Ученый Михаил Федорович Решетнев внес огромный вклад в развитие космических технологий в России. Это один из основоположников космонавтики нашей страны, под руководством и с непосредственным участием которого были разработаны не менее тридцати типов космических систем и комплексов. Академику принадлежит свыше двухсот изобретений и научных трудов.
Биография
Михаил Федорович Решетнев родился 10.11.1924 в украинском селе Бармашово Николаевской области. В 1929-м он с родителями переехал в Днепропетровск. В пятнадцать лет окончил школу и решил поступать в Московский авиационный институт. В 1939 г. подал документы, но его не приняли из-за юного возраста.
Год спустя Михаил Решетнев все же поступил в заветный вуз, но не смог завершить обучение, поскольку после начала Великой Отечественной войны в возрасте семнадцати лет ушел в армию добровольцем. Прошел курсы авиационных механиков в Серпуховской военной школе и в звании сержанта служил в двадцать шестом запасном истребительном полку.
Вернувшись с войны, Михаил возобновил учебу в авиационном институте и окончил его с отличием в 1950 году. Преддипломную практику авиаконструктор проходил под руководством М. К. Тихонравова в НИИ-88. Диплом писал по ракетной тематике.
Становление и расцвет
В 1950-1959 гг. Михаил Федорович Решетнев работал в ОКБ-1, пройдя путь от инженера до ведущего конструктора и заместителя главного конструктора. Его основная задача состояла в конструкторском сопровождении серийного производства разработанных ОКБ-1 ракет Р-11М, которое осваивал машиностроительный завод в Красноярске.
В 1959 г., будучи заместителем главного конструктора ОКБ-1, Решетнев одновременно стал начальником филиала предприятия ОКБ-10, находящегося в Красноярске-26 (сейчас Железногорск).
В ноябре 1962-го молодой коллектив конструкторов принял от ОКБ-586 проект разработки ракеты-носителя легкого класса. Когда предприятие, руководимое Михаилом Федоровичем Решетневым, завершило создание ракеты-носителя «Космос», ему было 39 лет. В августе 1964 г. с помощью «Космоса» на орбиту были выведены первые спутники ОКБ-10.
Зрелые годы
В 1967 г. ОКБ-10 стало самостоятельным конструкторским бюро, именуемым КБ прикладной механики, и Решетнев стал в нем генеральным конструктором. Деятельность КБ ПМ была направлена на разработку информационных спутниковых систем для гражданских и военных целей.
В этом же году за создание новой техники Михаилу Федоровичу присвоили степень доктора технических наук. В 1975-м он стал профессором на кафедре проектирования машин в Институте космической техники г. Красноярска (сейчас СибГУ им. Решетнева). В 1976 г. авиаконструктора избрали членом-корреспондентом советской Академии наук.
С 1977 г. и до дня смерти Михаил Федорович занимал должности гендиректора и генконструктора НПО прикладной механики, которое включило в свой состав КБ ПМ и механический завод. В 1985-м ученый стал действительным членом АН СССР. С 1989-го был завкафедрой механики и процессов управления в КГУ.
Академик Михаил Федорович Решетнев скончался в Железногорске 26.01.1996 в возрасте 71 года. Похоронен там же.
Личная жизнь
Авиаконструктор был женат на женщине по имени Людмила Георгиевна. У них родилась дочь Тамара. Также у Решетнева есть внук, названный в его честь Михаилом. Близкие люди отзывались об академике как о верном муже, внимательном отце и заботливом дедушке. После смерти Михаила Федоровича его семья переехала в Москву. Известно, что внук ученого окончил МАИ.
При жизни Решетнев старался поддерживать людей, попавших в беду: отправлял на лечение и помогал с жильем. Однажды заказал вертолет и договорился с военными, чтобы найти человека, потерявшегося в тайге. В другой раз организовал транспортировку погибшего коллеги из дальнего района и оплатил достойные похороны. По воспоминаниям подчиненных Михаил Федорович был на редкость справедливым человеком, стоял горой за свое предприятие и сотрудников. Но и спуску не давал – мог наказать весьма сурово, однако никогда не срывался на грубости или крик.
Достижения и награды
Михаил Федорович Решетнев был выдающимся ученым и внес неоценимый вклад в развитие отечественной космонавтики. Также он оказал большое влияние на создание научной школы в Сибири, объединив вокруг себя талантливейших инженеров и разработчиков космической и ракетной техники.
Под руководством Решетнева была создана магнитогравитационная автоматическая система ориентации, обладающая почти неограниченным сроком службы. Она обеспечила полет космических аппаратов в СССР и России. Академик комплексно исследовал физику космических факторов, что позволило разработать способы надежной защиты аппаратов, отправляемых на орбиту.
Значительный практический и теоретический вклад Михаил Федорович внес в кинематику трансформируемых конструкций, создание устройств исполнительной автоматики, механику композиционных материалов. Благодаря его работам были открыты новые направления в области специального машиностроения, созданы навигационные, геодезические и связные спутниковые системы.
Различные космические аппараты, разработанные в 1960-1990-е гг. НПО ПМ, до сих пор по праву считаются самыми надежными в России.
При жизни академик Решетнев был удостоен многочисленных премий и наград. Он являлся Героем Соцтруда, был лауреатом Ленинской премии и Госпремии РФ. Награжден тремя орденами Ленина, орденом третьей степени «За заслуги перед Отечеством», «Знаком Почета».
Память
В 1998 г. ученого посмертно отметили дипломом и медалью Американского института астронавтики за вклад в развитие и разработку спутниковых телекоммуникаций.
В 2000 г. Центр малых планет, находящийся в Кембридже при Смитсоновской астрофизической обсерватории, присвоил имя Решетнева малой планете № 7046.
Имя Михаила Федоровича также носят аэрокосмический университет в Красноярске; АО «Информационные спутниковые системы» (ранее НПО ПМ); лицей № 102, площадь и улица в Железногорске; пассажирский самолет Ил-96.
В Железногорске действует музей, где хранятся конструкторские разработки, научные труды, личные вещи и фото Михаила Решетнева. НПО прикладной механики, где академик еще шестьдесят лет назад заложил основы развития отечественной космонавтики, сегодня представляет результаты своей работы на всех российских и международных аэрокосмических салонах и выставках. Это говорит о том, что дело Михаила Федоровича живо, и его ученики успешно пользуются наследством, которое оставил им ученый.