Данный конспект разработан для учащихся 2 класса, когда дети уже знакомы с орфограммами и написанием слов с «чу», «щу», «ча», «ща», «жи», «ши», но материал требует закрепления и отработки. Упражнения, используемые на уроке, позволяют укрепить знания, развивают критическое мышления учащихся.
Цель: отработка навыка написания слов с применением правил «жи – ши», «ча – ща», «чу – щу».
Организационный момент
Учитель:
- Здравствуйте, ребята, давайте возьмемся за руки. Скажите своему соседу справа хорошие слова, чтобы поднять ему настроение на весь день.
(Ученики, не отпуская рук, говорят друг другу комплименты или пожелания по кругу, что способствуют созданию благоприятной атмосферы, помогает детям раскрепоститься и работать непринужденно).
– Молодцы, я вам тоже желаю отличного настроения и продуктивного дня.
Словарная работа
Учитель:
- Послушайте загадки. Ответ на каждую – это словарное слово, которое необходимо запомнить. Записываем, ставим ударение.
- На окнах я рисую, и холодом я дую. (Мороз).
- Растет на радость нам бутуз — зеленый кругленький … (Арбуз).
- Сотни одежек, да все без застежек. (Капуста).
- Не трогаешь – молчит, подходишь – заворчит. (Собака).
- Маленький мальчик в серой одежке по двору скачет, собирает крошки. (Воробей).
– Молодцы, вы справились с заданиями. А сейчас внимательно рассмотрите слова на доске, найдите ошибки, исправьте:
- Ежик, мыши, чясы, жыраф, щука, малыши.
– В каких словах допущены ошибки? Докажите? (Учащиеся называют правила).
– Сегодня на уроке мы вспомним и закрепим правила написания «жи – ши», «ча – ща», «чу – щу».
Деление на группы
Каждому участнику дается слово с какой-либо орфограммой, они рассаживаются по признакам: слова с «жи – ши» – 1 группа, «ча – ща» – 2 группа, «чу – щу» – 3 группа.
Учитель:
- А сейчас я предлагаю вам внимательно посмотреть обучающий мультфильм и ответить на вопросы.
– Понравился вам мультфильм?
– О каких согласных говорится в нем? (О шипящих).
– Почему они сердились и шипели? (Им не давали выбора гласных).
– Как им удалось договориться? (Гласные их спасли).
– Почему же у людей происходит путаница при написании слов с «ча – ща», «чу – щу», «жи – ши»? (Потому что звуки [ж] и [ш] – никогда не могут быть мягкими, а [ч'] [щ'] напротив, всегда мягкие, и никакая буква их не может сделать тверже или смягчить, и по правилам пишутся именно эти буквы, нам просто нужно их запомнить).
Групповая работа
Учитель: "Каждой группе дается определенное задание, в котором вы должны применить знания правил «жи – ши», «ча – ща», «чу – щу»".
Группа № 1. Составить текст из слов: "чаща, час, ежик, нащупал, положил, побежит, попрощался".
"Ранним утром мы с другом Антоном отправились на прогулку в чащу, что неподалеку от нашего поселка. Дорога заняла около часа времени. Когда мы зашли в чащу, то сразу принялись искать грибы и сразу же нашли несколько подосиновиков. Но вдруг Антон как вскрикнет: «Ааааааа! Я нащупал что-то колючее!» Я заглянул в траву, а там сидит ежик. Я положил ему на спину гриб, ведь такое часто видишь в книжках, а ежик как побежит! Эх, колючий, убежал и даже не попрощался".
Группа № 2. Составить небольшое стихотворение со словами: "коржик, ножик, хочу, вскипячу, наших, старших".
Захотелось съесть мне коржик,
Только было достал ножик,
Вспомнил – чаю я хочу,
Побегу и вскипячу,
Напою родных всех наших,
Маленьких и самых старших.
Группа № 3. Нарисовать картинку, объединив на ней слова: "туча, дача, ежик, ландыши, машина". Все использованные слова написать на изображенных предметах.
Учитель: "Я вижу, что вы отлично справились с заданиями и проявили свою фантазию. А теперь поменяйтесь своими работами с группами по кругу, проверьте, насколько верным было выполнение задания и в полном ли объеме применены правила «жи – ши», «ча – ща», «чу – щу»".
Физминутка
Головой мы все киваем,
Руки в стороны расставим.
Словно крыльями взмахнем,
Воздух свежий мы вдохнем.
Раз – два! Раз – два!
Хлопай, хлопай, детвора!
Наклонись-ка очень низко,
Руки к полу близко-близко.
Спинку прямо, руки вниз
И за парту ты садись.
Работа в тетради
Задание № 1. Запишите слова с «чу», «щу», «жи», «ши», «ча», «ща» по 5 на каждую орфограмму.
Задание № 2. Спиши текст, вставь пропущенные буквы, подчеркни главные члены в любом предложении.
"Наши улицы очень больш...е. Кругом туч...ми ездят маш...ны. Все здесь ж...вет и цветет. Хорош... наш... улочки!"
Рефлексия
– Наш урок подходит к концу. Над какими правилами мы сегодня работали? (Правила «жи – ши», «ча – ща», «чу – щу»).
– Что нового вы для себя открыли?
– На ваших партах лежат картинки с изображением лестницы из трех ступенек. Нарисуйте себя на том месте, где, по вашему мнению, находится ваш уровень знаний по теме.
Ребята рисуют человечка на определенной ими ступеньке, помещают на магнитную доску. Некоторым учащимся предлагается высказаться, объяснить, чем обоснован их выбор, какие цели они ставят для себя в дальнейшем.