Ни одно государство в мире не может нормально существовать без государственного бюджета. Что же собой представляет этот документ, и какие функции бюджета? Государственным бюджетом называют роспись (баланс, смету) всех денежных расходов и доходов страны. Его роль в развитии национальных экономик всегда была весьма неоднозначна. При помощи изменения уровня налогообложения и расходов правительства нередко регулируют объем совокупного спроса. По этой причине различают два типа бюджетной политики: рестриктивную (ограничительную) и экспансивную (расширительную). Первая означает сокращение расходов государства и увеличение налогов, что приводит к ослаблению инфляции и нормализации хозяйственной конъюктуры. Вторая предполагает увеличение расходов и уменьшение уровня налогообложения, тем самым способствуя преодолению сложных экономических кризисов.
Доходную часть бюджета формируют за счет таких поступлений, как подоходный налог, налоги на предприятия и компании, взносы на социальное страхование, косвенные налоги, налоги на предметы потребления, акцизы. Расходная часть бюджета удовлетворяет потребность государства в финансовых ресурсах.
Функции бюджета разные, но одной из важнейших является рост совокупного спроса при помощи государственных закупок услуг и товаров. Он выступает и как основной инструмент политики государства. Экономическая сущность бюджета заключается в том, что государство использует его в качестве основного инструмента проведения социальной, экономической политики и полного обеспечения своего функционирования. При помощи бюджета осуществляется широкомасштабное перераспределение всех доходов для достижения наибольшей социальной справедливости. Практически половина бюджета направляется на социально-экономические нужды государства.
Эти расходы делят на две группы:
- социальную - включает расходы на выплаты пенсий, пособий, образование, расходы на здравоохранение;
- экономическую - включает расходы на жилищное строительство, региональное развитие, энергетику, коммунальное хозяйство, охрану природы, обрабатывающую и добывающую промышленность, транспорт, природные ресурсы, сельское хозяйство, связь.
Нормальным состоянием государственного бюджета считается равенство между его доходной и расходной частью. Во время экономического кризиса бюджет, как правило, имеет отрицательное сальдо, тем самым в нем наблюдается дефицит доходов. В периоды спекулятивного бума государственный бюджет может иметь положительное сальдо. В этом случае, образуется профицит, то есть, превышение доходов над бюджетными расходами. Во время кризисов совокупный спрос уменьшается, а во время спекулятивного бума усиливается инфляция. Дефицит государственного бюджета может покрываться за счет эмиссии денег, дополнительных доходов, увеличения внешнего или внутреннего долга.
Сущность государственного бюджета наглядней всего проявляется в его функциях. Так как его считают главным элементом всей финансовой системы государства он выполняет такие функции бюджета:
1. Распределительную - концентрирует денежные средства через определенные каналы и перераспределяет их через органы казначейства.
2. Контрольную, которая проявляется в осуществлении контрольных мер за всем процессом формирования и распределения денежных средств. Ее осуществляют казначейство, Центральный банк, все налоговые органы.
3. Перераспределения ВВП.
4. Стимулирования и регулирования экономики.
5. Финансового обеспечения бюджетной сферы (государственных органов).
6. Проведение социальной политики.
Дополнительные функции бюджета:
- информационная функция;
- институционализация предпочтений общественности;
- регулирующая.
Государственный бюджет считается правовым актом, который является самым главным финансовым планом страны.