В строительстве Санкт-Петербурга принимало участие множество ремесленников, инженеров, строителей из стран, в которых традиционным вероисповеданием было католическое. Ввиду того что Петр I был заинтересован в том, чтобы эти специалисты не только помогали в строительстве города, но и осели в России, необходимо было решать вопрос о строительстве храмов для них. До 1917 года в России проживало около 3 миллионов лютеран. В 1939 году был расстрелян последний из тысячи священников, служивших в протестантских церквях Санкт-Петербурга. В конце 70-х годов ситуация начала медленно меняться, в том числе и в городе на Неве.
Немного истории
Первый лютеранский храм был построен из дерева в пределах Петропавловской крепости. Это случилось в 1704 году. Приблизительно через 15 лет церковь перенесли в район Мытного двора, располагавшегося на Городовом острове. Прошло совсем немного времени, и церковь вновь сменила место расположения, обосновавшись на Литейной части: сейчас это улица Кирочная. Столь многочисленные переезды были обоснованы: церковь разместили на территории компактного проживания работников Литейного двора, которые были в основном иностранцами, исповедующими лютеранство. Так немецкая община обрела в 1740 году свою церковь - Анненкирхе, пополнившую число протестантских церквей в Санкт-Петербурге.
Следует отметить, что к тому времени у пришельцев из Голландии уже 16 лет была своя церковь, построенная на берегу реки Мойки; шведы также молились в своем лютеранском храме около шести лет. Поэтому было вполне справедливо, что немецкая община, образовавшаяся в 1728 году, теперь получила возможность посещать церковь.
А вообще к концу XVIII века в Петербурге сформировалось 12 общин протестантов: это были немцы, шведы, финны, голландцы, французы, англичане. Всего около 6000 иностранных переселенцев, не считая детей.
Ареал обитания
В конце XVIII века в городе на Неве, в центральной его части, существовал лютеранский квартал, занимавший улицы Большую и Малую Конюшенную, переходящий на Невский проспект и заканчивавшийся Шведским переулком. В пределах этого ареала до настоящего времени сохранились действующие протестантские церкви в Санкт-Петербурге.
Первая из них - св. Марии, здесь бывают преимущественно финны; в храм св. Екатерины приходят шведы; а в храме Петра и Павла молятся немцы. Однако это не означает, что всем остальным в эти храмы заходить нельзя.
Церковь Петрикирха
Petrikirche, или Петрикирха - так называется протестантская церковь в Санкт-Петербурге на Невском, а точнее между улицами Большой Конюшенной и Малой Конюшенной.
Храм - практически ровесник города на Неве и построен практически одновременно с образованием немецкой общины, то есть около 300 лет назад. Построена церковь в 1727 году и находится по адресу: Невский проспект, 22-24 "Б", проезд до станции метро "Адмиралтейская".
В настоящее время богослужения отправляются как на немецком, так и на русском языках каждое воскресенье, начиная с 10-30 часов. Побывать в храме можно до 21-00 часа.
Церковь на Большой Конюшенной
Приехавшие в Петербург финны и шведы объединились в общину: так было проще заниматься торговлей и различными ремеслами. Императрица Анна Иоанновна выделила для общины участок в 1743 году, на котором и была возведена одна из протестантских церквей в Санкт-Петербурге - кирха Святой Марии.
Богослужения в ней проводились до 1938 года, а затем, по понятным причинам, храм был закрыт, а здание перешло в ведомство Эрмитажа. Через два года с бывшей кирхой произошли совсем кардинальные изменения: ее приспособили под общежитие, в статусе которого она просуществовала 30 лет. Потом бывший храм стал "Домом природы" на 20 лет. И только в 1990 году церкви Святой Марии вернули ее первоначальный статус лютеранского прихода.
Здесь установилась прекрасная традиция: по четвергам можно послушать вечерние органные концерты. Вход свободный, за символическую плату. Адрес: улица Большая Конюшенная, д. 8 "А", проезд до станции метро "Адмиралтейская"
Кроме того
В наши дни протестантских церквей в Питере насчитывается 10. Среди них уже известные нам церкви св. Анны, св. Марии, Петрикирхе, а также церковь св. Михаила, два храма св. Екатерины, эстонский приход св. Иоанна, с которым были связаны судебные разбирательства; кроме того, кирхи Зеленогорская, Ломоносовская и Пушкинская.
Остановимся подробно на истории собора св. Екатерины, расположенном на Большом проспекте Васильевского острова в д. № 1. Проезд до станции метро "Спортивная" или "Василеостровская".
Храм построен в 1768 году, после чего подвергался изменениям. Тот вид, который собор имеет сегодня, он приобрел благодаря стараниям стокгольмского архитектора Карла Андерсона, пожертвованиям шведской общины, а также и Александра II. Заслуга зодчего еще и в том, что он создал ансамбль, включавший в себя сам собор и окружавшие его здания, которые для этой цели подверглись перестройке.
В церкви можно послушать органную музыку. С момента освящения в 1865 году храм стал центром духовной и социальной жизни для шведской общины, на средства которой содержались приюты, богадельня и школа. Кстати, прихожанином этой церкви был известный ювелир Карл Фаберже.
С 1934 по 1993 год богослужения не проводились, но работала спортивная школа.
С 2005 года службы в соборе св. Екатерины возобновились. Немногие знают, что когда-то сюда приезжали шведские монархи и политические деятели.
Многие протестантские церкви Петербурга были уничтожены в период революционных преобразований, а особенно накануне Второй мировой войны. Однако те, которые сохранились, являются настоящим украшением Северной столицы России.