным.

Эскалация конфликта не всегда имеет место в противоречиях. Либо проблема решается еще до перехода на эту стадию, либо стороны умело ее обходят. Всегда ли эскалация деструктивна? Она не несет в себе ничего деятельного, одни лишь отрицательные эмоции, однако стоит заметить, что некоторым людям такой выброс отрицательной энергии просто необходим. Для них менее энергозатратно поругаться с кем-то, чем постараться предотвратить «взрыв». Отдельные люди или целые группы намеренно провоцируют скандалы и создают конфликты, от которых сами первыми никогда не уйдут.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.