Прежде чем разобраться в финансовой системе любой страны и ее структуре, нужно точно понять, что представляет собой данный термин. Слово «экономика» может иметь несколько не совсем похожих значений.
Во-первых, экономикой считают форму денежных отношений, которыми связаны все субъекты воспроизводства. Во-вторых, термин может обозначать совокупность всех законов, норм, правил, которые упорядочивают финансовые взаимоотношения в стране и финансовую деятельность в целом.
В-третьих, это внутренняя структура финансов, единство их составляющих (звеньев). При этом все звенья финансовой системы имеют свою специфику.
По характеру денежных фондов, которые образуются в любой финансовой системе, можно выделить централизованные и децентрализованные финансы.
Первые представляют собой пакет, объединяющий все звенья финансовой системы, формирующие правильное распределение фондов (бюджетных и внебюджетных), средств, принадлежащих муниципалитетам. Другими словами, звеньями, из которых состоят централизованные финансы, можно считать госкредит, муниципальный кредит, бюджетную систему.
Децентрализованные финансы - это сумма составляющих, которые принимают участие в формировании и использовании фондов лиц и субъектов, которые ведут отдельное хозяйствование. Это финансы предприятий, корпораций пр. организаций, находящихся на самофинансировании, финансы ИП, некоммерческих структур, домашних хозяйств.
Попробуем коротко охарактеризовать все звенья финансовой системы, рассмотреть их особенности.
Бюджетная система РФ представляет собой средства, включающие в состав бюджеты федерации, субъектов, государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов. Ее цель - решение главных вопросов государства в целом. Именно бюджетная система с ее налогами, акцизами и пр. призвана обеспечивать культурные, экономические, политические и социальные задачи, перераспределяя соответствующим образом ВВП. Контролируют это перераспределение специальные органы, среди которых Счетная Палата, Налоговая служба и пр.
Другие звенья финансовой системы (речь в данном случае идет о государственном и муниципальном кредите) выражают те отношения между государством, его властными органами и субъектами экономики, которые позволяют РФ выступать в роли гаранта, кредитора или заемщика. При этом основными задачами госкредита считаются финансирование бюджетного дефицита, поддержка приоритетных секторов, урегулирование вопросов кредитной политики (региональной и международной).
Сегодня все более значимыми становятся такие звенья финансовой системы РФ, как доходы производственных и непроизводственных структур, находящихся на самофинансировании. К ним можно отнести:
• Корпорации, т.е. не имеющие членства организации, призванные решать определенные социальные или управленческие задачи.
• Унитарные предприятия, которые в РФ разделяются на две категории. Первые основаны на праве хозведения, вторые - на оперативном управлении.
Финансы коммерческих предприятий очень важны для создания ВВП. Они являются:
• главной составляющей средств, из которых формируются централизованные фонды;
• источником финансовых ресурсов домашних хозяйств;
• ведущим фактором потребления и распределения ВВП;
• базой для удовлетворения потребностей общества.
Финансы некоммерческого происхождения нужны для структурирования финансовых ресурсов, идущих на реализацию госзадач: образовательных, социальных и пр., не связанных с получением прибыли.
Домашние финансы почти не регламентируются государством, а финансы ИП являются средним звеном между финансами коммерческими и домашними.
Финансовая система и ее звенья построены на принципах функциональности, гласности, плановости, единства и демократического централизма.