Этика поведения государственного служащего в РФ предполагает набор правил и допустимых вариантов, норм и принципов, отражающих общественные ожидания относительно работы такого человека. Этика затрагивает сущность работающего. Особенности этичных требований обусловлены тем фактом, что изначально госслужащих понимали как слуг общественности. Принципы, регламентирующие работу такого человека – это присяга и кодексы, поведенческие правила, наборы ограничений, регламентирующих честь служащего. Всякая персона, принятая на такую работу, обязана соблюдать их правила и пункты.
Общая информация
Этика государственного служащего в РФ сформирована нормами, которые разработаны для конкретизации принципов. Нормы этики – это варианты отражения нравственных требований, предъявляемых общественностью к нанятым на службу государству. Поведение такой персоны контролируется этическими внешними регуляторами. К их числу относятся ценности, актуальные для всего общества в принципе, а также мораль, подчиняющая себе человечество. Учитываются профнормы этического характера. Одновременно важны внутренние регуляторы – мотивация персоны, ее осознание себя на службе державы.
Типовой кодекс этики государственных служащих необходим для контроля поступков, манер, общения людей, принятых на госдолжности. Задача специальных сборников правил – установить нормы нравственных общественных отношений, оговорить, какое поведение допустимо, какое выходит за рамки возможного. Кодексы формируют ценности оргкультуры, дух коллектива, нравственность применительно к конкретному учреждению и его рабочим.
Задача ответственных лиц – сформировать кодекс и продумать механизмы, позволяющие реализовать его положения. В коллективе нужно создать атмосферу творчества, благодаря которой каждый трудоустроенный мог бы проявлять свои интересы. Не менее важны меры, благодаря которым каждый работник интересуется в развитии собственных этических, нравственных качеств и параметров. Благодаря такому подходу всякая персона совершенствуется.
Актуальный вопрос
Как считают многие исследователи этой сферы, этика служебного поведения государственных гражданских служащих необходима для результативного управления персоналом. Создание таких команд, которые бы работали комплексно, поддерживая друг друга – область ответственности руководителя. Любой человек, занимающий такую должность, обязан разбираться с кадровыми проблемами.
Ученые, рассматривавшие эти вопросы, установили: в настоящий момент пока нет широко распространенных механизмов, за счет которых можно было бы на этапе отбора кандидатов отдавать предпочтение только качественным кадрам. Не менее значима сложность рациональной расстановки, осуществляемой при предварительном анализе социальной сущности нанятых. Как считают аналитики, необходимы механизмы, позволяющие учитывать этические установки, моральные устои, нравственность людей.
О терминологии
Чтобы разобраться в явлении этики государственных и муниципальных служащих, следует сперва обратиться к трактовке терминологии. Этика – слово, пришедшее к нам из Древней Греции. В языке этой страны корнем термина было слово «этос». На современный русский его можно перевести как «гнездо». Со временем смысл расширился. Термином стали обозначать стойкую природу некоторого явления, включая человека – его характер, нравственные устои. Мораль и этика, равно как и нравственность – довольно однотипные понятия. И история возникновения этих слов, и этимологическое наполнение имеют немало общего. Многие считают указанные слова взаимозаменяемыми. Однако оттенки смысла для каждого из них несколько варьируются, во многом зависят от того, что за мысль хотел передать говорящий.
Говоря об этике поведения государственного гражданского служащего, иных людей, занимающих важные должности, приходится признать: таковая должна подчиняться требованиям, параметрам, регламентирующим взгляды персон. Признаками этики считают специфические личностные особенности людей, определяющие их отношение к правовой ценности и смыслу права. Во многом именно такие персональные качества отдельных граждан, задействованных в госслужбе, определяют социальное сознание, духовный уровень общественного прогресса, строгость соблюдения нравственности. Как считают многие, госслужащие хорошо отражают ситуацию в социуме в целом.
Этические признаки: с самого начала
Этика государственных гражданских служащих подразумевает порядочное поведение человека. Персона должна действовать в четком соответствии с поведенческими нормативами, правилами, определенными общественностью. Важным качеством становится честность человека. Госслужащий, следующий этическим правилам, не совершает низких поступков и просто не способен на них. Для него невозможно антиобщественное поведение либо действия, противоречащие морали.
Не менее значимый аспект этики поведения государственного и муниципального служащего – следование оговоренным политическим, социальным стандартам, регламентирующим общественную жизнь. Нередко таковые правила в социуме устанавливают негласно, что не умаляет важности следования им. Этическое поведение предполагает неукоснительное соблюдение всех требований и нормативов. Выбор в пользу конкретного поступка нередко становится принятием решения в пользу одного из двух вариантов, причем оба не соответствуют правилам и нормам. Если необходимость решить в пользу «одного из зол» неподконтрольна и ее не исключить, нельзя сомневаться в этичности человека, оказавшегося в такой ситуации.
Этические признаки: продолжая тему
Служебная этика государственного и муниципального служащего обязывает персону не впадать в зависимость от финансовой выгоды. Госслужащий, какими бы ни были его личные материальные интересы, обязан обеспечить себе независимость от таковых. Не играет роли, с какими юрлицами, физлицами приходится взаимодействовать в ходе рабочего процесса. Материальные интересы и их контроль внешними персонами не должны корректировать исполнение обязанностей, возложенных на представителя некоторой профессии.
Еще одно важное правило – безупречная объективность. Это правило этики государственного служащего обусловлено следующим фактом: сама работа персоны возможна лишь по той причине, что она полезна общественности и обеспечивает заботу о гражданских интересах. Задача госслужащего – заботиться о социуме, при этом не играет роли, какова особенность его назначения. Политики, общественные деятели должны следить за социальными интересами и служить на их благо в той же степени, как нанятые на сравнительно низкие должности в отдельных инстанциях люди.
Этические нормы распространяются на тех, кто заключает контракты, предлагает коллег в качестве подходящих персон для некоторых рабочих мест. Этические принципы должны соблюдаться теми, на кого возложена ответственность за представление кандидатур для выдачи наград. Всякое должностное лицо обязано выбирать среди кандидатов, анализируя его заслуги, качества, важные для рабочего места.
Важные аспекты
К принципам этики государственного служащего относится ответственность. Она подразумевает необходимость брать на себя ответственность за всякое совершенное действие, принятое решение. Должностное лицо отвечает перед общественностью. Его задача – соблюдать правила, оговоренные для его профессии, подчиняться требованиям. Не менее важно следовать общепринятым моральным установкам. Это распространяется не только на непосредственно рабочие часы. Должностное лицо в частной жизни также обязано отвечать за всякое свое решение или поступок. Прежде чем принять или сделать что-то, нужно проанализировать запланированное на соответствие моральным устоям.
Профессиональная этика государственного служащего требует открытого поведения. Всякое решение, которое принимает такая персона, открывается социуму. В равной степени необходимо оповещать о любом действии. Если интересы социума требуют объяснений совершенного, должностное лицо обязано представить таковые. При необходимости нужно давать максимум подробных сведений о каждом решении, принятом человеком, взятым на государственную должность.
Верность долгу и качественная работа
Профессиональная этика государственного служащего включает самоотверженное исполнение долга. Всякий человек, принятый на такую работу, обязан принимать свои решения, руководствуясь общественными интересами. Он не может делать что-то на рабочем месте на пользу себя или своей семьи, друзей и любых других персон. Не допускается финансовая, материальная выгода от деятельности вне оговоренной должностью заработной платы. Самоотверженность предполагает отказ от выгоды для некоторой организации, поскольку таковая тоже не является социумом во всем его многообразии, а лишь выступает в качестве отдельной ячейки, небольшого блока.
Все перечисленные выше нормы этики поведения государственного служащего поочередно фиксируются во всяком типовом кодексе с расшифровкой, сходной с приведенной к ним выше. Обычно в полном перечне присутствует еще и профессионализм. Этот аспект этического нормативного служения обществу обязывает каждого, кто принят на государственную должность, владеть своей профессией в совершенстве, не допуская ошибок в работе.
Признание профессионализма бывает объективным, когда иные персоны, социум отмечают способности персоны. При этом анализируют, насколько успешно человек добивается определенных для него целей, правильные ли пути избирает для этого. Обязательно обращают внимание, какими способами достигается желаемое. Альтернативное понимание профессионализма – субъективное. О таком говорят, когда персона твердо убеждена: ей присущи отличные способности и качества профессионала в избранной сфере.
Думать, прежде чем делать
Этика поведения государственного служащего обязывает человека, принятого на такую работу, во всех поступках руководствоваться в первую очередь здравым смыслом. Каждое действие должно быть четко взвешенным, иметь рациональные обоснования. Перед совершением некоторого поступка следует объективно рассчитать его последствия. Всякое действие осуществляется, если есть оговоренная цель, к которой должен стремиться человек, принятый на госдолжность. Постановка цели должна быть логичной. При определении направлений, стремлений нужно поступать обдуманно, руководствоваться рассудительностью, и вести себя в соответствии с этими правилами.
Этика служебного поведения государственных служащих направлена на поддержание репутации отдельного человека, а через него – всех принятых на сходные позиции, а также всякого и каждого, кто служит обществу. Следовательно, одним из пунктов любого типового кодекса является соблюдение личной репутации. Если персона заняла государственную должность, ее задача – быть надежным партнером, достойным доверия человеком, совершающим честные поступки.
Социальная оценка и мнение о персональных свойствах, положительных и негативных качествах – все это формирует репутацию персоны. Нужно помнить, что в цене те, кто говорят прямо, ведут себя искренне, совершают действия в соответствии с требованиями совести. Лишь такой человек достоин доверия и имеет право называться безупречным. Именно такая персона должна занимать государственную должность и служить обществу. В качестве партнера всякий служащий должен проявлять себя надежным и стабильным. Сотрудничать захотят лишь с тем, кто достоин доверия, доказывает это своим видом и поведением, верен своим коллегам и партнерам.
Мнение: оценка извне и внутренняя
Требования и правила в кодексах этики служебного поведения государственных служащих обязывают персон, принятых на такую работу, вести себя в соответствии со сформировавшимся у общественности образом. Ценятся люди, чья способность трудиться в коллективе проявляется особенно хорошо. Личностные качества персоны, профессионализм играют важную роль для всякого, кого взяли на службу социуму, и любой этический кодекс акцентирует внимание на этом факте.
Служебная этика государственного служащего требует помнить о достоинстве персоны. Это понятие включает все моральные особенности человека и способность персоны уважать их в себе и окружающих людях. Для человека немаловажно адекватно субъективно оценивать в себе собственные качества морали, уважать себя и осознавать свою способность к активным действиям при учете заинтересованности окружающих. Достоинство – качество человека, благодаря которому нанятый на службу социуму может в сложной ситуации найти компромиссное решение, максимально удовлетворяющее всех участников общения. Такое возможно лишь в случае, когда человеком руководит здравый смысл.
Качества: важные и значимые
Всякий кодекс, регламентирующий служебную этику государственного служащего, обязывает людей, нанятых на такие должности, принимать решения и совершать действия, руководствуясь совестью. Это этическая категория, описывающая способность персоны морально контролировать себя. Человек, которому присуща совесть, своими силами формирует для себя самого обязанности, обусловленные моральными нормами. Он может потребовать от себя исполнения обозначенного. В силах человека, которому присуща сильная совесть, самостоятельно оценить поступки, которые он совершил.
Не менее важно быть справедливым. В сборниках правил, регламентирующих этику государственного служащего, справедливость рассматривается как способность совершать поступки честно, руководствуясь нормами закона. Человек, принятый на госдолжность, не вправе выказывать предпочтение некоторой персоне или организации, сообществу. Его задача – помнить о правах сторон, оговоренных законодательством. Нужно учитывать законные интересы и уделять внимание обязательствам, возложенных на всех участников рабочего вопроса нормами, регламентирующими общественную жизнь и правопорядок в пределах державы.
Про убеждения
В рамках этики государственного служащего уделяется внимание патриотизму. Это явление рассматривается как нравственный, социальный, политический принцип. Он отражает способность человека любить свои родные края и заботиться об их процветании, действовать в интересах своей страны. Патриотизм включает гордость за державные достижения. Проявления патриотизма – уважение к прошлому, наследию, истории государства. Задача госслужащего – бережно относиться ко всем традициям, особенностям культуры, народной памяти.
Еще одно значимое убеждение, о котором всегда упоминают в кодексах, повещенных этике государственного служащего, представляет собой уверенность в важности безупречного исполнения правовых норм. Соблюдать их нужно беспрекословно, и это особенно важно для госслужащего, принятого на работу в интересах общественности. Ценностное отношение к таким нормам, применение прав на практике позволяет показать каждому участнику социума, что представляет собой законопослушное поведение. Так формируются стереотипы, вырабатываются социальные привычки. Госслужащий, ведущий правомерный образ существования, тщательно соблюдающий все нормы, не просто подает своим видом пример окружающим. Постепенно просто лишь практика такого поведения трансформируется в потребность вести себя именно так.
Можно, нужно и нельзя
В рамках этики государственного служащего особенного внимания заслуживает принцип требовательности. Речь идет о способности человека оценивать свои нравственные возможности. Персона, принятая на служение общественности, обязана предъявлять к себе высокие требования (к морали). Одновременно важно признать именно себя ответственным за исполнение оговоренного, определенного.
Для госслужащего важен запрет насилия. Любая персона в современном обществе обладает свободой воли. Демократическая держава – страна, управляемая формой власти, строго запрещающей насилие. Это распространяется на любой вид агрессивного поведения. Моральный запрет является базовым для демократического строя. В равной степени насилие запрещено не только на физическом уровне, но и выражаемое через речь либо эмоциональное. Правила распространяются на любые взаимоотношения людей, включая сформировавшиеся с госслужащими.
Культура и понимание
Еще один этический аспект, фиксируемый в кодексе – толерантность. Термином принято обозначать способность персоны терпимо относиться к тем, кто мыслит иным способом. Кроме инакомыслия, толерантность включает отзывчивое отношение к интересам, присущим партнерам, сотрудникам, коллегам. Задача госслужащего – адекватно воспринимать меньшинства и выстраивать линию поведения с учетом терпимости. Для такого человека неприемлема конфронтация, запрещены радикальные настрои и экстремизм. Госслужащий обязан стремиться к компромиссу, построению диалога. Его задача – начать эффективные переговоры, спровоцировать оппонента на взаимную работу, направленную на прогресс ситуации. Задача всех участников рабочего процесса – достигнуть баланса интересов.
Еще один этический аспект – культура, связанная с нравственными аспектами и профессионализмом. Предполагается учет норм нравственности, категорий, принципов, субъективных для поведенческого анализа. Вместе с тем этика работы госслужащего предполагает практическую мораль в качестве аспекта взаимоотношений в социуме. Госслужащий должен помнить о нормативах, регламентирующих деятельность людей. Профессиональные особенности объясняют некоторые специфические запреты и обязывают устанавливать требования, отсутствующие в иных областях человеческой активности. Так, если персона выбрала для себя служение на страже правопорядка в обществе, для нее становится особенно значимым запрет на фальсификацию информации.
Работать нужно качественно
Этическая норма труда госслужащего – чувство долга. В настоящий момент оно считается одним из ключевых этических критериев. Чувство долга тесно взаимно обуславливает все прочие понятия. Оно описывает моральную деятельность персоны. Невозможно представить себе чувство долга для аморального человека или не обладающего самосознанием, для персоны, которой чужда ответственность.
Еще один аспект работы госслужащего – беспристрастность. Этот этический норматив регламентирует нужду действовать строго так, как это оговорено законодательными нормативами. Всякий человек должен реализовывать данные ему права и возможности. В частности, госслужащий обязан воплощать право оценивать, учитывая исключительно социальную пользу и обстоятельства, объективно устанавливающие особенности ситуации. Ему запрещено инициировать конфронтацию обязанностей, связанных с работой, и частной заинтересованности.
О кодексах
Такие сборники, описывающие особенности этики госслужбы, приняты во многих державах. Они формируются не только для госслужащих, но и иных должностных лиц. Так, в Америке еще в 58-м году приняли этический кодекс, регламентирующий работу правительственной службы. Он оговаривал преданность работников и важность поддержки конституционального строя, обязывал работать весь день, получая за это установленную оплату, и стремиться к нахождению эффективных методов решения задач, стоящих перед державой.
В 2000 году в европейских державах были сформулированы рекомендации, согласно которым следует создавать поведенческие кодексы для госслужащих. Основное внимание привлекли этические ценности. Как посчитали составители рекомендаций, такие ценности помогут предупредить коррупцию и повысят эффективность мероприятий по борьбе с нею.