Известна реплика из амфитеатре концертного зала им. Чайковского 23 октября 2018 перед юбилейным представлением академического Уральского государственного народного хора:
Смотрите, вон из Пятницкого сидят, конкурентов слушать пришли.
Когда Льву Христиансену в 1960 г. предложили возглавить хор им. Пятницкого с переездом в Москву и соответствующими преференциями, он отказался. Сегодняшним шоуменам причина покажется глупостью: руководителю Свердловской консерватории и основателю Уральского хора не нравился исполнительский стиль самого именитого советского певческого коллектива: он считал, что там есть проблемы с подлинной народностью.
Реплика из очереди в гардероб по окончании:
Как хочешь, а уральцы мне понравились больше, чем Пятницкого в прошлый раз! Такое настроение, такой колорит!
Народный хор - это...
Модные тенденции создавать на основе оригинала кавер-версии народных напевов, с одной стороны - популяризируют фольклор, а с другой - искажают подлинную мелодику звука. В 1945 г. Христиансен просил сохранять манеры и местные особенности в оригиналах, он очень хотел, чтобы основанный им хор стал заповедником уральского фольклора.
Сегодня, как и все 75 лет, уральцы не стремятся к легкому успеху, не стараются срывать аплодисменты каждым номером программы. Редко делают паузы, не требуя оваций и даже останавливая их, чтобы не прерывалась очередная история из жизни. Донести искру - истинную, настоящую, разбудить душу - вот такой завет выполняют вокалисты, музыканты и танцоры Уральского народного хора по сей день.
Уральские - они особенные
Костюмы у артистов не пестрят стразами и мало похожи на концертную одежду знаменитостей: они сшиты по канонам уральского костюма. Сарафаны и платья, которые всегда украшались в меру, сегодня очень точно подчеркивают стиль глубинки и не превращают выступление в подиумный показ «бриллиантов».
Трогает зрителей отсутствие синтетической музыки, минусовых фонограмм. Никаких «фанер», звуковых примочек и эффектов, только профессионализм баянистов, балалаечников, домристов. Есть флейта, гусли, контрабас и ударная установка. Ансамбль народных инструментов, где треть - лауреаты всероссийских и международных конкурсов, находится в глубине сцены, за спинами певцов. Но, невидимые залу, они полноправные участники представления, лишь раз исполняющие инструментальный номер в собственной обработке. Поразительно, но они играют без нотных листов и пюпитров - по памяти.
Самой яркой и подвижной частью является хореографическая группа. Вот где можно бы выдать стилизованных под народные современные движения, но и тут композиции тщательно выстроены из узорочья фолк-элементов русских, украинских, башкирских, татарских танцев. Разве что шаманы манси - некая фантазия, да и конструкция танца по-современному выстроена, но национальный колорит - на первом месте. А зажигают они не меньше, чем современный балет!
Основой состава являются вокалисты, которых ни с кем не перепутаешь. Дело в том, что они поют на своем привычном диалекте с "оканьем", и это самобытное произношение сразу делает вокальный ансамбль эксклюзивным.
Уникальным народный хор делает репертуар, где сохранились старинные распевы Урала, собранные по деревням еще Львом Христиансеном. Совсем нет модных эстрадных хитов, кроме своих.
Отдельных слов заслуживает сценическая мобильность певцов. Они активно участвуют в постановках и сценках, создают танцевальную массовку и сами водят хороводы, совмещая с пением. Эти творческие люди перевернули представление о хоровиках, которые обычно мощно и статично стоят на одном месте.
Начало славного пути
Насколько бережно относятся здесь к репертуару, настолько тщательно хранят они свою историю. Не только имена создателей и руководителей помнят гастроли и «заграницы»: в истории певческого ансамбля зафиксированы премьеры песен, имена поэтов и композиторов Урала, их фотографии. Очередным историографом с 1975 г. является ветеран Валентина Блинова.
В страшном 1943 году, когда Советский Союз противостоял фашизму во Второй мировой войне, приказом Бюро свердловского обкома компартии большевиков был создан хор русской песни. У истоков стояли музыковед и собиратель фольклора Лев Христиансен, балетмейстер Ольга Князева, хормейстер Неонилла Мальгинова. Певцы и танцоры набирались из народа: из городов и сел области приходили колхозники, библиотекари, токари, санитарки, прошедшие консерваторский «кастинг».
12 ноября 1944 состоялся первый концерт. В программе звучали старые мотивы Урала (их и сегодня можно услышать), затем были гастроли на фронтах Великой Отечественной войны. Впервые на сцене московского концертного зала им. Чайковского концерт народного уральского хора прошел в 1947 году. Гастроли по городам СССР, союзным республикам и родному Уралу, выступления в Большом театре, ЦДРИ (1950) помогли набраться профессионализма, проверить репертуар и свои силы.
Первая поездка за границу принесла коллективу звание лауреата I степени. Случилось это на III Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. Немецкая газета написала восторженный отклик, зафиксировав, что большой перепляс вызвал десятиминутную (!) овацию. Советский гимн демократической молодежи пел весь зал на разных языках.
Они созданы друг для друга
Это утверждение не про семью - про Евгения Родыгина и Уральский народный хор. Получив накануне Победы тяжелое ранение, старший сержант Родыгин в госпитале привязывал к себе аккордеон и выступал перед ранеными. Он хотел стать композитором, поэтому поступил в консерваторию. Именно там его заметил Христиансен и пригласил к себе. Артисты-ветераны говорят, что произведения Евгения Родыгина сделали вокалистов известным и популярным. Во второй половине ХХ века достать билеты на их сольник было очень сложно - всегда аншлаг, всегда овации.
В 1953 г композитор пишет «Уральскую рябинушку». Песня не сразу была принята в работу, но когда зазвучала, то стала хитом и визитной карточкой хора. Композитор пишет много, интересно, но как же быть с народностью? Во-первых, он работает с текстами, собранными по деревням Урала. Во вторых, мелодика его песен такова, что искушенный зритель не сразу распознавал авторское произведение, многие его работы считаются народными: «Под окном черемуха колышется», «Свердловский вальс», «Белым снегом» и др.
Считая десятилетия
Первый большой юбилей (10 лет) коллектив встретил в Румынии, их программу к тому времени слушала уже четвертая европейская страна. За 75 лет существования песни Уральского народного хора слушали более чем в 50 странах мира, в некоторых он бывал неоднократно.
В 1965 году уральцы впервые выступили в Чехословакии: Свердловская область стала побратимом этой страны, а хор, как посол доброй воли, семь раз гастролировал сначала в Чехословакии, потом в Чехии. Сложно понять, как воспринимают это творчество на востоке, но большинство этих территорий приветствовали их не раз. Ким Ир Сен лично приглашал в Корею.
Рукоплескали артистам Франция, Италия, ГДР, Япония. Покорили они своим вокалом и танцами Вьетнам. Вместе с танцорами «Семеру» отплясывали турки и суровые норвежцы. Много раз становились лауреатами, дипломантами международных и российских фестивалей. Этот коллектив, единственный из музыкальных, в 1989 г. выступил перед ликвидаторами Чернобыльской аварии во время трагедии.
В 1996 г. коллектив получает звание академического (в России их около 20 - это элита). Тепло и торжественно отметили уральцы 100-летие со дня рождения Льва Христиансена, роскошным наследием которого они пользуются до сих пор. Три года назад именно эта команда представляла Россию на Всемирном фестивале культур в Индии. В 2016 году гастрольным туром отмечали 60-летие хита «Белым снегом». В 2018 исполнилось 65 лет негласному гимну хора «Уральской рябинушке». В праздновании принял участие автор - композитор Евгений Родыгин.
День сегодняшний
Долгий путь песенно-танцевального коллектива был непрост: он вместе со страной переживали развал и трагедии, перестройку и дикий капитализм. Но, к чести уральцев, ни разу не сворачивали на более прибыльные тропинки, «на потребу толпы». Их дорога была прямой, потому они и стали эталоном сценического отображения фольклора Урала.
Более одной тысячи песен за время существования народного уральского хора явили они миру. Сегодня в репертуаре более ста, но это уже другие постановки, разводки, костюмы. Неизменными остаются самобытность и стиль - мягкая манера пения, лирическое звучание, специфический диалект. Здесь нет широты диапазона в три октавы - народному пению это не свойственно, а чистота звучания, слаженность и сила присутствуют.
Как и 75 лет назад, основу репертуара составляют разнохарактерные работы (игровые, лирические, свадебные, плясовые). Конечно, поют уральцы новые произведения местных авторов, а танцы балетной группы делают из песен мини-спектакли.
Фольклорный коллектив участвует в православных мероприятиях, создает программы патриотической направленности. Любовь к Отчизне - это мостик от «Уральской рябинушки» к песням обо всей стране. Есть в репертуаре уральского народного хора «Матушка Россия» и другие патриотические сочинения. В мае стартовала новая композиция - «Душа моя - Россия», в июне они пели для участников Чемпионата мира по футболу, в октябре - стояли на сцене концертного зала им. Чайковского, а московский бомонд стоя аплодировал и не отпускал.
Уральцы ищут новые напевы, другие формы подачи, иные возможности аранжировок. Но при этом остаются верны культурным традициям. Государственный академический уральский народный хор остается хранителем самобытной культуры Урала, пропагандирует фольклор во всех его проявлениях. Его творческий почерк - уникален и востребован.