Современные распределительные шкафы не сравнить с теми, что монтировались в советское время. Щиты в домах старой постройки вообще являются проблемной зоной для электромонтеров обслуживающих компаний. Ни о какой защите домашних сетей тут речи не идет, скорее наоборот. Состояние большинства из них по-настоящему представляет опасность. И дело здесь даже не в отсутствии автоматики, а в способах разводки проводов. Отсутствие заземляющих и нулевых шин в щитках приводит к возникновению пожаров и других аварийных ситуаций. Стоит разобраться, почему так происходит.
Что такое нулевая шина и для чего она нужна
Так называют латунную пластину с клеммами, которая крепится внутри распределительного шкафа. Она служит для распределения нуля по квартирным группам освещения и силовым линиям. В настоящее время правилами устройства электроустановок (ПУЭ) предусматривается обязательный монтаж нулевой шины в щитке с целью обеспечения отсутствия его разрывов на всем протяжении. При качественном контакте на планке достигается защита от обратного нагрева.
Каждый, кто единожды разбирал старую розетку, замечал обгорание изоляции на одном проводе при отсутствии подобных признаков на другом. Любой опытный электромонтер, едва взглянув на подобное скажет, что почерневший контакт - это ноль, и будет совершенно прав. Именно на него приходится основная нагрузка, которая в силовом шкафу значительно выше. Именно для предотвращения подобных ситуаций и требуется нулевая шина в щитке.
Правила установки и подключения контактной планки
Подобный клеммник может быть установлен в любом легкодоступном месте силового шкафа. Подключение нулевой шины в щитке производится следующим образом. К закрепленной планке подводится входящий ноль. Контакт плотно фиксируется. После этого все отходящие на квартирные группы нулевые провода зажимаются в клеммы. От нулевой шины они уходят напрямую в помещения либо на устройства защитного отключения (УЗО) или автоматические выключатели дифференциального тока (АВДТ).
Важно, чтобы планка была плотно зафиксирована. В противном случае протянуть нулевые контакты качественно не получится, что приведет к повышению температуры в месте соединения. При этом всего один неплотно зафиксированный контакт повлечет за собой нагрев всей планки, что приведет к ослаблению остальных соединений.
Порядок установки нулевой шины в щиток
Если производится монтаж нового распределительного шкафа, такую работу выполнить проще. Сложнее, если приходится модернизировать старую сборку. В этом случае монтеры часто сталкиваются с алюминиевыми проводами, которые сильно окисляются, что приводит к ослаблению контактов.
Крепление нулевой шины в щитке производится на этапе расположения защитной автоматики еще до начала ее подключения. Коммутацию выполняют одновременно с АВ, УЗО, АВДТ и прибором учета электроэнергии. Для этого от вводного двухполюсного автомата протягивают входящий ноль, после чего от шины начинают производить разводку по группам.
В чем разница между нулевой и заземляющей шиной
УЗО или АВДТ для защиты сегодня применяются достаточно широко. Именно для их корректной работы требуется заземление, которое должно быть распределено так же, как и ноль. Именно для этого используется такая же планка с клеммами. В случае отсутствия контура можно поступить следующим образом. Нулевая шина в щитке объединяется с заземляющей, после чего от каждой из них идут отдельные провода.
Главное, чтобы после УЗО или АВДТ они не соприкасались. В противном случае о корректной работе не может быть и речи. Подобное действие называется защитным занулением. Полноценным заземлением это не назвать, однако со своей задачей оно справляется.
Преимущества установки нулевой планки в распределительном шкафу
Не все понимают важность подобного монтажа, считая, что если в щитке необходимо объединить всего 3-4 жилы, это можно сделать при помощи обычной скрутки. На это можно ответить, что достаточно такой коммутации оказаться под хорошей нагрузкой, и уже через 20-30 минут изоляция начнет разогреваться, после чего вспыхнет. Стоит разобрать, какие преимущества дает установка нулевой шины в щитке:
- Наличие множества точек, к которым можно подключить провода нейтрали.
- Обеспечение легкого доступа для возможности обслуживания при ревизии электрических силовых шкафов.
- Повышение эффективности работы элементов защитной автоматики за счет отсутствия нагрева.
Несколько советов по обслуживанию нулевых шин
Как и любое другое оборудование силового шкафа, подобная планка требует постоянного внимания. После ввода щита в эксплуатацию, через 1-2 недели следует еще раз протянуть соединения. Дело в том, что оксидная пленка, образующаяся на поверхности жилы, к этому времени обгорит, что приведет к ослаблению соединения.
Не реже чем 2 раза в год эта процедура должна повторяться, как и в случае с защитной автоматикой. Необходимо следить, чтобы на нулевой шине не скапливалась пыль. В идеале, если она будет закрыта пластиковой прозрачной крышкой. Следует иногда проверять планку визуально – плохой контакт выдаст себя потемнением шины или изоляции провода возле соединения.
Подводя итог вышесказанному
Не стоит недооценивать важность монтажа нулевой шины, довольствуясь скрутками или болтовыми соединениями. Подобная планка – это элемент защиты, который дополняет автоматику, позволяя ей корректно работать и выполнять то, для чего она смонтирована, а именно обеспечивать безопасность эксплуатации электропроводки.