Уединенное отрезанное от цивилизации место, чаще всего остров, является уникальной средой для кинопроекта любого жанра. Кинодеятели то забросят на остров детей и устраивают испытание в стиле «Повелителя мух» Гарри Хука, то оставят пару молодых людей, превращающих это место в «Голубую лагуну» Рэндала Клайзера, особо изобретательные заставляли страдать в одиночестве одного персонажа, подарив ему в качестве собеседника мяч по имени Уилсон (Роберт Земекис в «Изгое»). Но гораздо интереснее превратить остров в своеобразную ловушку, в которой главные герои остаются один на один с опасностью. Именно такая ситуация складывается в работе Дэвида Туи с Милой Йовович в главной роли под названием «Идеальный побег». Отзывы критиков триллер назвали «курортным». Его рейтинг IMDb: 6.50.
Детективный триллер
Режиссер Дэвид Туи известен публике как создатель «Хроники Риддика» и кинодеятель, решившийся переработать концепцию классического сериала 60-х под названием «Беглец». Согласно отзывам о фильме «Идеальный побег», в проекте 2009 года он попробовал обойтись без знакомых устаревших сюжетов и фантастики. В результате Туи удалось создать совершенно классический, скорее, детективный триллер, снятый по всем законам кинодраматургии, о которой, кстати, не раз рассуждают персонажи ленты.
Экая досада...
Уже по установившейся печальной традиции отечественные прокатчики перевели название картины крайне небрежно. Создается впечатление, что подзаголовок существует самостоятельно, вне контекста фильма. Практически все рецензенты в отзывах на «Идеальный побег» подчеркивают тот факт, что в кино нет никаких побегов, тем более идеальных. Даже словосочетание «идеальное бегство» тоже не подходит в качестве перевода наименования A Perfect Getaway, хотя герои ленты ближе к финалу бегали достаточно активно. Одним из значений перевода слова getaway является «короткий отпуск» или «место для отдыха». Поэтому, если перевести название триллера дословно, получится «Идеальный короткий отпуск» или «Идеальное место для отдыха», но далеко не «Побег».
Сюжет
«Идеальный побег» начинается со знакомства с главными героями, новобрачными Синди и Клиффом (Мила Йовович и Стив Зан), которые проводят на Гавайях свой медовый месяц. Их беззаботное времяпровождение омрачается сводкам из местных СМИ о паре душегубов, охотящихся на молодоженов, грабящих и убивающих их. Однажды, отправившись в поход, герои отказываются подвезти пару хиппи-автостопщиков, но встречаются с другими туристами, среди которых состоящие в гражданском браке Ник и Джина (Тимоти Олифант и Киле Санчес). Из-за тревожной атмосферы, накаленной непрекращающимися убийствами, пары начинают подозревать друг друга. Но назревающий конфликт сходит на нет, когда они наблюдают процедуру ареста тех самых автостопщиков, которых ранее проигнорировали. Но кто сказал, что полиция не ошибается?
Финальный твист. Осторожно, спойлер!
Как гласят отзывы, «Идеальный побег» (2009) – это яркий пример того, что успешный клиффхенгер придает потрясающий эффект самым заурядным историям. Далее по тексту стоит быть внимательнее, так как весь абзац пронизан спойлерами. Если бы не финальный поворот, фильм Дэвида Туи мог получиться подобным массе банальнейших триллеров, которых ежегодно выходит в прокат великое множество, но вспомнить их сюжетные перипетии нереально уже спустя всего пять минут после окончания просмотра. Убийцами оказываются сами Клифф и Синди, а другие парочки, в том числе и подозрительные автостопщики – всего лишь их жертвы. Одни страдают от нападения злодеев, другие невинные несут за них наказание.
По всем канонам жанра
Возвращение режиссера Дэвида Туи из творческого отпуска, затянувшегося на целых пять лет, получился далеко не в том формате, который ожидала публика от создателя «Черной дыры» и кино «Хроники Риддика». При этом, как подчеркивают эксперты кино в отзывах к «Идеальному побегу», у постановщика получился достойный образчик, отвечающий главным правилам жанра «триллер».
Во-первых, смертельной опасности герои подвергаются в мирных условиях и в не экстремальных ситуациях. Медовый месяц на райских Гавайских островах, а серийные убийцы также влюблены, как и их жертвы. Во-вторых, зритель до последних 15 минут хронометража не подозревает, кто из влюбленных на самом деле является убийцами. Лишь только после того, как авторы раскрываются все карты, публика вспоминает, что в ходе повествования было немало намеков на истинных преступников. Конечно, все авторские ухищрения срабатывают, если зрительская аудитория не смотрела «Семь» или «Психо». Поклонники жанра могут заподозрить неладное гораздо раньше финального твиста.
Несомненное достоинство
Кроме ключевой сюжетной интриги «Идеального побега», отзывы зрителей к достоинствам проекта относят изобретательно отснятый экшен, сопровождающий развязку. Такой энергетики и динамизма в картинах этого жанра не было, пожалуй, лет десять. Неумолимая драйвовая погоня по тропическим джунглям, стрельба, сцены ближнего боя с применением холодного оружия похожи на настоящий заряд энергии среди удручающего однообразия современных, в большей степени психологических триллерах и даже фильмах ужасов. «Идеальный побег» отзывы за неумолимый экшен получил исключительно положительные.
Актерский ансамбль
Триллеру, в котором на протяжении всего хронометража на экране всего 6 персонажей, чрезвычайно необходимы яркие, образцовые актерские работы. И «Идеальный побег» актерами может похвастаться.
Все сценарные огрехи прощаются при одном взгляде на красавицу Милу Йовович. В «Идеальном побеге» актриса не продемонстрировала ничего кардинально нового и доселе невиданного, но все равно приятно наблюдать за проявлением ее драматического таланта. Ну, а в экшен-сценах Йовович совершенно бесподобна.
Стив Зан, который стал известен после премьеры боевика «Сахара», где он был на подхвате у исполнителя главной роли Мэттью МакКонахи, в «Идеальном побеге» удивил многих. Во-первых, у него был сложный образ, с трансформациями которого актер справился без труда. Во-вторых, исполнитель явно вырос, к примеру, в сравнении с той же «Национальной безопасностью», где персонаж Зана до ужаса невнятен.
Вторая пара
При этом, по единодушному мнению специалистов киноискусства, вторая пара исполнителей, Тимоти Олифант и Кайла Санчес, выглядят гораздо выигрышнее в основной актерской четверке, задействованной в картине.
Тимоти Олифант разочаровал многих киноманов после участия в съемках «Хитмена», но в триллере Туи актеру удалось реабилитироваться. Конечно, отдельные зрители все равно воспринимали исполнителя, как агента, пусть и небритого. Тем не менее персонаж Ника довольно яркий, из его уст нередко звучат двусмысленные фразы, насыщенные иронией и харизмой.
Наиболее известная благодаря роли Никки Фернандес в телесериале «Остаться в живых» актриса Киле Санчес не уступала мастерству перевоплощения своему экранному напарнику. Вместе исполнители подарили зрителю любопытный актерский дуэт.
В общем, триллер Дэвида Туи получился достойным фильмом, который непременно понравится всем любителям непредсказуемых финалов. Однако есть небольшая рекомендация тем, кто не успел ознакомиться с данным шедевром. Не стоит перед просмотром «Идеального побега» пересматривать что-то более старое и действительно жуткое, иначе огромного удовольствия от шедевра Туи получить не удастся.