Психологическая безопасность образовательной среды - важное понятие, которое в последнее время активно изучается на всех уровнях. Оно имеет большое значение для обеспечения полноценного учебного процесса. Так что неудивительно, что данной проблемой пристально занимается большое число исследователей. Многие из них вносят свой значительный вклад в ее изучение.
Понятие и характеристики
Под психологической безопасностью образовательной среды большинство исследователей понимают защиту человека от воздействия неблагоприятных факторов, когда он находится в образовательном учреждении. В настоящее время это является крайне важной и острой проблемой.
О психологической безопасности образовательной среды можно говорить только в том случае, если она в состоянии обеспечивать сохранность психики субъектов педагогического процесса. А также если имеются высокие показатели индекса их защищенности от психологического насилия и удовлетворенности.
В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, одним из ключевых результатов перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития является развитие образования. Оно должно быть ориентировано на формирование социально-ответственной и творческой личности, а также человеческого потенциала для гражданина. Развитие такой личности становится возможным исключительно в условиях образовательной среды, отвечающей всем критериям безопасности для физического и психического здоровья, благополучия всех ее участников.
Если принимать во внимание тот факт, что в современной образовательной организации среда является открытой системой, в которой отражаются все без исключения тенденции и закономерности жизнедеятельности, следует признать, что в ней наблюдаются все характерные для современного российского общества проблемы.
Это приводит к ситуациям, которые нарушают безопасность образовательной среды, ограничивают в потребностях и правах учащихся. Если выделять основные социальные проблемы, которые и сегодня остаются актуальными для нашего общества, особую опасность представляют процессы формирования личности. Они затрагивают подрастающее поколение, оказывая непосредственное влияние на отношения между подростками. Состояние, через которое характеризуется образовательное пространство, фиксируется, в первую очередь, через отношения ее участников.
Среди основных характеристик психологической безопасности образовательной среды выделяют сразу несколько факторов:
- отсутствие психологического насилия между участниками;
- удовлетворение потребностей в личностно-доверительном общении между всеми участниками образовательного процесса;
- создание комфортной психологической атмосферы в коллективе;
- формирование условий, способствующих укреплению и сохранению психического здоровья индивидов;
- профилактические мероприятия по предотвращению угроз, которые могут препятствовать устойчивому и продуктивному развитию личности;
- обеспечение развивающего характера образовательного процесса, способствующего функционированию всех его субъектов.
Угрозы
В настоящее время нарушениям в данной сфере уделяется повышенное внимание. Как правило, обеспечение психологической безопасности в образовательной среде не удается осуществить из-за угроз, которые условно можно разделить на две группы. Это внутренние и внешние угрозы.
Внутренние (или внутришкольные) угрозы психологической безопасности образовательной среды могут быть обусловлены нескладывающимися отношениями ребенка со своими сверстниками, одноклассниками. На это существует множество причин, начиная с негативного социально-психологического климата в коллективе, заканчивая прямыми конфликтами между учениками.
Опасность также представляют обычаи и традиции. Они могут быть опасны для жизнедеятельности школьника (подростковое насилие, индивидуальные особенности учеников, неадекватное отношение к происходящему со стороны персонала школы и учителей). В последнем случае речь может идти о публичном унижении, вымогательствах, неуважительном отношении, проявлении грубости, сексуальных приставаниях.
Внешние угрозы, как правило, имеют техногенный, социальный, природный или эпидемиологический характер.
К необходимости проведения диагностики психологической безопасности образовательной среды научно-педагогическое сообщество пришло только в конце XX столетия. Это сразу нашло отражение в работах многих исследователей. Оценка психологической безопасности образовательной среды - важное условие для последующего обоснования программы психологического сопровождения всех субъектов процесса. Особенно при условии внедрения новых и современных образовательных стандартов.
В настоящее время для диагностики психологической безопасности образовательной среды используются различные виды мониторинга. Вот самые распространенные из них:
- информационный (направлен на слежение за объектом исследования, распространение и накопление информации о нем);
- базовый (предполагает выявление существующих закономерностей в образовательных процессах);
- проблемный (помогает диагностировать появляющиеся трудности, риски психологической безопасности образовательной среды, определять степень их опасности);
- управленческий (с его помощью дается оценка эффективности и последствия эффектов принятых решений).
Методики
Существует диагностический инструментарий, который применяют с данной целью. С его помощью выработан комплекс методик для оценки психологической безопасности образовательной среды.
И сделала это Баева Ирина Александровна - член-корреспондент Российской академии образования, профессор, доктор психологических наук, которая сегодня считается одним из крупнейших специалистов в этой сфере. В настоящее время она преподает в Российском государственном педагогическом университете имени Герцена. Отметим, что данная оценка проводится с учетом потенциальных угроз и основополагающих характеристик.
Методики психологической безопасности образовательной среды Баевой представляют собой современные диагностические средства, которые отвечают требуемым показателям качества. Многие основаны на самооценочной деятельности. Это позволяет привлекать в качестве экспертов практически всех участников образовательного процесса. Они сами могут дать оценку обеспечению психологической безопасности образовательной среды в своем учреждении.
Это учителя, педагоги-психологи, ученики, социальные педагоги, родители и администрация. Приведенные методики психологической безопасности образовательной среды Баевой способствуют разностороннему и целостному анализу изучаемой проблемы. При этом ведущая роль при обобщении результатов исследования отводится психологу.
Для оценки психологической безопасности образовательной среды по Баевой требуется провести диагностику шести групп участников образовательного процесса:
- Среди учеников следует выявить наличие межличностных конфликтов и признаки насилия во взаимоотношениях между самими сверстниками, учителями и родителями. Большое значение для психологической безопасности образовательной среды школы имеет удовлетворение потребностей подростка в доверительных отношениях, его умение минимизировать риски и выстраивать безопасные отношения. Также дается оценка показателей психологического здоровья ребенка, его эмоционального самочувствия. Оценивается статусное положение в коллективе, психологическая атмосфера в классе, устанавливаются личностные ресурсы несовершеннолетнего, которые можно использовать для изменений и саморазвития. Для этого проводятся анкетирование "Учитель глазами ученика", опросы, например, "Как дела?", "Диагностика психологической безопасности образовательной среды школы", "Отношение к учебному заведению". Рисуночные методики "Человек под дождем", "Что мне нравится в школе?", "Рисунок семьи" также помогают выявить проблемы. За поведением ученика следует понаблюдать в разных ситуациях, оценить психологическую атмосферу в коллективе.
- Среди родителей устанавливаются факты межличностных конфликтов и насилия, а также их удовлетворенность положением дел в образовательном учреждении. Для этого проводится тест-опрос родительного отношения к психологической безопасности среды образовательной организации, опросник измерений родительских установок.
- Изучается психологическая атмосфера в педагогическом коллективе. Оценивается умение конкретного учителя регулировать и предвидеть риски, управлять ими, отношение к ученикам. Важно выявить у педагога наличие профессиональной деформации, предотвратить эмоциональное выгорание. Для этого применяется методика "Оценка восприятия риска", проводится опрос "Психологический климат в педагогическом коллективе", тест "Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и производительно трудиться?".
- Через социальных педагогов проводится оценка ближайшего социального окружения школьника, чтобы выявить угрозы социального типа. Наркомания и алкоголизм родителей, конфликты между ними, факты насилия в семье. Изучаются микрогруппы, с помощью которых оценивается вовлеченность школьника в экстремистские и криминальные группировки, деструктивные религиозные секты. Для этого проводятся беседы с самим школьником и значимыми людьми его окружения, наблюдают за его реакцией, анализируются конкретные документы (заключения врачей, характеристики, акты обследования жилищных условий).
- Важно оценить стиль педагогического руководства администрацией образовательного учреждения. Их умение предвидеть и регулировать риски и опасности, управлять ими. Применяются методы психолого-педагогической экспертизы учебной среды, проводится тест "Стиль управления коллективом".
- С помощью педагогов-психологов выявляют угрозы, оценивают индекс удовлетворенности всех участников образовательного процесса, развитость системы психологической помощи. Дается оценка отношению школьников, родителей и педагогов к образовательной среде.
Таков план мероприятий по обеспечению психологической безопасности образовательной среды. Он позволяет исследовать основополагающие характеристики и существующие риски. Важно, чтобы психологическая безопасность образовательной среды определялась защищенностью ученика от любого проявления психологического насилия.
Психологическое здоровье
Психологическое здоровье является одним из основополагающих факторов, который оказывает влияние на развитие человека. Только при условии внутреннего спокойствия он в состоянии адекватно выполнять социальные, возрастные и культурные роли, развиваться на протяжении всей своей жизни.
В школе важно создать комфортные условия психологической безопасности образовательной среды, чтобы ученики и учителя имели возможность удовлетворять свои основные потребности. Это позволит чувствовать себя защищенными, развивать психическое здоровье. Одним из важнейших условий психически здоровой личности как раз и является безопасность в рамках образовательной среды.
Основной угрозой в этом случае является препятствие на пути самоактуализации. Также угрозой считается непризнание референтной значимости образовательной среды ее непосредственными участниками. Следствием этого становятся намерения покинуть ее или отрицать существующие нормы и ценности.
К угрозам психологической безопасности относится и отсутствие удовлетворенности основными характеристиками образовательного процесса, так как в нем содержатся основные условия и возможности, предназначенные для личностного развития. Эмпирическими проявлениями этих проблем могут быть эмоциональные конфликты.
Профилактические меры
Избежать большинства этих проблем можно с помощью эффективных профилактических мероприятий. Они способны предупредить развитие кризисных ситуаций, создать в школе творческую и благожелательную атмосферу.
В план психологической безопасности образовательной среды должен входить комплекс мероприятий, направленных на максимальное уменьшение риска развития кризисных ситуаций, сохранение здоровья людей, ослабление факторов развития посттравматических стрессовых расстройств.
Данные действия должны включать в себя подготовку персонала образовательной организации и учителей, вовлечение других служб, определение графика работы антикризисных бригад, выявление потенциально опасных ситуаций, связанных с поведенческими и эмоциональными проблемами, которые могут стать факторами уязвимости.
Основными целями профилактики психологической безопасности образовательной среды должны стать выявления слабых сторон, которые могут привести к формированию посттравматических стрессовых расстройств, повышение общей эффективности действий антикризисной бригады.
Доброжелательный климат
Одна из основных рекомендаций по обеспечению психологической безопасности образовательной среды - необходимости создания в школе благоприятного климата. Стоит понимать, что некоторые дети могут учиться в любой среде, а другим требуется помощь в решении конфликтных ситуаций.
Практика доказывает, что образовательные организации с эффективной превентивной системой, которая делает акцент на поведении и обучении учеников, обеспечивают чувство ответственности и безопасности у школьников. Основным компонентом такой системы является создание доброжелательного коллектива с чувством взаимной поддержки. Важно обучать подростков поведенческим и коммуникативным навыкам, уметь правильно себя вести в проблемных и трудных ситуациях.
В этом случае акцент делается на позитивный опыт, который ученики могут получить в учебном и межличностном взаимодействии. В программы по созданию в образовательном учреждении доброжелательного климата важно включать тренинги по творческим подходам к решению всевозможных конфликтов. Точно так же, как малыши учатся писать и читать, они должны учиться общаться с взрослыми и сверстниками, уметь решать межличностные конфликты мирными средствами.
Важно создать работающую модель психологической безопасности образовательной среды, в которой это будет организовано как на специальных занятиях, направленных на формирование социальных навыков, так и на специальных темах, включенных в ряд учебных предметов, которые будут направлены на решение конфликтов с условием уважения позиции другого человека.
На специальных занятиях учителя должны рассматривать вопросы эффективности общения, умения подростков справляться со своими негативными эмоциями, выражать собственные чувства, развивать навыки саморегуляции и самоконтроля, управлять своим поведением, разрешать конфликты, принимать и понимать культурные и индивидуальные различия. При этом предпочтительно использовать всевозможные интерактивные формы обучения. Это могут быть ролевые игры, групповые дискуссии, образовательные занятия, тренинги.
В рамках мероприятий по обеспечению психологической безопасности образовательной среды важно формировать доброжелательный климат как на уровне физической, так и социальной среды. Физическая среда подразумевает под собой организацию материально-технического пространства, а социальная включает общепринятые правила и нормы, которые вырабатывают в родительском, ученическом и педагогическом коллективах. Среди эффективных дисциплинарных систем простые и позитивные правила, способствующие пониманию, как вести себя в той или иной ситуации. Они должны легко запоминаться, соответствовать основным социальным навыкам.
Степень внедрения подобной программы в школе напрямую зависит от ее поддержки. Часто дополнительная психологическая подготовка требуется и учителям. Существующие методики позволяют определять групповое эмоциональное состояние, отражающееся на взаимоотношениях, сложившихся в коллективе, характере делового сотрудничества, отношениях к значимым явлениям окружающей жизни.
Если в школе формируется неудовлетворительный климат, это отражается на всех его участниках, которые начинают испытывать чувство тревожности, депрессию, снижение работоспособности, теряется эмоциональная связь между учениками. Все это наглядно свидетельствует о необходимости проведения мероприятий, направленных на улучшение эмоциональных контактов, повышение командного духа.
В рамках программы психологической безопасности образовательной среды важно создать максимально благоприятный психологический климат. В снижении уровня насилия в школе определенную роль могут сыграть отряды посредников, действующие по принципу "равные-равным". Педагогический коллектив должен участвовать в формировании и обучении "групп равных", чтобы они эффективно применяли свои знания при предупреждении конфликтов, разрешении споров среди сверстников.
Подобные школьные службы примирения способствуют внедрению в жизнь образовательной организации системной работы по предупреждению всевозможных форм буллинга, а также распространению моделей ненасильственного взаимодействия между сверстниками.
Раннее вмешательство
Организуя безопасную психологическую среду, важно определить группы риска среди школьников, которые могут проявлять склонность к суицидам, наркотической зависимости, агрессивному поведению. Важная роль в выявлении и поддержке таких подростков принадлежит школьному психологу, у которого должны быть возможности для полноценного консультирования и своевременной диагностики.
В данном случае раннее вмешательство в кризисную ситуацию может сыграть определяющую роль. В первую очередь, определяя подростков из группы риска, следует обратить внимание на отсутствие академических интересов, низкую успеваемость, чрезмерную изоляцию от сверстников, выраженную агрессию, которая пока может проявляться не в поведении, а в сочинениях и рисунках.
Также среди тревожных особенностей поведения подростка могут быть неконтролируемые вспышки гнева, нетерпимость к различиям. Все это должно обеспокоить психолога, стать знаком, что школьнику требуется помощь и поддержка, чтобы справиться со сложившейся ситуацией.
Вмешательство должно основываться на принципе "не навреди". Важно рассматривать агрессивное поведение подростка в контексте существующей у него проблемы, избегать стереотипов, учитывая весь комплекс форм поведения. Выражая обеспокоенность и заботу о ребенке, важно не спешить и не переусердствовать, избегать ложных интерпретаций и поспешных выводов. Применение упрощенного и механического списка тревожных поведенческих признаков может только навредить несовершеннолетнему.
Незамедлительное вмешательство
При этом в некоторых ситуациях требуется срочное и незамедлительное вмешательство. Оно необходимо, если у ученика есть четкий и подробный план, как нанести повреждения себе и окружающим, особенно при наличии истории агрессивного поведения или попыток осуществления подобных угроз в прошлом. Также следует принимать срочные меры, если становится известно, что у подростка есть оружие, которое он угрожает применить.
В этих ситуациях руководитель образовательного учреждения должен быть незамедлительно поставлен в известность о происходящем, также в курсе должны быть опекуны и родители, соответствующие службы и правоохранительные органы. Реакция на подобные ситуации должна соответствовать общепринятой школьной политике и законодательству.
Знакомя школу, родителей и сообщество с тревожными поведенческими признаками, важно понимать, какую реакцию в данной ситуации могут проявить ученики. Администрация и педагоги должны быть уверены, что их тревоги в отношении несовершеннолетнего будут иметь поддержку. Для этого необходимо иметь профессионалов, которые смогут при необходимости дать консультацию, как помочь таким учащимся. Следует действовать в соответствии с планом, оказывая индивидуальную помощь.
Один из центральных моментов - понимание роли семьи в эмоциональном, социальном, психологическом благополучии ученика и его успеваемости. Следовательно, ее следует как можно активнее включать в создание безопасной образовательной среды. С ее помощью часто удается составить наиболее полную картину о ребенке, выявить его сильные и слабые стороны.
Раннее вмешательство оказывается недостаточным для 5-10 процентов подростков, испытывающих серьезные поведенческие и эмоциональные проблемы. С ними требуется проводить особую работу. Ее форма и интенсивность напрямую зависят от степени тяжести, природы и частоты проявления конкретной проблемы.
Психологическая травма
Все участники образовательного процесса должны четко представлять, как действовать в случае психологической травмы у подростка. Реакция на травму может проявиться сразу или через несколько недель после происшествия. Это может быть потеря доверия к взрослым, страх повторения негативного события, боязнь, что может пострадать кто-то из близких или дорогих людей.
Шоковая волна травмы часто приводит к неожиданным реакциям. Это могут быть беспомощность, недоверие, отчаяние, ужас, изоляция. Чрезвычайные ситуации часто происходят совершенно внезапно, не оставляя у ребенка времени на эмоциональную и физическую подготовку к произошедшему. Средства, которые помогали ему справляться с бытовыми трудностями, в данной ситуации оказываются неэффективными.
У маленьких детей после травматичного события может наблюдаться изменение режима сна и питания, необъяснимые боли, гиперактивность, непослушание, речевые нарушения, отстранение, агрессия. Ребенок часто раз за разом рассказывает о травматичном событии, заново переживая его.
В возрасте от 5 до 11 лет дополнительно может появиться замкнутость, страх школы, трудности при концентрации, разрыв с прежними друзьями. Могут появляться жалобы на боли и плохое самочувствие.
В подростковом возрасте вырастает риск обращения к неадаптивным формам решения стрессовых ситуаций - это наркотики и алкоголь. В данных ситуациях важно уважать потребность школьника побыть одному, когда он не хочет общаться. Если он не может усидеть на месте, следует дать ему возможность двигаться, а когда не может совладеть с эмоциями и страхами, помочь ему выразить свои чувства.
Работа с переживаниями и создание максимально безопасной атмосферы поможет в выражении эмоций и чувств, понимании, что все чувства имеют право на существование, в том числе боль, вина, страх и одиночество. Необходимо обсуждать с детьми, что их беспокоит, отслеживать, как это влияет на эмоциональное поведение ребенка, использовать техники аутотренинга и релаксации, помнить о высокой эффективности активного слушания, пытаясь в первую очередь понять несовершеннолетнего, а не быть понятым самому. Терпеливое слушание ребенка часто оказывается важнее всего.
План мероприятий
Важно разработать и осуществлять план по обеспечению психологической безопасности образовательной среды. Он должен в себя включать нормативно-правовые мероприятия, направленные на профилактику кризисных ситуаций. Важно проводить мониторинг деятельности школы, который должен в себя включать создание базы данных подростков, находящихся в группе риска, самообследование школьной среды на предмет обеспечения максимального комфорта и безопасности, диагностика взаимоотношений внутри школьного коллектива, ведение журнала учета кризисных случаев, их анализ.
В план психологической безопасности образовательной среды необходимо включить работу с учениками и их родителями. Для младших школьников это могут быть ролевые игру "Хочу дружить", для ребят постарше – школьные часы, посвященные тому, как сообщить о кризисной ситуации или конфликте.
Пользу принесет открытие семейного клуба "Дети и родители: счастливы вместе" консультаций педагога-психолога по вопросам взаимоотношений между детьми и родителями, консультирование взрослых по особенностям защиты прав и интересов их детей.