Неценовые факторы спроса влияют на конъюнктуру рынка

Рынок – глобальное понятие, которое не имеет единственного и четкого определения. Многие экономисты-теоретики пытались найти идеальное обозначение, которое бы в полной мере отображало суть этого термина, но к оптимальному выводу, который всех бы устраивал, так никто и не пришел. Но есть то, что объединяет всех этих ученых. Каждый из них утверждал, что конъюнктуру рынков полностью формируют неценовые факторы спроса на товары и услуги.

В середине девятнадцатого столетия В.И. Даль определял рынок всего лишь как место для торговли. С того времени много чего поменялось в функционировании экономической сферы деятельности как отдельного индивида, так и страны в целом. Современные экономические словари выходят за эти рамки и дают следующее обозначение: рынок – это все те экономические отношения, которые связаны с обменом услуг или товаров, а также с заключением торговых сделок. То есть, ученые описывают его как абстрактное, но в то же время реальное пространство, внутри которого действуют неценовые факторы, влияющие на спрос в сочетании с ценовыми регуляторами. Также большое значение имеет и предложение, которое рассчитывается для всех производимых товаров и услуг, в том числе для капитала, рабочей силы и земли. В это пространство входят и методы взаимодействия между покупателем и продавцом, которые определяют условия купли-продажи на рынке.

В зависимости от классификационного критерия различают такие рынки:

  1. По продаваемым товарам: сырьевые, материалов, средств и ресурсов производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, инноваций, валюты и драгоценностей.
  2. По масштабам охватываемой территории: зональные, мировой, региональные и внутренние, внешние по отношению к отдельной стране.
  3. По характеру и объему продаж: розничные и оптовые.
  4. В зависимости от уровня конкуренции: свободные (высококонкурентные), закрытые (монополистические), олигополистические и монопольной конкуренции. На таких рынках имеют влияние неценовые факторы спроса.
  5. По уровню насыщения товарами и услугами: избыточный, равновесный и дефицитный.
  6. По критерию соответствия действующему законодательству: легальные и нелегальные, то есть теневые.

На сегодняшний день, рынок  это форма организации эффективного функционирования общественной системы хозяйства в условиях массового товарного производства, которая способна обеспечить в полной мере взаимодействие производства и потребления, а также справедливое распределение ограниченных ресурсов в интересах владельцев производственных и денежных средств.

Мы уже знаем, что решающую роль на рынке играют неценовые факторы спроса – платежеспособной потребности, и предложение поставщиков, а именно столько товаров и услуг, которые производители могут выставить на рынок по существующим ценам. Эти понятия функционируют лишь для отдельных индивидов или фирм, как тогда оценить соотношение существующих товаров на всех рынках страны и потребность в них потребителей?

Для этого в макроэкономике ввели такое понятие, как неценовые факторы совокупного предложения и спроса. Они определяются изменениями в технологическом уровне производства в стране, количестве потребителей той или иной продукции, мировым уровнем цен на ресурсы и конъюнктуре внутренних рынков во всех отраслях. То есть, эти показатели не характеризуют внутреннее состояние экономики, а выявляют общее состояние всех внутренних сегментов хозяйства в сумме. Чем же данные экономические категории отличаются от тех, которые были рассмотрены ранее? Все очень просто –неценовые факторы спроса определяют количество услуг и товаров, которые любой потребитель может себе купить на определенном рынке. Например, это может быть рынок автомобилей Хонда, а вот совокупный спрос будет характеризовать сумму транспортных средств, которые потребители хотят купить в стране (независимо от марки).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.