Особенности воспитательного процесса. Функция семьи в области воспитания

Родить ребенка — это еще половина дела. А вот воспитать личность — совсем другой разговор. У каждого родителя есть свои особенности воспитательного процесса. Важно, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения и воспитания в дошкольных и школьных учреждениях, которые посещает ваш ребенок. В таком случае потребности личности ребенка будут удовлетворены сполна.

Что такое воспитание?

детское воспитание

Каждый человек проходит определенный путь развития. В некоторых моментах это развитие носит стихийный характер, но часто оно организовано и упорядочено. Воспитание как процесс формирования личности представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на духовное и физическое развитие человека. Данный процесс осуществляется через обучение, образование и организацию жизнедеятельности человека.

Компоненты воспитания

Процесс воспитания ребенка очень сложный. Именно поэтому в этом процессе принимают участие множество инстанций: непосредственно сама личность, ее окружение, семья, государственные образовательные учреждения, учебно-воспитательные учреждения, СМИ, а также развивающие центры.

Особенности воспитательного процесса

счастливая семья

Как и любой процесс в образовании ребенка, воспитание имеет свои характерные особенности, которые и отличают этот процесс от других:

  1. Целенаправленность. Обеспечивается единством целей. Наибольший эффект от воспитания достигается тогда, когда ребенок понимает, что от него хотят, и цель воспитания ему близка.
  2. Многофакторность. Единство субъективных (потребности самой личности) и объективных (внешние условия развития) факторов.
  3. Скрытые результаты. Достижения по мере воспитания не так очевидны, как от обучения. Воспитанные качества могут проявиться и во взрослой жизни. В то время, как результат обучения какому-либо навыку виден сразу.
  4. Длительность. Воспитание ребенка — это дело не одного дня. Обычно этот процесс занимает всю жизнь человека. Сначала он подвержен воспитательному влиянию со стороны взрослых, а затем занимается самовоспитанием.
  5. Непрерывность. Для достижения определенной цели необходима систематическая и постоянная работа. Периодическое воспитание (от случая к случаю) не приносит никаких плодов. Ведь личности необходимо каждый раз заново начинать вырабатывать какие-либо привычки. А поскольку они не подкрепляются постоянных использованием, то и их закрепления в сознании не происходит.
  6. Комплексность. Весь процесс воспитательного воздействия должен быть подвержен одной цели. Должно осуществляться единство целей, задач, методов и приемов. Важно комплексное воздействие на личность (со всех сторон), поскольку качества личности формируются не поочередно, а все сразу: какие-то в большей степени, какие-то в меньшей.
  7. Вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же внешних условиях воспитания полученные результаты у детей могут быть различны.
  8. Двусторонность. Имеет место быть прямая связь воспитательного процесса (от воспитателя к воспитаннику) и обратная связь (от воспитанника к воспитателю). Для наиболее продуктивного воспитания важную роль играет именно обратная связь.
  9. Диалектичность. Подразумевается непрерывное развитие, динамичность, подвижность и изменчивость процесса воспитания. Диалектика также указывает на наличие внутренних и внешних противоречий в воспитательном процессе. Одни могут служить толчком к развитию, другие напротив — тормозить его.

Целевая структура воспитания

отец с детьми

Воспитание с точки зрения целевого критерия подразумевает выполнение определенного ряда последовательных задач. Цель воспитательного процесса в школе направлена на:

  • всестороннее и гармоничное развитие личности, а также ее целостное формирование;
  • формирование и развитие нравственных и моральных качеств;
  • обогащение знаний в областях науки, культуры и искусства;
  • воспитание жизненной позиции с учетом демократической направленности общества, прав и обязанностей человека;
  • формирование наклонностей и желаний индивидуума, учитывая его возможности, а также социальные требования;
  • развитие познавательной деятельности, формирующей сознание и профессиональную направленность;
  • организацию деятельности, способной воспитать необходимые качества личности;
  • развитие общения как самостоятельного компонента воспитания личности.

Последовательность осуществления воспитания

воспитание в детском саду

Существует ряд этапов воспитательного процесса, через которые он должен пройти, чтобы решить все поставленные задачи.

  1. Первый этап - овладение знаниями норм. Подразумевается овладение воспитанником норм и правил поведения. От этого зависит формирование поведения личности в целом. В некоторых воспитательных системах данный момент упускают из виду или считают, что он не настолько важен для формирования личности. Однако это в корне неправильно. Именно от поведения зависит дальнейшее воспитание ребенка. Дореволюционная школа основывалась на быстрой коррекции поведения путем применения телесных наказаний. Послереволюционная школа делает ставку на словесные методы формирования поведения воспитанников.
  2. Второй этап - формирование убеждений. Полученные знания о нормах и правилах поведения должны перерасти в убеждения (понимание того, что по-другому себя вести нельзя). Правильно сформированные убеждения в детском возрасте становятся основой дальнейшего существования в социуме. Без этих, твердо устоявшихся, постулатов процесс воспитания будет иметь слабый и шаткий характер.
  3. Третий этап - формирование чувств. Человеческие эмоции есть человеческое искание истины. Воспитанники воспринимают информацию через вереницу чувств. Именно воспитатели умело ими варьируя могут добиться необходимого результата.

Основополагающим моментом, относящимся ко всем вышеперечисленным этапам и пронизывающим их, является деятельность. Реализация задач каждого этапа возможна только через деятельность. Чем больше времени уделено целенаправленной хорошо организованной деятельности, тем больший эффект будет получен от воспитания.

Связь и зависимость компонентов воспитания

Особенностью воспитательного процесса считается также взаимосвязь между его компонентами. Это выглядит следующим образом:

  • планирование процесса воспитания и определение целей и задач, которые необходимо решить;
  • обеспечение различной деятельности, способствующей воспитанию ребенка (материальной: трудовой, природоохранной; общественной: организационно-управленческой, коммуникативной, коллективной; духовной: эмоционально-чувственной, ценностно-ориентирующей, познавательной);
  • контроль и управление межличностным общением в ходе различных видов деятельности;
  • подведение итогов, анализ выполненных задач, разработка плана коррекции при необходимости.

Последовательность педагогических действий

дети с глобусом

К особенностям воспитательного процесса относят определенную последовательность действий педагога по формированию личности воспитанника. Эта последовательность представляется в таком виде:

  • знакомство с общими нормами и требованиями (сообщение детям общепринятых норм и правил поведения);
  • формирование отношений (формирование личного отношения ребенка к необходимости соблюдения тех или иных правил и норм);
  • развитие взглядов и убеждений (создание ситуаций, способствующих укреплению отношений и переходу их в убеждения);
  • создание общей направленности личности (выработка собственного устойчивого поведения и привычек, которые перейдут со временем в черты характера, формирующие личность в целом).

Счастливые родители - счастливые дети

счастливые дети

Поскольку семья имеет очень большое значение в формировании и развитии личности ребенка, то этому вопросу в процессе воспитания уделяется большое внимание.

Формирование у детей в учебных заведениях тех или иных привычек должно совпадать и подкрепляться со стороны семьи и дома. Противоречия между этими двумя институтами социализации сводят на нет весь воспитательный процесс.

Современные родители готовы платить любые деньги, чтобы исправить погрешности в поведении своего чада. Отцы и матери готовы пойти на многое ради всестороннего и гармоничного развития. Однако они забывают, что именно родители прививают первоначальные нормы и правила поведения. Ведь, согласитесь, гораздо проще не совершать ошибку, чем потом стараться ее исправить.

Порой родители не могут понять, почему детский сад, кружки, секции, центры развития, психологи и психотерапевты не могут помочь их ребенку. А все потому, что достигнутые на занятии результаты не подкрепляются дома. К примеру, ребенка в детском саду учат уважительно относиться к старшим, и в то же время дома он видит как мама ругается и кричит на бабушку. Ведь не зря говорят: "Счастливые родители - счастливые дети". Они все перенимают от взрослых и родители выступают в качестве первого наглядного пособия.

Роль семьи в воспитании

вся семья в сборе

Издавна слово "воспитание" ассоциировалось со словом "семья". Функция семьи в области воспитания заключается в духовном воспроизводстве населения. Воспитание в семье так же, как и в дошкольном учреждении носит двусторонний характер, так как воспитываются не только дети, но и родители. Принято выделять три аспекта воспитательной функции семьи:

  • воздействие на личность ребенка, на гармоничное и всестороннее развитие его способностей;
  • воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи на протяжении всей его жизни;
  • влияние детей на родителей, подталкивающее его к самовоспитанию.

Один мудрый человек сказал о том, что ребенок нуждается в меньшем количестве денег и в большем количестве внимания. Сложно не согласиться с ним, ведь дети - чистый лист, который отражает все то, что его окружает.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.