Задачи и функции финансового отдела предприятия

Предприятием управлять сложно, и одному руководителю это не под силу. По этой причине создаются многочисленные отделы, одним из самых важных является финансовый. Можно сказать, что он - сердце всей организации. Рассмотрим же цели и функции финансового отдела подробнее.

Чем занимается?

Финансовый отдел

Каждый отдел наделен определенными обязанностями, что касается финансового отдела, то они следующие:

  1. Финансовый контроль. Это самая важная функция. Сотрудники следят за исполнением планов, а также их формированием. Финансовый отдел должен не только заниматься анализом и учетом, но и контролировать исполнение бизнес-процессов в организации.
  2. Управление деньгами. Второй функцией отдела является управление финансами предприятия. Кроме того, сюда относится контроль за состоянием взаиморасчетов и создание платежного календаря. Нельзя недооценивать эти обязанности, ведь на них в том числе и держится финансовый отдел.
  3. Ведение налогового и бухгалтерского учета и его организация. Тут не нужно ничего объяснять, и так все понятно.

Важно отметить, что некоторые функции могут быть похожи с обязанностями главного бухгалтера, но это не совсем так. Нужно четко разграничивать их.

Отличия

Главный бухгалтер несет ответственность за ведение налогового и регламентированного учета, который полностью соответствует требованиям закона. Он обязан вовремя формировать налоговую и бухгалтерскую отчетность, отражать факты хозяйственной деятельности организации на регистрах бухучета.

Функции финансово-экономического отдела, а точнее его руководителя, заключаются в том, что он планирует деятельность компании, финансовый результат. Причем начальник должен делать так, чтобы его действия не противоречили законодательству нашей страны, которое постоянно меняется. Прямой обязанностью финансового директора организации является налоговое планирование.

Как же взаимодействуют главный бухгалтер и финансовый директор, ведь их обязанности похожи? Так быстро на этот серьезный вопрос не ответить. Бухгалтер, по закону «О бухгалтерском учете», должен подчиняться генеральному директору предприятия, но и в зону ответственности финансового директора он тоже входит, а значит, должен выполнять приказы и его. Верным будет подчиняться и тому, и другому.

Кстати, чаще всего обязанности отдела не ограничивают задачи, которые стоят перед директором службы.

Понятие

Мы уже отметили, что функции финансово-экономического отдела весьма обширны, но еще не давали определение этой секции. На самом деле все просто. ФЭО - структурное образование, которое занимается исполнением управленческих функций в организации.

На количество сотрудников всего предприятия и конкретно финансового отдела влияет характер производимой деятельности, а также организационно-правовая форма.

От производственного объема и характера деятельности организации зависит финансовый оборот, количество платежных документов по расчетам с партнерами. Сюда относятся поставщики, заказчики, кредиторы, частные банки и сам бюджет. От того, насколько масштабны кассовые операции, зависит число и состав сотрудников ФЭО.

В предыдущих пунктах мы уже упоминали, что отдел финансового контроля планирует бюджет. Кроме того, он осуществляет аналитическую и оперативную деятельность.

О финансах

Финансовый отчет

Что стоит понимать под бюджетом изучаемого отдела? Специалисты отмечают, что речь в этом случае идет:

  1. Об анализе собственных потребностей оборота предприятия.
  2. О планировании кредитов и финансов. При этом должны учитываться все необходимые расходы.
  3. О выявлении возможностей финансирования работы организации.
  4. Об участии в составлении бизнес-плана.
  5. О разработке проектов вложения капитала, учитывая все особенности.
  6. О проектировании кассовых планов.
  7. Об участии в планировании и реализации продукции организации.
  8. Об анализе рентабельности и сопутствующих расходов.

Таким образом, бюджет - это весь денежный оборот, производимый отделом.

Оперативная работа

Отдел финансового контроля осуществляет деятельность и в этом направлении. Служба прежде всего занята тем, что выполняет разные задачи. Среди них:

  1. Обеспечение пополнения бюджета через платежи в установленное время. Сюда же относится контроль за выплатой платежей по займам - как долгосрочным, так и краткосрочным, выдача зарплаты сотрудникам точно в срок, все кассовые операции.
  2. Платежи поставщикам за работу или товары.
  3. Покрытие расходов на затраты, включенные в планы.
  4. Оформление кредитов по договорам.
  5. Ежедневный контроль за реализацией продукции, прибыли, поступающей от нее, и прочих источников дохода организации.
  6. Контроль за осуществлением требований материального плана и всей материальной ситуации организации.

Но на этом функции финансово-экономического отдела не заканчиваются.

Контрольно-аналитическая работа

Выше уже было сказано, что ФЭО занимается тем, что постоянно контролирует денежные поступления. Эта обязанность считается одной из главнейших функций финансово-экономического отдела. Но она не единственная, не менее важно рассчитывать целесообразность использования бюджета предприятия и заемных средств. К последним относятся и банковские кредиты.

Раньше все обязанности ФЭО исполняли бухгалтеры. Но со временем каждый стал отвечать за свои проекты. Так произошло, потому что задач у изучаемого отдела стало больше, а значит, пришла пора ответвляться в самостоятельную службу. Больше задач стало после того, как появились некоммерческие организации и разная организационно-правовая форма последних. Оставило след и то, что объекты государственной и муниципальной собственности стали передавать в частные руки, а также активизировался рост самостоятельности субъектов.

Если предприятие небольшое, то функции финансового отдела организации берет на себя бухгалтер. Связано это с тем, что сотрудников на предприятии мало и оборот средств, соответственно, небольшой. Но когда речь идет о крупной организации или открытом либо закрытом акционерном обществе, функции отдела исполняет сама служба. Это связано с большим оборотом средств и многочисленными сотрудниками.

Финансовый менеджмент

Часто можно услышать этот термин, но не всегда понятно, о чем речь. Так называют управление всей прибылью и расходами. Необходим он для того, чтобы наиболее эффективным способом использовать средства из бюджета предприятия и привлеченные со стороны для увеличения прибыли организации.

Функции финансового отдела предприятия включают в себя анализ отчетов по нескольким показателям, а заодно и систему прогнозирования доходов в будущем. ФМ разрабатывает максимально выгодную стратегию и тактику для решения денежных вопросов. Именно за счет этого финансовая служба предприятия незаменима.

Обязанности финотдела предприятия весьма разнообразны, в чем вы уже успели убедиться. Но службу создали в первую очередь для того, чтобы организация процветала и ее прибыль росла.

Что такое финансовая работа?

Функции и задачи ФЭО тесно переплетаются, а потому руководство организации возлагает на сотрудников службы:

  1. Финансирование хоздеятельности.
  2. Рациональное планирование и использование средств бюджета предприятия и заемных денег.
  3. Ведение партнерских отношений с хозяйственными и финансово-кредитными субъектами.
  4. Обеспечение поступлений в бюджет вовремя, отчислений банкам, оплаты работ сотрудников и поставщиков.

Если подвести итог, то получится, что финансовая служба занимается кругооборотом финансов, при этом строго планируя, куда потратить средства. Сюда же можно добавить ведение партнерских отношений для увеличения коммерческой прибыли.

Если ФЭО нет

Работа финансового отдела

С функциями и задачами финансового отдела все более или менее понятно, перейдем к разбору ситуации, когда таковая служба отсутствует.

В случае плохо налаженного управленческого учета, директор получает данные об убытках и прибыли только по истечении месяца закрытия расчетного периода. То есть начальник никак не может повлиять на ситуацию, что плохо сказывается на работе организации. Как же быть?

Нужно правильно распланировать все, желательно, чтобы план был на каждую неделю. В таком случае необязательно ждать бухгалтерских отсчетов, можно самостоятельно контролировать расходы, не допуская лишних трат.

Правильное планирование станет замечательным инструментом для процветания бизнеса.

Структура отдела

Как и любая служба, финансовый отдел имеет свою структуру. Она зависит от масштаба организации, объемов производства, направления деятельности и целей предприятия.

Отдел делится на следующие подразделения:

  1. Бухгалтерия. Главной функцией является бухучет, ведение и составление отчетности бухгалтерского баланса. Сюда же относится отчет по расходам и прибыли, составление общей отчетности согласно требованиям и законодательству.
  2. Отдел аналитики. Эти сотрудники следят за общим состоянием предприятия и анализируют финансовые данные. Подготовка годового финотчета как для предприятия, так и для акционерного собрания. Аналитический отдел занимается проектированием инвестиционного фонда и финансовыми показателями организации.
  3. Финпланирование. Функции планово-финансового отдела заключаются в том, чтобы осуществлять разработку проектов разного срока действия и управлять бюджетом организации.
  4. Налоговое планирование. Работники обязаны разрабатывать правильную налоговую политику, составлять отчеты и налоговые декларации, представлять документы в определенные органы. Сотрудники отвечают еще и за то, чтобы налоги своевременно уплачивали полностью. Также должны быть сверены расчеты основного бюджета и прочих финансовых источников.
  5. Отдел операций. Работники службы взаимодействуют с дебиторами и кредиторами, банками и прочими финансовыми организациями. Сотрудники отдела контролируют все мелкие группы трудящихся по поводу налоговой, платежной и расчетной дисциплины.
  6. Секция валютного контроля и ценных бумаг. Функции отдела финансового контроля и этого отличаются, и это естественно, ведь каждое подразделение выполняет свою работу. Здесь сотрудники формируют пакет ценных бумаг, управляют их движением. Они следят, чтобы все финансовые операции проходили в соответствии с законодательством нашей страны. Получается, что предприятие держится именно на этом отделе.

Сколько начальников финансового отдела, столько и мнений по поводу структуры службы. Одни решают придерживаться классической схемы, другие набирают отделы в соответствии с целями предприятия.

Сотрудники

Если функции финансового отдела администрации и прочих подразделений мы выяснили, то перейдем к разбору работников.

Служба включает:

  1. Контролера.
  2. Казначея.
  3. Главного бухгалтера.
  4. Директора по финансовым сметам.
  5. Ревизора.
  6. Администратора или управляющего по налогам.
  7. Директора по планированию.
  8. Финансовый комитет.

Рассмотрим каждого сотрудника подробнее.

Кто такой контролер?

Составление отчета

Мы рассмотрели основные функции финансового отдела, переключимся на сотрудников. Чем же занимается контролер? Работник обязан вести контроль внутри отдела. Также уполномочен разрабатывать разные стратегии по учету расходов, чтобы повысить рентабельность производства.

Всю полученную информацию работник передает наверх: главному управляющему, вице-президенту компании, совету директоров. Он также несет ответственность за разработку финансовых смет.

Должностное лицо обязано проводить анализ финансовой ситуации в организации, оценивать состояние, прогнозировать дальнейшие события, предлагать те или иные варианты, которые только повысят рентабельность.

В корпорации сотрудника назначает на должность контролера совет директоров, при этом должностные обязанности закрепляются в уставе организации. Назначение на должность должен поддержать и президент компании вместе с финансовыми комитетами.

Чем занят казначей?

За выполнением функций финансового отдела обеспечения следит казначей. Также он работает с наличными предприятия и ценными бумагами. Все денежные операции, будь то передача, инкассация, инвестиции, выплата или заем финансов, проводит именно казначей. Подчиняется он вице-президенту или президенту компании. Примечательно, что последнему лишь в исключительных случаях.

Сотрудник осуществляет взаимодействие с банками и контролирует кредитные и кассовые операции организации. Чтобы правильно спрогнозировать ситуацию с финансами, казначей работает в паре с директором по финансовым сметам. Иногда подключается контролер.

Функции и задачи отдела финансового обеспечения, на первый взгляд, кажутся схожими с другими подразделениями, но это лишь иллюзия. То же самое происходит и с обязанностями казначея: если копнуть глубже, то найдутся принципиальные отличия в кажущейся похожести.

Казначей наделен полномочием подтверждать подписью все чековые документы организации, и неважно, о крупной сумме идет речь или о мелкой. Можно сказать, что он управляет кассой и суммами. Либо это делают подчиненные с его ведома.

Иногда казначей является еще и секретарем, который подписывает накладные, контракты, закладные, сертификаты и другие финансовые документы.

Казначей играет важную роль в управленческой системе организации, но важно помнить, что подчиняется он вице-президенту.

Обязанности главбуха

Подсчет доходов и расходов

Выше мы говорили, что функции бухгалтерии и финансового отдела во многом похожи. Поговорим же о тех обязанностях, которые их связывают. Чем занимается главный бухгалтер? Он имеет практически те же обязанности, что и контролер, только с небольшим уточнением — главбух подчиняется последнему, а значит, его функции менее масштабны.

Сотрудник несет ответственность за планирование, разработку и практическое осуществление стратегий по учету расходов и затрат предприятия. В его компетенции находятся и методы эффективной ревизии. Все перечисленное является скорее побочными функциями, в то время как ведение финансовой отчетности и бухгалтерского учета — главная задача.

Работник обязан готовить статистические и финансовые сводки. Их впоследствии получает контролер, управляющий или казначей. Но если организация небольшая, то функции финансово-экономического отдела на предприятии, а именно контролера и главбуха, совмещаются. На продуктивность работы это не влияет.

Кто такой директор по финансовым сметам?

Крупные компании имеют и такого сотрудника. Он занимается системной отчетностью и финансовыми сметами.

Директор по финансовым сметам подчиняется контролеру, так как имеет сходные с ним функции. Управляющий обязан правильно оценивать перспективы и возможности рабочей силы и сырья. Смотря на полученную информацию, сотрудник будет формировать проекты на основе административных и производственных финансовых смет, которые предоставляются руководству предприятия.

Кроме того, директор обязан формировать окончательные варианты сметы и показывать их всем управляющим отделов и начальникам.

Еще одной задачей директора по сметам является своевременное предложение усовершенствования как смет, так и планов производства.

К нам едет ревизор!

Ревизор это

Все читали в школе культовую комедию, поэтому примерное представление, о ком пойдет речь, имеется. Отметим сразу, что ревизор необязательно должен быть в финансовом отделе каждого предприятия. Но ежели такая должность предусмотрена, то нужно знать обязанности.

Первоочередной задачей этого сотрудника является проверка отчетов, точнее того, насколько правильно они ведутся. Ревизор работает не один, у него есть помощники, представители отделов и работники канцелярии.

Проверяющий может подчиняться кому угодно: начиная от контролера и заканчивая советом директоров и президентом организации.

Если один начальник недоволен проделанной работой или не желает ее принимать, то ревизор может обратиться к вышестоящему управленцу.

Чаще всего именно этот сотрудник работает с бухгалтерами, которые производят ревизию книг организации.

Иногда должность ревизора и директора по сметам объединяют.

Администратор по налогам

Мы уже видим, что иногда происходит дублирование функций отделов финансовой службы, но это не касается администратора по налогам. Сотрудник подчиняется казначею, но задания ему может дать и контролер. Ведь для того, чтобы решать налоговые вопросы, нужно взаимодействовать как с отделом общего учета, так и с отделом ревизии.

Администратор обязан осуществлять страховые операции. Если компания крупная, то на каждый вид операции есть свой администратор. Ну а ежели предприятие не может похвастаться масштабами, то за все отвечает один человек.

Кстати, в крупных организациях администратор подчиняется уже финансовому комитету или президенту компании напрямую.

Директор по планированию

Выше мы уже объясняли, какие функции финансово-аналитического отдела существуют, но совпадают ли они с обязанностями директора по планированию?

Конечно, ведь это его прямая сфера деятельности. Даже если должности как таковой на предприятии не предусмотрено, функции выполняет какой-то другой работник.

Должность директора считается престижной, ведь он взаимодействует напрямую с управленцами компании. Как правило, до директора по планированию может дослужиться главбух или директор по сметам.

Сотрудник разрабатывает финансовые планы, определяет целевые направления в разных сферах.

Если принимается решение о покупке нового филиала или ликвидации предприятия, мнение директора по планированию обязательно учитывается. Он дает оценку не только экономической ситуации организации, но и просчитывает состояние рынка в будущем и настоящем.

Функции начальника финансового отдела и директора очень похожи, но на схожести дело не заканчивается. По сути, директор по планированию занимается работой всех вышеперечисленных сотрудников, то же правило работает и в обратную сторону. В случае если должность не предусмотрена масштабами предприятия, обязанности делят между собой контролер, начальник ФЭО и директор по сметам.

Естественно, что функции начальника финансово-экономического отдела будут шире, чем других служащих. Ведь ответственность в первую очередь несет руководство.

Финансовый комитет

Финансовый комитет

Что за комитет мы упомянули в заголовке? Для чего он нужен, чем заведует? В последнее время у него появились функции финансового отдела контроля, решающего наиболее важные стратегические задачи. Другими словами, каждое серьезное решение на предприятии — результат работы финкомитета.

О создании такого органа принимает решение совет директоров. Встречи организуют, только если на повестке дня есть повод для обсуждения. Председателем может быть как член совета директоров, так и финансовый управляющий или президент организации. Если компания небольшого размера, то в комитет входят все ответственные должностные лица.

Но подобная деятельность неосновная. Кроме всего перечисленного, комитет выполняет функции отдела финансовой безопасности. Ведь именно он дает согласие на крупные кредиты, предварительно просчитывая все риски.

Если с должностями все более или менее понятно, то перейдем к направлениям деятельности отдела.

Как работает?

Для управления предприятием финансовый директор применяет разные методы. Это может быть:

  1. Налогообложение.
  2. Кредитование.
  3. Самофинансирование.
  4. Планирование.
  5. Самострахование. Так называют образование резервов.
  6. Система безналичных расчетов.
  7. Страхование.
  8. Лизинговые, трастовые, факторинговые, залоговые и иные операции.

Любой из методов предусматривает возможность проведения финансовых операций.

Работа отдела направлена в три стороны:

  1. Управление финансовым оборотом на данный момент.
  2. Планирование финансовых средств. Сюда относятся расходы, капитал, доходы.
  3. Контроль и анализ всех денежных операций.

Как разрабатывают бюджет?

Чтобы сделать это правильно, надо учесть очень много данных. Среди них:

  1. Прогнозы и информация о прибыльности услуги, продукта или работы.
  2. Постоянные и общие издержки. Анализ нужно производить по каждому отдельному продукту, ведь только так можно выяснить рентабельность.
  3. Переменные производственные издержки в каждой товарной группе.
  4. Прогноз на изменение активов организации, источников инвестиций, оборотных показателей, прибыльности активов оборота.
  5. Налоговая платежеспособность компании, кредиты, отчисление средств внебюджетным организациям.
  6. Прогноз доходности бартерной работы, составление отчетов после анализа прибыльности.
  7. Общее положение дел в организации. Сюда можно отнести износ оборудования, состав некоторых средств, их рентабельность и процент обновления.

Чтобы успешно управлять бюджетом компании, нужно учитывать следующее:

  1. Использование методов учета и отчетности.
  2. Анализ потенциала фирмы.
  3. Разработка системы управления средствами.
  4. Учет структуры персонала.
  5. Подготовка средств бюджета к использованию и отчетности по ним.

Сначала назначают директора по бюджету, который и воплощает все в жизнь. Работник занимается тем, что координирует деятельность подструктур и служб предприятия.

Если в организации есть директор по бюджету, то именно он возглавляет финансовый комитет.

Регулирующий документ

На любую сферу деятельности есть свой закон. В нашем случае это «Положение о финансовом отделе на предприятии». В нем закреплены все важные моменты управления персоналом и ведение документов. Разрабатывает документ директор по финансам.

Составляющие Положения:

  1. Организационно-функциональная структура финансовой службы. Представлена блок-схемой, которая лучшим образом представляет структуру финансового отдела со всеми подразделениями.
  2. Численность штатов и структур финотдела. Выражена в таблице, где указаны все отделы, количество служащих, должностные лица.
  3. Основные задачи и целевые направления. Цели предприятия и задачи каждого отдела зависят от стратегии развития организации.
  4. Матрица функций. Таблица, содержащая названия функций по вертикали. В горизонтали написаны имена сотрудников организационных звеньев и управляющих, которые отвечают за исполнение той или иной функции. С помощью таблицы можно легко отследить загруженность каждого подразделения и производить перераспределение.
  5. Порядок взаимодействия работников финотдела. Обычно устанавливают внутренний порядок между сотрудниками одного отдела и между несколькими подразделениями финансовой службы. Отдельно устанавливается внешний порядок, который регламентирует взаимодействие с государственными или частными организациями, клиентами. Основой является структурная особенность предприятия, задачи и цели отделов, а также традиции фирмы.
  6. Разрешение споров и конфликтов. Если возникает конфликт, то необходимо подать апелляцию. Для этого разработана своя цепочка «гендиректор — директор по финансам — начальник отдела — сотрудник». Эта же схема применима и в случае вопросов от рядовых сотрудников. Кстати, вопросы могут касаться заданий, решений, поощрений, компенсаций, а также различных предложений, которые позволят повысить рентабельность предприятия.
  7. Установление показателей для оценки работы финансовой службы. В этом пункте указаны показатели, соблюдение которых говорит об успешной работе отдела. Важно, чтобы показатели были конкретные и их можно было измерить. Если же формулировки расплывчатые, то служить своеобразным мерилом они не могут.
  8. Итоговые положения. Здесь указаны главные требования по составлению настоящего Положения, срокам принятия сотрудниками отделов, правилам хранения. Согласие с Положением обязательно должны дать генеральный директор организации и сотрудники отдела кадров.

Как видите, работа предприятия сопровождается организационными трудностями, которые необходимо преодолевать. Но человеку, знающему функции финансового отдела предприятия, никакие препятствия не страшны.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.