В столице российского Черноземья великое множество интересных и даже уникальных объектов для исследователя, интересующегося культурой, географией, этнографией, историей и много чем еще.
И отдельной строкой в этом богатом перечне стоят местные инженерные сооружения, в частности мосты.
Начало бурной жизни
Истории Чернавского моста Воронежа уже два с половиной века. В XVII веке в Воронеже через одноименную реку обычным местом переправы был район, где над логом шумел могучими дубами лес, прозванный в народе «черным». Улицей Большой Чернавской дорога вела к реке. Здесь в 1768 году выстроили мост, непрочный, деревянный. Потом его постоянно обновляли, сгоняя на работы крестьян-штрафников за недоимки из окрестных уездов. С тех пор сооружение жило бурной жизнью.
Хронология мостостроения нового времени
- 1786 г. – новый мост с разводными воротами и дамбой (говорят, 2 млн 400 тыс. повозок с землей и хворостом были положены в его основание).
- 1788 г. – городская Дума обновила Чернавский мост.
- 1792 г. – половодье его безжалостно смыло.
- 1820-е годы – Дамба укреплена камнем, а мост – долговечными сваями. По проходящему здесь почтовому тракту, имевшему государственное значение, проносились в повозках знаменитые русские писатели Лермонтов и Грибоедов, критик Белинский, а, возможно, и сам Пушкин.
- 1849 г. – крах деревянного моста авторства военного инженера Сентянина.
- 1857 - 1858 гг. – арочную архитектуру подарил мосту представитель путей сообщения инженер Мысловский.
- 1885 - 1886 гг. – земство последней в этой истории деревянной конструкцией завершает «непрочный» период истории Чернавского моста Воронежа.
- 1908 - 1909 гг. – чуть ли не первым в России здесь под руководством инженера из Воронежа Хрщоновича вырос железобетонный мост.
Мост в новейшей истории
- 1942 г. (июль) – эвакуация через Чернавский мост воронежцев и отступление частей Советской армии. 6 июля часть этого стратегического объекта уничтожили, чтобы не пустить фашистских захватчиков дальше.
- 1943 г. – восстановление временной переправы через реку Воронеж.
- 1959 г. – архитектор Кожевников из Москвы и 409 Мостопоезд вводят в строй крупнейший советский мост для автомобилей. Вскоре воронежцы начинают считать его символом города и одной из главных местных достопримечательностей. Краеведы хранят уникальное фото Чернавского моста Воронежа. Точнее двух мостов, так как на этом снимке отчетливо видны обе конструкции: и взорванная при отступлении, и вновь построенная рядом в 1959 г.
- 1970-е гг. – исторический памятник – двухсотлетняя дамба Чернавского моста в Воронеже стала городским пляжем.
- 1972 г. – на месте речки разлилось Воронежское водохранилище (его даже называют Воронежским морем). Опоры Чернавского моста перестали справляться с большой водой.
- 1989 г. – мосту «поставлен диагноз» – состояние аварийное!
- 1990 – 1996 гг. – работы по реконструкции I этапа (создание временной переправы).
- 2008 г. – возведены прочнейшие опоры, и первая очередь обновленного Чернавского моста приняла нескончаемый поток машин.
- 2009 г. – испытания позади, эксплуатация моста признана безопасной, начато по нему постоянное движение и готовится к запуску троллейбусная линия.
Итого: последнее строительство Чернавского моста Воронежа длилось 19 лет в рамках федеральной программы для двадцати российских регионов.
Собратья по служению
Верой и правдой служат людям многие собратья Чернавского – воронежские мосты всевозможных конструкций и судеб.
Помимо Чернавского моста, Воронеж (правую и левую его части) соединяют также такие мосты: Северный (еще десять лет назад по его второму уровню ходили трамваи), Железнодорожный (важнейшее транспортное звено железной дороги и популярное место любителей экстремального ныряния), ВОГРЭСовский (полукилометровый мост, с которого хорошо видна близлежащая ГРЭС).
Живописный Каменный мост – это любимая натура местных художников. Их часто можно увидеть здесь с мольбертом, запечатлевающих старую кладку, колоритные арки этого сооружения. На картине художника Сергея Степонайтиса одна из популярнейших достопримечательностей Воронежа, тоже претендующая на звание символа центрального города русского Черноземья.
Старинный Каменный и единственный подвесной, Кузнецкий мосты – обязательные пункты в свадебных вояжах воронежцев. Жених и невеста традиционно начинают свою семейную жизнь отсюда. Мостам же на память остаются прикованные цепями замки с именами молодых.