Очень часто любители активного отдыха – рыбаки, охотники или просто туристы – во время преодоления водных преград сталкиваются с проблемой, что их моторная лодка не в состоянии переплыть мелководье или участки, густо заросшие болотной растительностью. Для решения подобных проблем и было создано специальное приспособление под названием лодочный болотоход.
Конструктивные особенности
Лодочный мотор болотоход представляет собой двигатель воздушного охлаждения, который крепится к заднему борту лодки. Этот подвесной мотор оборудован длинным наклонным валом с полупогруженным пропеллером. Ведущий и рабочий вал располагаются на разных осях под определенным углом. Величина этого угла меняется в зависимости от высоты кормового транца плавсредства. Такая конструкция позволяет сделать рабочий вал более коротким, что делает мотор менее габаритным, более легким, что упрощает его транспортировку и при необходимости перестановку с одной лодки на другую.
Вал пропеллера болотохода лодочного уплотняется сдвоенными манжетами. Это защищает смазочные составы от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, не дает воде проникать к узлам передачи, благодаря чему увеличивается надежность и срок службы подшипников передачи.
Мотор оснащен глушителем, не позволяющим выводить выхлопные газы в воду. Раздельная система смазки снижает уровень загрязнения. Все это говорит о соответствии лодочного болотохода международному уровню экологических стандартов.
Вал сконструирован таким образом, что во время работы обеспечивает самоцентровку и гасит колебания. Это позволяет существенно снизить уровень вибрации и минимизирует поперечные нагрузки на вращающиеся детали. Это значительно увеличивает срок эксплуатации двигателя и делает его комфортным для пользователей.
Возможности двигателя
Конструкция подвесного лодочного болотохода позволят значительно увеличить проходимость в зарослях и на мелководье. Для свободного передвижения достаточно всего нескольких сантиметров воды под днищем. Устройство и внешний вид винта не позволяют ему цепляться за различные препятствия. Регулируя угол атаки винта, можно перемещаться по мелководью, лишь наполовину погрузив его в воду.
Вертикальные пластины вдоль вала, которые называются лопастями или плавниками, при встрече с различными препятствиями отводят их от винта. Шнековая форма исключает возможность накручивания на него водорослей или рыболовных снастей. Такая конструкция очень эффективна при передвижении по илу или грязи. Воздушное охлаждение позволяет эксплуатировать данный двигатель на самых разных поверхностях вплоть до твердого грунта.
Обзор болотоходов «Аллигатор»
Одними из самых востребованных отечественных лодочных болотоходов являются двигатели марки «Аллигатор». Они легкие, удобные, неприхотливые и надежные. При этом их стоимость гораздо ниже зарубежных аналогов.
В них отсутствует редуктор и реверс. Крутящийся момент передается на вал винта через зубчатый ремень. Стальной прочный винт выдерживает сильные удары о препятствия, защищая двигатель от повреждений. Все это повышает срок службы изделия.
Система воздушного охлаждения исключает попадание в помпу ила, песка или водорослей. Материалом для изготовления винта служит прочная высококачественная сталь. Лучше всего моторы «Аллигатор» показали себя при установке на плоскодонных лодках.
Болотоходы MRS
Еще одна популярная отечественная разработка – серия подвесных лодочных болотоходов MRS, производимых компанией Bulatocka. В нее входят моторы мощностью 7, 9, 16, 20 и 24 лошадиные силы, что позволяет пользователям выбрать наиболее подходящий вариант в зависимости от условий эксплуатации.
Система амортизации и погашения вибраций двигателя, вал и оси из антикоррозионной стали, повышенный запас прочности подшипников делают это изделие надежным в эксплуатации и значительно продлевают срок его службы. Топливом для таких моторов служит бензин А-92, его расход зависит от мощности двигателя.