Первыми, кто обратил внимание на проблемы трудовой мотивации, были Смит и Оуэн, которые считали, что деньги являются главным и вообще-то одним-единственным мотивирующим фактором. Согласно их утверждениям люди работают только для получения средств, которые необходимы для приобретения еды, одежды, жилья и т.д.
В начале XX века зарождается научная теория управления, у истоков которой стоял Тэйлор. В это время начинается пристальное и постоянное изучение трудового процесса, чтобы впоследствии его совершенствовать.
Основные теории мотивации можно разбить на следующие группы:
- содержательные (Маслоу, Мак-Келлонд, Херцберг);
- процессуальные (Врум);
- основанные на отношении к труду (Макгрегор, Оучи).
В 40-е гг. в США было разработано несколько концепций мотивации деятельности. Хотя содержательные теории мотивации по некоторым вопросам расходятся, они не исключают друг друга.
Существовавшая в те времена система управления страдала тем, что рабочие не были заинтересованы в проявлении собственных трудовых навыков и умений. Администрация, в свою очередь, не имея представления об этих возможностях, не могла их использовать. Система материального поощрения была неэффективна и не стимулировала соответствующую трудовую отдачу.
Содержательные теории мотивации. Теория потребностей Маслоу
Личность обычно ведет себя так, как вынуждает ее доминирующая в это время потребность. Это заставляет каждого человека действовать таким образом, чтобы ее удовлетворить. Маслоу создал модель потребностей, состоящую из пяти групп:
1-ая группа – физиологические;
2-ая группа – потребность в безопасности;
3-я группа – принадлежность к социальной группе;
4-ая группа – потребность в уважении (успех, статус, самоуважение);
5-ая группа – потребность в самовыражении.
Доминирующая потребность направляет поведение человека, пока она не решена. Все перечисленные надобности удовлетворяются в строго иерархическом порядке. Если существуют две одинаковые социальные потребности, то обязательно одерживает победу надобность более низкого уровня. Разные люди - разные потребности. Меняется ситуация, изменяются и нужды человека. Работа может дать возможность удовлетворить социальные потребности.
Содержательные теории мотивации. Теория мотивации Мак-Келлонда
В своей теории Мак-Келлонд исходил из того, что при множестве потребностей, характерных для людей, самыми значимыми считаются три: причастность, успех, власть.
Существует два вида мотивов:
- стремление к успеху;
- избегание неудач.
Мак-Келлонд отмечал, что для имеющих потребность в достижении успеха, деньги - не главное, важны они как показатель успеха. Если возникла необходимость мотивировать таких людей, в таком случае нужно ставить перед ними задачи с небольшой степенью риска, наделить их достаточными полномочиями для того, чтобы пробудить инициативу, регулярно поощрять.
Содержательные теории мотивации. Теория Фрэнка Херцберга
Она была создана на основе опросов, проведенных на рабочих местах в разных странах. Люди должны были описать ситуации, в которых они были удовлетворены или чувствовали неудовлетворенность.
Факторы, оказывающие влияние на удовлетворенность работой:
Достижение в признании успеха.
Интерес к работе.
Ответственность.
Повышение по службе.
Факторы, оказывающие влияние на неудовлетворенность работой:
Способ управления.
Политика, проводимая администрацией в организации.
Условия, в которых происходит процесс труда.
Заработок.
Межличностные отношения на работе.
Отсутствие стабильности.
Воздействие работы на личную жизнь.
Первая группа факторов называется мотиваторами, а вторая – факторами контекста. С мотиваторами все более или менее ясно. Факторы контекста создают неблагоприятную ситуацию, работники испытывают неудовлетворенность, в лучшем случае эти факторы выдают их нейтральное отношение.
Эти три перечисленные научные работы заложили основы в современные теории мотивации.