Боевые японские ножи: названия, история появления, размеры и описание с фото

Япония – страна давних традиций, где сотни лет накопленные знания и опыт передаются от мастера и учителя к ученику. От цветочных композиций икебана до боевых искусств и театра кабуки, каждая традиция имеет собственный набор правил, процедур, школ стилей. Японские ножи – одна из неотъемлемых частей культуры, история которой насчитывает уже более тысячи лет.

Начало

Изготовление ножей в Японии непосредственно связано с производством мечей, так как первые чаще всего выступали как дополнение к благородному оружию.

Самые ранние образцы современных японских мечей относятся к XIV веку и были изготовлены Канеудзи и Киндзю. Хотя изначально они предназначались для знати или военных чинов, в период Муромати (1392–1573) мечи катаны начали массово производиться для торговли.

В начале XIV века Япония открыла свои торговые порты для династии Мин (Китай) после полной изоляции. Сообщается, что в период Муромати в Китай было вывезено более ста тысяч катан.

В течение периода междоусобиц, получившего название Сэнгоку Дзидай (период войны 1467-1568) кузнецы Мино в Секи столкнулись с невероятно высоким спросом на катану со стороны различных режимов. Параллельно с мечами производилось и множество самых разнообразных боевых японских ножей. Названия некоторых из них известны многим любителям культуры и истории Страны восходящего солнца.

Хигоноками

Это был один из самых популярных боевых ножей Японии, сдавший свои позиции уже после Второй мировой войны. После инцидента в 1961 году, когда 17-летний мальчик с психическими расстройствами публично убил мечом лидера социалистической партии, по всей стране развернулась интенсивная кампания по борьбе с ножами. С тех пор было запрещено носить это оружие.

Почти всем кузнецам нужно было найти другую работу, потому что их профессия осталась невостребованной (после Второй мировой войны были запрещено производство мечей). Любовь к Хигоноками поддерживалась людьми с ностальгическими чувствами и детскими воспоминаниями. Сегодня он потерял свою популярность, и молодежь Японии почти не знает, что такое хигоноками.

Его называют младшим братом катаны. Фактически этот нож является торговой маркой. Некоторые кузнецы до сих пор делают такие орудия, но они являются всего лишь репликами, но не классическими хигоноками. От всей ранее существовавшей гильдии, которая имела право изготовлять это нож, остался только один кузнец: Мотосукэ Нагао из Мики. Он представляет уже четвертое поколение кузнецов.

Исторический, классический клинок хигоноками можно узнать по нескольким признакам:

  • Ручка из сложенной латунной пластины с печатью кандзи с указанием имени производителя и стали клинка: санмай с краем аогами (синяя бумага).
  • Наличие чикири (рычага) на лезвии, чтобы открыть нож.
  • Отсутствие системы блокировки.
  • Лезвие полностью исчезает в рукоятке, когда нож закрыт.
  • Нож всегда упакован в синюю с золотом коробку.

История складного ножа хигоноками намного длиннее, чем можно представить на первый взгляд. Она возвращает к началу эры самураев.

хигоноками с традиционной упаковкой

Танто

Это один из самых известных во всем мире боевых клинков, который мог использоваться в боевых искусствах или, в наше время, как тактический. Японский нож танто был изобретен в период Хэйан в феодальной Японии. Он был создан в основном как колющее оружие, но его лезвие также можно было использовать для рубки.

Его носили в основном самураи, но иногда женщины прятали их в своих оби, чтобы использовать для самозащиты. Представление о том, как он выглядит, можно получить, глядя на фото японского боевого ножа танто. Во время периода Камакура его лезвия изготавливались таким образом, чтобы быть эстетически более привлекательными, что способствовало росту их популярности. Однако их востребованность снизилась после объединения Японии, так как в мирное время нет необходимости в клинках.

Эволюция

Этот японский нож для боя может быть либо односторонним, либо обоюдоострым. Длина клинка составляет от пятнадцати до тридцати сантиметров. Как большинство ножей, его можно использовать как колющее, так и рубящее оружие.

Танто впервые появился между 794 и 1185 годами как обычное оружие без художественных излишеств: практический клинок, рожденный необходимостью. Между 1185 и 1333 годами стали создаваться более качественные и более художественные танто. Интересно, что когда с 1336 по 1573 годы начались новые боевые действия, качество оружия, используемого для боевых целей, снова повысилось, а художественная отделка перестала иметь такое значение и использовалась очень редко. Из-за массового производства танто в течение этого периода времени, лезвие было сделано уже, что позволяло экономить материал для производства большего количества единиц.

Эти боевые японские ножи ковали, как правило, таким образом, что на лезвии, в отличие от катаны, не было видно зонной линии закалки оружия (хамона). Их в основном носили воины-самураи. Женщины использовали для самообороны уменьшенную версию танто, называемой кайкен. Эти боевые японские ножи делятся на две категории: сугута танто (suguta tanto) и коширэ танто (koshirae tanto).

старинный танто

Использование танто для самоубийства сэппуку

Считается, что этот боевой японский нож использовался женщинами, чтобы избежать бесчестья, например, изнасилования или подневольного положения при оккупационной армии. С его помощью они совершали ритуальное самоубийство, известное как сэппуку. Однако это не относится к мужчинам, которые обычно использовали для этой цели более длинный вакидзаси.

Айгути

В Японии айгути (айкути) – это кинжал, который не имел цубы (аналог гарды, предохраняющий руку). Он считался резервным оружием, которое использовалось, если во время битвы приходилось вступать в схватку. Кроме того, этот нож, стоявший по значимости после тати, катаны и вакидзаси, также использовался воином-самураем для совершения самоубийства.

Его иногда делали из более длинных сломанных лезвий или из лезвий, которые после прохождения через яки-ири (процесс закалки) не имели высокого качества, пригодного для катаны. Изменение формы боевого японского ножа айгути было достигнуто путем обрезки кончика и изменения конфигурации полотна при помощи полирующих камней. Таким образом, не было необходимости пропускать его через кузницу во второй раз. Большинство боевых японских ножей такого типа имеют рукояти из кости или рога, украшенные резьбой.

Коллекционеры иногда называют айгути hocho tetsu, или «кухонная сталь». Это самый уничижительный термин, использующийся по отношению к клинкам. Тем не менее айгути служил своей цели в качестве «последней линии обороны», а также имел художественную ценность, благодаря уникальной резьбе.

нож айгути

Козука

Этот старинный японский боевой нож, фото которого представлено ниже, использовался как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни он часто применяли для нарезки пищи. Таким образом, он являлся универсальным.

Козука обычно носили в специальном кармане на тыльной стороне ножен меча или кинжала (называемом козукабицу). Клинок представлял собой небольшой универсальный нож размером примерно двадцать сантиметров (включая рукоять и лезвие). Лезвие его довольно плоское и, как правило, заточено только с одной стороны, имеет короткий хвостовик, вставленный в рукоять.

Из-за плохого баланса, ставшего следствием его украшения, и того факта, что нож просто вставлялся в рукоятку, его трудно было точно бросить, как сюрикэн, и его основной функцией было все же не метание. Его использовали для самообороны, когда ничего другого не было под рукой, но клинок был довольно слабым. Но все же многие коллекционеры с удовольствием приобретают такой нож.

старинный нож козука

Ерой-доси – «кинжал милосердия»

Впервые эти клинки появились в конце периода Камакура (1185–1333), но большинство было сделано во время периода Муромати (Сэнгоку дзидай или период Воюющих государств, 1336–1573) в ответ на потребность в хорошем оружии, которое можно использовать при борьбе с одетыми в броню противниками. У ерой-доси лезвие сужается к кончику, который напоминает шип, слегка наклоненный к кончику. Лезвие клинка было, как правило, треугольным в поперечном сечении.

До XVII века этот нож с усиленным острием использовали самураи для пробивания доспехов противника. Иногда он применялся асигару (пехотинцами). Но в основном это было оружие самураев, которые наносили удары по слабым местам противников, сочетая их с техникой борьбы пустыми руками в стиле, называемом ерой-куми-учи (буквально «схватка в доспехах»).

Этот нож чем-то напоминает танто, но с более прочным и толстым клинком. Самураи в тяжелой броне были несколько ограничены в подвижности и скорости, но они были практически невосприимчивы к ударам без оружия, поскольку доспехи покрывали все их тело. Техники дзюдзюцу с пустыми руками изначально ограничивались захватами, толчками, выведением из равновесия и бросками, хотя некоторые применяли удары пустыми руками по определенным областям, которые не были хорошо защищены броней, например, подмышкам. Таким образом, ерой-доси был разработан для того, чтобы пробить доспехи или наносить удары между небольшими пробелами в броне. И также его использовали для добивания раненых.

айгути и ерои-доси

Спад популярности ерой-доси

После 1603 года, со времени начала сегуната Токугава, самураи больше не носили ежедневно полную броню. Наиболее распространенными ножами были танто, хамидаши и айгути, любой из которых мог бы использоваться в качестве дополнения к катане и вакидзаси. К концу периода Токугава, многие школы танто-джитсу стали придавать особое значение стилю ножевого боя «режь-и-отключай», отличавшегося от прежнего метода нанесения последнего удара через броню. Одна из школ, которая до сих пор учит этому боевому искусству – это Ягю Синган-рю в Японии.

Техника включает в себя выведение противника из равновесия, затем погружение ножа в слабое место в броне, что гораздо легче сказать, чем сделать. Как и в любом сложном танто-джитсу, хитрость заключается в том, чтобы контролировать противника во время удара. Это особенно трудно сделать, потому что свободная посадка ерои не обеспечивает надежного удержания в руке, не говоря уже о его нормальном сопротивлении проникновению.

Кайкэн

Это боевой кинжал женщин. Применялся представительницами аристократии в качестве ножа для самоубийства при посягательстве на их честь. Kwaiken (или kaiken) — это «карманный нож» или «рукавный нож», изначально носимый женщинами. Название означает «нож лона». Позднее он стал частью самурайского снаряжения.

Это был маленький нож, который носили во внутреннем кармане рукава кимоно или в лацкане. Он использовался для разрезания нитей, мелких подручных работ, а также в экстренных случаях для самообороны. Еще одно использование пришло из самурайской традиции: он использовался женщинами для ритуального самоубийства. С его помощью быстро прорезались вены и артерии шеи.

нож кайкэн

Другие виды ножей

Иногда в ножнах катаны, вакидзаси или танто (но никогда – тати) делались специальные карманы для различных аксессуаров. Кроме козука, там могли быть такие виды японских ножей как:

  • Когай - широкая шпилька для волос, которая использовалась в качестве оружия.
  • Вари-когай (wari-kogai) или варибаши (waribashi) – оружие, похожее на когай, клинок которого разделен посередине. Тонкий нож также использовался как палочки для еды.
  • Умабари (umabari) представляет собой однокомпонентное стальное оружие, клинок которого имеет треугольное сечение.
японские когаи

Из современных версий следует отметить боевые клинки японской фирмы «Хаттори». Продукцию этого бренда отличает наличие уникального фирменного узора, получаемого в процессе закалки, исключительность японского стиля и дизайна, особая острота лезвия.

Свое название фирма получила в честь великого самурая, который мастерски владел японскими боевыми ножами. Армия Хаттори в свое время сыграла важную роль в истории страны, а самого военачальника навсегда вписали в список великих полководцев.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.