Машиностроение мира занимает первое место среди промышленных отраслей по числу занятых в ней людей и по стоимости продукции. В высокоразвитых государствах на продукцию отрасли приходится примерно 35 процентов от стоимости всего промышленного производства. Для сравнения, в новых государствах – всего 15 процентов.
На такие отрасли машиностроения, как электротехническую, общую и транспортную на данный момент приходится одна треть тяжелой промышленности. Следует отметить, что помимо обеспечения других отраслей различными машинами и механизмами, а населения соответствующей продукцией, в подразделения отрасли входит металлообработка и ремонт оборудования.
Машиностроение мира подразделяется на четыре основных региона:
• Северная Америка. В ней производится примерно 30 процентов всей продукции – вооружение, самолеты, космическая и ракетная техника.
• Средняя Азия, Россия и Закавказье – энергетическое оборудование, сельскохозяйственная техника, металлоемкие станки и военная техника.
• Восточная, Западная и Центральная Европа производят тридцать процентов продукции.
• Страны Юго-Восточной и Восточной Азии – 25 процентов: бытовая электроника, суда и автомобили.
Машиностроение мира распределяется неравномерно. В некоторых регионах данная отрасль либо вообще не представлена, либо представлена очень слабо. Но есть и такой ряд развивающихся стран (Аргентина, Индия и Бразилия), в которых машиностроение находится на должном уровне.
США являются ведущим производителем авто. Годовой объем выпуска составляет более двенадцати миллионов автомобилей. Ранее лидирующее положение занимала Япония.
Главными производителями электроники остаются следующие страны: Китай, Южная Корея и Япония. Развитые же страны переходят в статус импортеров изделий средней и низкой сложности из новых государств.
Благодаря перечисленным тенденциям, машиностроение мира фиксирует быстрый рост торговли отраслевой продукции. На экспорт транспортных средств, машин и оборудования приходится 37 процентов от всего объема. На сегодняшний день лидерами машиностроения по праву считаются такие страны, как Германия, Япония и США.
В состав машиностроительного комплекса входит более 20 отраслей: оборонная продукция, металлообрабатывающая промышленность, производство предметов потребления и транспорта.
Но главной задачей российского машиностроения остается обеспечение производственным оборудованием ключевых секторов экономики, и в первую очередь обрабатывающих отраслей промышленности. От развития машиностроения зависит энергоемкость внутреннего валового продукта и материалоемкость.
Главными проблемами отечественного машиностроения считаются следующие:
• Недостаток квалифицированных кадров.
• Избыточные производственные мощности, издержки на содержание которых чрезвычайно высоки.
• Недостаток денежных ресурсов для осуществления программы стратегических преобразований.
• Физический и моральный износ технологий и оборудования.
• Крайне неэффективная кооперация предприятий.
• Устаревшая инфраструктура мощностей производства.
Так каковы же перспективы развития машиностроения в России?
На сегодняшний день российское машиностроение может производить продукцию только для сравнительно узких сегментов рынка. Состояние отрасли не способствует повышению позиций на мировом рынке. Должна иметь место государственная поддержка этого, безусловно, важного сегмента промышленности. Только тогда, когда будут созданы равные с западными государствами условия для работы на рынке машиностроительного производства, можно говорить о соответствующей конкурентоспособности отечественной продукции.
Таким образом, основной задачей для российского машиностроения является удовлетворение спроса на товары, которые выпускаются в стране. Однако для этого необходимо достичь надлежащего качества выпускаемой продукции, так как транспорт является зоной повышенного риска.