Фигурное катание: история возникновения, этапы развития и современность

Фигурное катание — это именно тот предмет, с которого начался отсчет многочисленных золотых олимпийских медалей в России. Данный факт уже вызывает восхищение. Именно поэтому история возникновения фигурного катания в России интересует многих людей.

Знаменитая награда

Золотой медальон

Первая в истории России олимпийская медаль настоящей пробы хранится в Санкт-Петербурге (в Эрмитаже, в отделе нумизматики). Небольшую награду легко перепутать с древней монетой: на ее реверсе изображен так называемый Георгий Победоносец в облачение рыцаря-крестоносца. И это неудивительно, ведь история возникновения фигурного катания берет свое начало как что-то масштабное именно в Англии.

На медали изображена символика Британии в своем полном представлении, в принципе, можно предположить, что это Георгий Победоносец, только в Европейском варианте. В далеком 1908 году данная награда входила в комплект высших трофеев на четвертой олимпиаде в Лондоне. То, что медаль получилась небольшой, объясняется достаточно просто. Это был первый и последний раз в истории зарождения фигурного катания, когда награда отливалась из драгоценного металла 583 пробы. Данный факт сделал победу еще более триумфальной.

Конечно, современные олимпийские медали в фигурном катании, в большом спорте выполнены из серебра с позолотой сверху.

Завоеватель данной награды

Фигурист Панин

Первым олимпийским спортсменом в истории возникновения фигурного катания в России считается Николай Коломенкин, который для участия взял себе псевдоним Панин. Он думал, что именно это приносит ему удачу. На Олимпийских играх в Лондоне Николай без труда одолел шведского спортсмена Ульриха Сальхова, который считался непобедимым, так как выиграл первые чемпионаты фигурного катания.

Существует легенда, что заграничный спортсмен, в честь которого сегодня назван прыжковый элемент, увидел заявку Николая и снялся с соревнований. История такова: за день судейству предлагается чертеж фигур, которые должен был исполнить Коломенкин; они смотрят и в один голос начинают утверждать, что это невыполнимо и произошла какая-то ошибка. Но Салихов увидел, что Панин на тренировках делает всю предлагаемую программу. После этого он решил не выступать.

Причудливые узоры, похожие на орнамент, были в большом количестве в программе выступления Коломенкина. Если изучать историю возникновения фигурного катания, то станет понятно, что признаком высокого мастерства считалось умение выкатывать фигуры на льду. Чем сложнее узоры, тем, соответственно, сильнее фигурист. Именно поэтому спорт и называется фигурным катанием.

В двадцатом веке после каждого номера представители судейства выходили на каток и изучали созданный фигуристом след. До конца двадцатого года в одиночном катании фигуры, обозначенные коньком, были обязательным элементом на Олимпийских играх.

Особенность спортсмена Панина

Когда появилось фигурное катание, было принято начинать движение с правой ноги. И такая тенденция существовала многие годы. Но если внимательно посмотреть на выступления Коломинкина, возникает вопрос: «Почему он почти все свои фигуры начинал с левой ноги?».

Оказывается, в детстве мать подарила ему железные коньки с двумя ребрами, о которых мечтали все советские дети. Конечно, Панин обожал их и чуть ли не брал с собой в кровать, но все же делился ими со своей сестрой. Так как кататься поодиночке скучно, каждый из ребят ездил в одном ботинке, сестренка — в правом. Чемпион всегда говорил, что его левая нога тренирована лучше, поэтому почти все фигуры начинаются с нее.

Первые фигуристы

парное катание

Вызывает восхищение и возраст советских чемпионов. Например, все тот же фигурист Николай Коломенкин выиграл Олимпиаду, когда ему было 37 лет. Конечно, с тех пор данный вид спорта стремительно помолодел.

Нынешнее поколение юных спортсменов встают на коньки параллельно с тем, как учатся ходить, а набор во множество кружков открыт с трех лет. На детей, кто пришел в фигурное катание позже, тренеры редко возлагают какие-либо надежды. Конечно же, когда появился этот вид спорта, конкуренция не была запредельной.

Семь лет сегодня для фигурного катания — это очень поздно, чтобы начинать заниматься и готовиться к чемпионатам. У юношей конкуренция не так строга: по неофициальным опросам, на 10 девушек приходит тренироваться всего один мальчик. А во многих московских школах спортивного катания, в старших возрастных группах, нет ни одного представителя сильного пола.

Следующие чемпионы

Фигурное катание — это поистине один из самых зрелищных видов спорта. Кажется, что на олимпийском пьедестале спортсмены из России были всегда. На самом деле это не так. После успешного выступления Панина в Лондоне в России почти 50 лет не было чемпионов. Выдающий тренер Тамара Москвина, а в середине двадцатого века — фигуристка, первый раз выступала на чемпионате Европы. До этого женщины, представляющие СССР в масштабных всемирных соревнований, не участвовали.

Объясняется это тем, что советское катание было на том уровне мастерства, который не позволял занимать высокие места. Поэтому долгое время никто и не пытался участвовать в мировых соревнованиях. Только постепенно, когда спортсмены стали ездить, смотреть, как катаются фигуристы из других стран, советские чемпионы заняли свой пьедестал. На первом — после перерыва — чемпионате Европы Российская фигуристка Москвина не вошла даже в лидирующую тройку. Однако именно благодаря той эстафете у всего фигурного катания появился новый элемент.

Бильманн

Движение Бильман

Именно Москвина впервые во всем мире создала и сама исполнила вращение с вытянутой ногой над головой. Произошло это в 1960 году. Как рассказывает тренер, данное вращение она увидела у гимнасток в университете физкультуры имени Лесгафта и решила выполнить его на льду. Элемент Москвиной назвали в честь швейцарской фигуристки Денизе Бильманн. Подлинный автор вращения захватом уверяет, что ни на кого не обижается.

Когда Тамара выступала на чемпионате Европы в 1962 году, ей присуди 24 место. Естественно, что никто не запомнил этот номер, а пересматривали его тогда только тренера других спортсменов. Когда Москвина сидела вместе с Денизе и обсуждала их катание, зарубежная спортсменка сказала, что ее тренер предложил выполнить данный элемент, так как девочка была достаточно гибкой.

После этого Москвина переходит в парное катание и выступает уже вместе с Алексеем Мышиным. Именно они были главными соперниками и компаньонами знаменитой звездной пары шестидесятых, Белоусовой и Протопопова, первых олимпийских победителей Советского Союза в катании вдвоем. Вместе они занимались в священном месте, храме Успения Пресвятой Богородицы в Петербурге.

Первый доступный каток

Сложно представить, что тренировки по фигурному катанию сегодня могут проходить в церкви. Оказывается, в советские времена данное место было единственно доступным. Площадь размером 17х18 метров — первый искусственный каток, в котором и начинали Белоусова, Протопопов и Овчинников, Марина Москвина, Мишин и так далее.

Повлияли ли стены церкви на личности первых олимпийских спортсменов и победителей в парном катании? Скорее всего, да. В те времена в Ленинграде не было больше никаких крытый катков — только в том месте можно было заниматься круглый год.

Когда в 8:00 утра приходили спортсмены, еще стояла влажность, потому что отопления тогда не было, а под белой штукатуркой проступали лики святых. Стоит понимать, что тогда это все не было кощунством, потому что во всей стране стояло духовное запустение.

Необычное воспитание чемпионов

Детское фигурное катание

Бывший партнер Тамары Москвиной — Алексей Мишин, тренер, который использует фокусы для обучения. Его базу уроков называют лабораторией чудес. Сам "волшебник" обучил не одно поколение мировых и олимпийских спортсменов.

График Алексея Мишина все время забит. Он либо спешит из кабинета на каток, либо в зал хореографии, а после — опять на тренировку. Там он самостоятельно удерживает ребят в страховочном ложе, которое еще используют в цирке. Учит спортсменов прыгать и постоянно удерживать равновесие.

Звезды одиночного катания: Алексей Урманов, Елизавета Туктамышева, Евгений Плющенко — вот неполный список тех, кто учился у Алексея Мишина.

Создание книги

Евгений Плющенко

Тренер, чья фамилия написана в зале славы взрослого мирового фигурного катания в Соединенных Штатах, известен своим математическим методом. Одна из его многочисленных книг называется «Фигурное катание как космический полет». Соавтор Мишина, изобретатель Виктор Шапиро в одном из интервью сказал, что книга помогает взглянуть на данный вид спорта с другой стороны. В ней немало уникальных фактов, например: фигурист чувствует то же самое, что летчик-испытатель.

В книге есть фотографии, на которых изображен Евгений Плющенко в прыжке в 4 оборота, и летчик, выходящий в пикет. Интересный факт заключается в том, что лица у них совершенно одинаковые. То есть нагрузки, которые действуют в том и другом случае, равноценны. Разница лишь в том, что у фигуриста эта нагрузка длится несколько долей секунды (максимально — 0,8). А у летчика может достигать четверти минуты.

Чтобы измерять параметры прыжков и вращений, был изобретен специальный прибор, который создан с помощью элементов навигационной системы подводных лодок. На нем установлены все настройки и датчики, которые требуются для работы. И когда спортсмен начинает выполнять вращение, информация из прибора бесконтактным путем передается на монитор.

Идея создать систему к Виктору Шапиро пришла еще в 2002 году. То, что фигурное катание — это один из самых субъективных видов спорта, создатель осознал, следя за Олимпиадой в Солт-Лейк-Сити. Оказывается, такая идея была еще в фигурном катании в 19 веке. Виктор считает, что спорт надо судить как виги и плавание, за время. Этот способ судейства вошел в историю фигурного катания как один из самых скандальных и спорных.

Предвзятые оценки

Несмотря на то что изобретение Шапиро не вышло в массы, изменения в судействе в фигурном катании все-таки произошли. Случилось это тогда, когда Елена Бережная и Антон Сихарулидзе выиграли Олимпиаду, но золото вручили не только им, но и канадцам. После этого в спортивном мире еще долго обсуждали предвзятость судей фигурного катания, сговор и неспортивное поведение олимпийских чиновников.

Однако история с Бережной и Сихарулидзе изменила правила в подсчете оценок. Новая система, которой больше 14 лет, популярна и сегодня. Каждый судья имеет право поставить оценку за качество исполнения элементов от -3 до 3 баллов. Существует группа технических специалистов, которые определяют, какие элементы выполнил спортсмен, начисляют баллы исходя из таблицы (именно в ней закреплена стоимость каждого движения). Предусмотрены и видеоповторы. Если один специалист назвал третий уровень, а ассистент не согласен, то они в любой момент после окончания программы могут включить видеоповтор элемента и посмотреть его в любой скорости, даже в покадровом режиме.

Система оценок в фигурном катании

Артистизм в таком спорте, как фигурное катание, всегда ценился очень высоко. Именно поэтому у него много общего с танцами, а именно — с балетом. Чтобы создавать на льду образ, особое внимание уделяют хореографии и пластике. Стремясь создать современную постановку, хореографы часто отходят от статических основ, используя новые музыкальные композиции и движения. Впрочем, фигурное катание — это скольжение, поэтому ему подходят не все танцевальные па.

Не стоит забывать и о том, что фигурное катание — это в первую очередь технический спорт, поэтому даже самая прекрасная постановка может превратиться в нечто серое, обыкновенное, если спортсмен физически не подготовился. За внешним лоском и изяществом профессиональной фигуристки всегда скрывается настоящий атлет. Сильные корпус, ноги, пресс и спина, но при этом пластичный верх.

Дополнения к номеру

Музыка, под которую выступает фигурист, делает из спорта зрелищное шоу. Забыть танцевальную программу недопустимо, а выступать в тишине никто не позволит. Как показывает история, фигуристам прошлого однажды удалось проявить себя и без сопровождения. На чемпионате мира в Братиславе музыка выключилась во время выступления Ирины Родниной и Александра Зайцева, но они не прекратили свой номер. Им пришлось выступать под аплодисменты зала, не обращая внимания на судей.

Так получилось, что пара проезжала, когда музыка остановилась, рядом с Жуком, тренером команды — он и сказал им продолжать. Для российских спортсменов уже было заведено, что любое задание, которое он дает, они обязаны выполнить. Поэтому для Ирины и Александра то, что сказал тренер, даже не обсуждалось, хотя, конечно, они видели рефери. Он свистел и стучал, пытаясь их остановить, но раз была команда, ее выполняли.

Все было сделано максимально хорошо, конечно же, пара завоевала золотую медаль. Это был период, когда в фигурном катании появилось небольшое дополнение к правилам: без музыки выступать уже было нельзя. Через несколько лет Гордеева и Гриньков выступали на чемпионате Европы и у Сергея развязалась штрипка на штанах. Но они продолжали свой номер, хотя рефери подавал сигналы, чтобы они остановились. Их результат был аннулирован.

С музыкой советских спортсменов случались не только технические, но и идеологические накладки. Наталья Бестемьянова вспоминает, как однажды на нее и композитора Шостаковича написали кляузу. Какой-то любитель и меломан из Санкт-Петербурга послал письмо руководству, что пара использует фашистский марш в своих выступлениях. Они катались под «Ленинградскую симфонию» Шостаковича. В этой музыке показана борьба и победа.

Дополнение образа

Костюм фигуристок

Одежда фигуриста — это еще один компонент, который помогает сделать выступление более успешным. Привлекательный и грамотно подобранный костюм также влияет на решение судьи. Одежда должна акцентировать мысль номера, дополнять его содержание. Костюм фигуриста появляется на свет под музыку: художник слушает композицию, под которую будет выступать фигурист и, согласно ассоциациям, изобретает платье. Современные костюмы шьют из специализированных тянущихся материалов, чтобы они сидели как влитые. Одежда должна быть функциональной, удобной, чтобы никаких деталей у спортсмена не упало. Баллы снимаются, даже если слетит перышко на лед.

Самый выигрышный цвет — это темно-синий, глубокий: он ярко смотрится. Нужно, конечно, выкатывать программу, но костюм помогает в этом случае. Например, если взять платье бледного цвета, пастельных оттенков, его "нужно отрабатывать", как говорят спортсмены.

Фигурное катание — не просто спорт. Это ледовый театр: дизайн и цвета сценических костюмов чемпионов влияют на спортивную моду. Например, Медведева вышла в платье с сине-белым градиентом. Так, многие маленькие чемпионки последовали ее примеру, начали выступать в подобных костюмах на соревнованиях.

Развитие фигурного катания в России постоянно набирает обороты. Если раньше некоторыми элементами могли похвастать только выдающиеся спортсмены, то сегодня те же движения выполняют дети 15 лет.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.