Жизненный путь философа Василия Васильевича Розанова охватывает период с 1856 по 1919 годы. Он стал известнейшим литературным критиком, публицистом. Оставил после себя своеобразное художественное наследие, позволяющее погрузиться в эпоху Серебряного века. Из краткой биографии Василия Розанова можно узнать в том, что он успел за годы жизни создать свой литературный жанр, ему начали массово подражать. Кроме того, личность его остается во многом окутанной тайной и спустя целый век. Даже несмотря на то, что биография Розанова Василия Васильевича многократно описывалась, а его учениям посвящены целые тома.
Биография
Родной город его – Ветлуга в Костромской губернии. Он был рожден в чиновничьей семье, у него было много братьев и сестер. Будущий писатель Василий Розанов рано потерял обоих родителей. Фактически воспитанием его занялся старший брат Николай. С 1870 года они переехали в Симбирск, там его молодой попечитель стал преподавателем в гимназии. Описывая свою жизнь (годы 1856-1919), российский философ В. Розанов отмечает, что, если бы не его брат, он бы попросту не выжил. Николай успел к моменту смерти родителей закончить университет в Казани, он предоставил Василию все условия для получения образования, фактически заменил ему отца.
В Симбирске потенциальный писатель был постоянным посетителем библиотеки Карамзина. В 1872 году он сменил место жительства на Нижней Новгород, где он поступил в гимназию и в 1878 уже закончил обучение.
По окончании учебного заведения он поступил в Московский университет. Там он присутствовал на лекциях Соловьева, Ключевского, Корша и многих других. К четвертому курсу будущий философ Василий Розанов получал стипендию Хомякова. В 1880 году он женился на А. П. Сусловой, которой был 41 год. До того момента она являлась любовницей семейного Ф. Достоевского.
После университета
По окончании высшего учебного заведения в 1882 году он решил не получать степень магистра, а ушел в свободное творчество. В последующие 11 лет русский философ Розанов работал преподавателем в гимназиях нескольких городов: Симбирска, Вязьмы, Ельца, Брянска, Белого. Первую книгу он издал в 1886 году. В ней он совершил попытку объяснить науку гегельянскими методами, но она не оказалась успешной. Вскоре после издания и провала произведения Василия Розанова покидает Суслова. Официально оформить развод она отказалась
Известным он стал после издания этюда «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевском». Этот труд появился в 1891 году, он положил начало новой трактовке произведений русского мыслителя как трудов религиозного характера. Позже уже в качестве писателя и философа, Розанов сближается с Бердяевым и Булгаковым, другими философами-богословами.
В 1900 году он вместе с товарищами основывает Религиозно-философское Общество. Он становится известнейшим в России журналистом-славянофилом. Статьи его публикуются в газете «Новое время», а также в ряде журналов.
Второй брак
В 1891 году он совершил тайное венчание с В. Д. Бутягиной, она была вдовой преподавателя гимназии в Ельце. На этом этапе своей биографии философ Розанов и сам преподавал там же. Он вместе с Первовым совершает первый российский перевод с греческого языка «Метафизики» Аристотеля.
Кроме того, он яростно выступает против системы образования в Российской империи, обозначая свою позицию весьма однозначно в статьях на данную тему. Он описывал с сочувствием русскую революцию 1905-1907 годов. Тогда вышла книга Василия Розанова «Когда начальство ушло».
В отдельных произведениях он занимался поисками путей решения проблем, которые возникли в религиозности и обществе. Этому посвящены книги Василия Розанова «Религия и культура» (1899 года) и «Природа и история» (1900 года).
Он весьма противоречиво относился к православной церкви. Тщательно рассматривал проблемы семьи и секса в стране. Этому посвящена книга Розанова Василия Васильевича «Семейный вопрос в России», вышедшая в 1903 году. В ходе своих сочинений он окончательно расходится с христианством в вопросе пола. Он противопоставлял Ветхий Завет Новому. Первый он провозглашал как утверждение жизни плоти.
Разрыв с обществом
После издания некоторых статей по теме дела Бейлиса в 1911 году он начал конфликтовать с Религиозно-философским обществом, членом которого сам являлся. Остальные считали дело Бейлиса оскорблением для русских, и философа Василия Розанова призвали покинуть свои ряды. Он так и поступил.
Его поздние книги были собраниями эссе на различные темы. В них проскальзывала кратко философия Василия Васильевича Розанова. Они объединялись по настроению и содержали множество внутренних диалогов. Исследователи отмечают, что в тот период писатель находился в духовном кризисе. Он стал пессимистичен, это сполна отразилось в «Апокалипсисе нашего времени» 1917-1918 годов. При этом он осознавал неизбежность катастрофы в стране, революционных событий. Этот период биографии Василия Розанова ознаменовался для него крахом, поскольку с таковым понятием он ассоциировал революцию России. В 1917 году он написал о том, что Государя нет – и для него как нет России.
Его труды активно критиковались революционерами-марксистами. Также не принимали его и либералы, представители российской интеллигенции.
В Сергиевом Посаде
В летние месяцы 1917 года Василий Розанов переезжает из Петрограда в Сергиев Посад. Там он селится в доме преподавателя местной духовной семинарии. На последних страницах биографии Василия Розанова остается открыто нищий человек, живший в голоде. В 1918 году он написал обращение в «Апокалипсисе», где попросил денежную помощь. Прославленный благодаря своей философии Розанов Василий Васильевич был уже на краю бездны, признавал, что без помощи не сумел бы выжить в тот последний год. В феврале 1919 года он умирает.
У Василия Розанова было 5 детей – 4 девочки и один мальчик. Дочь его, рожденная в 1900 году, Надежда Васильевна, становится художницей и иллюстратором.
Философия
Если говорить кратко, философия Розанова Василия оценивалась весьма противоречиво. Все дело в том, что он тяготел к крайностям. Это было нарочито. Такова была его яркая особенность. Он считал, что «на предмет надо иметь именно тысячу точек зрения».
Данная мысль высказывала своеобразную специфику философии Розанова Василия Васильевича. Он необычным взглядом смотрел на мир. Так, он считал, что события революции 1905-1907 годов необходимо рассматривать под разными углами. Он одновременно издавал статьи с совершенно разных позиций – под своей фамилией он выступал как монархист, в то время как под псевдонимом В. Варварина он отстаивал народническую точку зрения.
Для философа Розанова духовная родина находилась в Симбирске. О своем юношестве в этой местности он писал в мельчайших деталях. Вся жизнь его строилась на 3 основах – Кострома, Симбирск и Елец, бывшие, соответственно, его физическим, духовным и нравственным центрами. В литературном искусстве философ Розанов проявился как уже состоявшаяся личность. Его долгий путь в этом виде творчества не прерывался, в нем прослеживались постепенное развитие таланта и открытие гениальности. Философ Розанов регулярно менял тематику собственных произведений, взгляд на проблемы, но личность Творца всегда оставалась в них возвышенной.
Его условия жизни были во многом не легче, чем у Максима Горького. Воспитывался он в духе нигилизма и страстно желал служить обществу. Этим он руководствовался, выбирая путь общественного деятеля демократического толка. Он мог выражать социальный протест, но в юношестве его произошел достаточно сильный переворот. После этого историческую родину он искал в других регионах, став комментатором. Практически все его произведения представляют собой взгляд на окружающие его события.
Эгоцентризм
Исследователи его трудов замечают эгоцентричную направленность философа. Первоначальные его издания многие критики встречали с недоумением. Положительных рецензий на первые произведения Розанова попросту не выходило. Ему все давали неистовый, яростный отпор. Розанов заявлял на страницах своих трудов: «Я еще не такой подлец, чтобы думать о морали».
Он был российским писателем, который успел познать почет и любовь и своих читателей. Это проявилось в отзывах его поклонников, которые были написаны интимно, в отдельных письмах.
Философия
Философия Василия Розанова отличается нетипичными чертами, несмотря на то что она входит в общий русский философский круг. Сам мыслитель находился в эпицентре бушевавших в начале XX века в Российской империи событий. Он активно общался со многими писателями, деятелями искусства. Немало его трудов выражали идейную, содержательную реакцию на замечаемые им явления. Он критиковал мнение Бердяева, Соловьева, Блока и многих других.
Больше всего Василия Розанова волновала проблематика морали и этики, религиозности и оппозиции. Он часто рассуждал на тему апологии семьи. В своих произведениях он старался избавиться от противоречий.
Интерпретируя философию Розанова, кто-то провозгласил, что это рассуждения «маленького религиозного человека». И действительно, он весьма активно исследовал внутренние диалоги такой личности с теологией, он подчеркивал сложность этих вопросов.
Масштаб задач, рассматриваемых Розановым, связан лишь отчасти с церковью. Она не поддается критическим оценкам. Человек находится в одиночестве, минуя внешние институты, объединяющие людей, создающие для них какие-то общие задачи.
Религию он рассматривает как собрание, общественное объединение. В то время как выяснение личных духовных вопросов приводит к противоречиям. Человек старается найти свои методы, связаться и объединиться с окружающими, ожидая, что тогда все встанет на свои места.
Журналистика
Исследователи деятельности Василия Розанова отмечают, что статьи его написаны в необычном жанре. Их едва ли можно было определить к какому-то конкретному стилю. В то же время это была устойчивая часть его творчества. Он постоянно реагировал на злобу дня. Философ осуществляет выпуск настольных книг. В сочинениях он старается воспроизвести «понимание» во всех многообразных сложностях живой мимики устной речи. Именно этот жанр закрепился за ним, его труды всегда тяготели к переживаниям. Окончательно оформился он к последнему произведению.
Религия в творчестве
Сам Василий Розанов о себе говорил, что он «вечно излагает себя». Он отмечал, что все, о чем он пишет, в конечном итоге так или иначе восходит к Богу. Он полагал, что в то время как вся религия мира индивидуальна, христианство стало личным. Философ предоставляет каждому право решать, но не то, какую конфессию исповедовать, это уже было решено некогда, а вопрос укоренения личности в общей вере.
Он считал, что воцерквление невозможно произвести только через обряды таинства. Необходима искренняя убежденность, вера в то, что все теперь в его жизни отмечено оттенком религиозности.
Отношение к богу и к церкви он рассматривает сквозь призму понятия о совести. Именно этому чувству он отводит роль разделителя в личность на субъективную и объективную составляющую. Он различает в вопросе совести два аспекта – отношение ее к Богу и отношение к церкви.
Бог, с его точки зрения, является Личным бесконечным духом.
Тема пола
И все же центральным вопросом во всем его творчестве стала тема пола. В 1898 году он сформулировал собственное определение данному аспекту. Он указал, что это не орган, не функция, а зиждительное лицо. Пол является реальным и остается тайной точно так же, как разум не постигает смысла бытия. Человек в его метафизике, который един в душе и теле, связывается с Логосом. Однако связь выставляется именно в интимной области бытия: в сфере половой любви.
Еврейская тема
Весьма активно поднимал в своем творчестве Василий Розанов еврейский вопрос. Все дело в его особом взгляде на мир, наполненном мистическими и религиозными чертами. Он утверждал святость брака, деторождения. Василий выступал против отрицания плоти, аскетизма и безбрачия. Он приводил то, как освящались пол, семья и зачатие в Ветхом Завете, противопоставляя его Новому Завету, подобно жизнь смерти.
Это был антихристианский бунт. Вскоре он перешел в органический консерватизм, наполненный любовью к бытовому исповедничеству, семье. Отсюда происходил антисемитизм, который прослеживался в его творчестве и возмущал широкую часть аудитории. Некоторые его высказывания были неприкрыто антисемитскими. Но важно учитывать, что для философа в целом было характерно впадать в крайности – это была яркая особенность его мышления, которая представляла его интересным и примечательным. Он делал многие вещи нарочито. Был и юдофилом, и юдофобом в один и тот же момент.
Однако сам Розанов отрицал антисемитизм в собственных произведениях. Когда рассматривалось нашумевшее дело Бейлиса, Василий занялся изданием многочисленных статей. И по оценкам еврейской энциклопедии, в них он оправдывал обвинение евреев в ритуальном убийстве, доказывая, что основа их культа состоит в кровопролитии.
Из-за подобной двойственности абсолютно противоположных взглядов Розанов активно обвинялся в беспринципности. Именно за эти статьи, содержавшие восторженный гимн иудеям и проповеди антисемитизма, он и покинул Религиозно-философское общество в 1913 году.
Лишь ближе к окончанию своего земного пути Розанов перестал высказывать открытую враждебность в адрес евреев, порой отзываясь о них с восторгом. В последней книге он восхвалял произведения Моисея, а также написал строчки: «Живите, евреи. Я благословляю вас во всем…».
В воспоминаниях
Сам философ о своем юношестве говорил, что: «вышел из мерзости запустения». Он находился в бедственном положении в самом начале жизни. На момент свадьбы с Сусловой ему было 24 года, а ей – 41. Он отмечал, что она была: «самая замечательная из встречавшихся женщин…».
Второй брак после тайного венчания Василия Розанова с Бутягиной церковь не признавала. Однако пара провела вместе 30 лет, вырастила 6 детей.
Сокурсники отмечали пессимизм Василия, за что он получил прозвище «Вася кладбищенский». Сквозь подобную призму он смотрел на множество явлений окружавшей его жизни. Он считал, что христиане неверно толковали вопросы пола, семьи и зачатия. Критикуя церковь, он хотел добиться ее улучшения, но в итоге переживал о том, что, наоборот, ее разрушил.
Стилистика написания, новые философские методы, отдельный литературный жанр – во всем этом лежали личные переживания Розанова. «Поток сознания» некогда старался добавить произведениям Лев Толстой. А Василий, применяя такую форму, написал философскую трилогию. Там он отражал собственные мысли и ощущения, не редактируя и не привязывая их к определенным целям. Мнения Василия отличались противоречивостью во многих вопросах.
После того, как прогремела Октябрьская революция, продажи его книг закончились. Семья находилась в бедственном положении на протяжении долгого времени, вплоть до самой смерти Василия Розанова.
Издавая «Легенду о Великом Инквизиторе», писатель затеял тяжбу фактически со всем русским литературным миром, как отметил критик. Он опубликовал вместе с ней статьи о произведениях Гоголя. В то время как принято было считать, что русская литература произошла от «Шинели» Гоголя. Василий отметил, что в этом произведении живых народных характеров попросту не было. Он отзывался о творчестве Гоголя как о зловещем хороводе каких-то балаганных тварей.
Василий Розанов в статье поставил вопрос: «кто когда-либо встречал живую красавицу на страницах книг у Гоголя?». Он страдал от патологической ненависти к этому писателю.
Философ высказал точку зрения о том, что, начиная с произведений Гоголя, русская литература не была способна прийти ни к чему хорошему.
Вступал в активную полемику Розанов и живыми писателями, порой выходя за рамки приличий. К примеру, в 1894 году он затеял спор с Соловьевым. Их связывали друг с другом отношения достаточно странного рода. Их баталия состоялась в статьях. Соловьев называл Василия «Иудушкой», а тот отвечал такими же эпитетами. После долгого выяснения отношений они закончили на признаниях друг другу в симпатиях. Соловьев писал Розанову: «Я верю, что мы братья по духу».
Примечательно, что некогда Василий находился на службе в московском Государственном контроле. Он занимал высокий пост, получая оклад в 100 рублей в месяц. Однако жизнь в столице для него была дорогой – он отдавал за жилье 40 % от этой суммы. И тогда Розанов оказался вынужденным много писать. Он делал это легко, не редактируя текста. Печаталось написанное им без последующих исправлений. При этом статьи его регулярно публиковались сразу в нескольких изданиях, и это вызывало возмущение всех – они говорили, что он: «пишет двумя руками».
Мыслитель при этом использовал множество псевдонимов. Но и в таком положении он оставался в безденежье. Жена его в своих воспоминаниях рассказывала о голоде и холоде, которые они испытывали, переселившись в столицу. Сам Василий собирал материалы о чиновниках Государственного контроля. Его задумка была в публикации статей с негативной точкой зрения на чиновничество. Он рассматривал его как главную язву Российской империи. Цензура запретила опубликовать статьи. И Василий принялся за поиски новой работы.
Он печатался в изданиях всевозможных направлений. Благодаря этому в XX веке он стал широко известным, а также обрел материальный достаток. И семья позволила себе маленькую зарубежную поездку. В этот же период в Северной столице происходят собеседования духовенства и интеллигенции для поиска точек соприкосновения «веры и разума». Они продолжались вплоть до вооруженных конфликтов Первой мировой войны. Но из-за нескольких статей Розанов оказался отстраненным от этих событий. Книги Василия Васильевича Розанова перестали покупать из-за бойкота, объявленного в его адрес. Однако он демонстрировал удивительную работоспособность. Василий писал книги и активно выступал как публицист в газете «Новое время». Но и тут началась вражда с постоянными авторами.
В 1910 году у Варвары Дмитриевны произошел паралич – она была смертельно больна. Василий Розанов пребывал в отчаянии и писал о том, что: «говорил о браке, браке, браке…а ко мне все шла смерть, смерть, смерть». И на фоне этих событий он издает новую литературу. Там содержались мысли «без переработки, без цели». Здесь совмещалось все подряд.
Известно, что еще давно, будучи работником где-то в глуши, переводя труды Аристотеля, Василий увлекся Паскалем. И, вероятнее всего, этот факт и повлиял на этот его новый жанр.
Как отмечали критики, в новых произведениях автора отмечалась абсолютная наполненность самим собой. Он не нуждался в читателях.
Его произведение «Уединенное» было переполнено откровенностью и изначально его арестовали за порнографию. Василия же критики сравнивали с Карамазовым. И действительно, подобные способы изложения мысли имели некие основания под собой. Розанов подчеркивал, что выпускает книгу фактически как рукопись. Она поражает тем, что авторская позиция парадоксальна – он и консервативен, и радикальный реформатор. И такая двойственность отражалась во всем, за что брался философ. Приветствия им революции 1905 года были обусловлены принятием идей уравнительности. Он рос в нищете.
Примечательно, что вплоть до 1911 года его не называли писателем, это был очеркист. Но после выхода «Уединенного» все поменялось. Критики были в восторге. Сам автор также считал книгу вершиной своего творчества. Тогда и появились толки о том, что Василий Розанов стал основоположником нового литературного жанра.
Но близились трагические события Первой мировой войны. И чаепития у Василия происходили все реже. Он оставался в некой изоляции, несмотря на то, что после его разрыва с Философским обществом круг его общения не изменился. Тогда Розанов активно сотрудничал с «Новым временем», печатая антигерманские статьи для этой газеты. И это разрывало те связи, которые все еще были между ним и общественностью, которая не имела четкой позиции по обозначенным вопросам.
Известно, что с особой любовью относился философ к молодежному кругу. Он изучал письма читателей, нередко публикуя их. Старался отвечать практически каждому написавшему. Вскоре после революции журнал оказался закрытым, так как был «Белогвардейским». Редактор эмигрировал, а после стал вдохновителем русской фашистской партии. Розанова перестали публиковать.
А вот 1917 год выбил из-под ног Василия почву. Он находился под глубоким впечатлением от происходивших событий, он с содроганием отзывался о рассказе о том, как «серьезный старик» желал, чтобы с царя сорвали кожу «ленточка за ленточкой». Рушился привычный уклад его жизни, все, во что он верил, уничтожалось. И это приводило в крайнюю степень отчаяния и без того пессимистичного философа.
Он переехал в Сергиев Посад, где жить было несколько легче обнищавшему человеку, а также там проживал его друг Павел Флоренский, который и нашел для его семьи комнаты. Последние годы жизни стали для писателя чередой несчастий. Его единственный сын Василий погиб при трагических обстоятельствах.
Последние письма философа были трагичными. Он переживал не только о России, но и человечестве в целом. Мыслитель утверждал, что распадается мир. Василий был измучен, постоянно метался в поиске работы, чтобы добыть кусок хлеба для себя и семьи, и этого никак не удавалось сделать. Он выживал благодаря тем отправлениям, которые совершали ему знакомые и читатели. Василий обращался к ним в своих письмах. А вскоре на почве серьезных нервных заболеваний его разбил инсульт.
Он умирал несколько дней, окончательно сломленный. Из-за границы ему отправлял денежные средства А. М. Горький, чтобы хоть как-то поддержать его жизнь, но они пришли с опозданием, писатель уже умирал. Розанов продолжал писать и на смертном одре, описывая все, что происходит с ним. Его дочь рассказала, что перед самой смертью он причастился, а потом попросил передать ему изображение Иеговы. Его не было рядом, и тогда он попросил статую Озириса. И он поклонился этому божеству.
В последние дни за ним ухаживала его 18-летняя дочь, фактически перенося его на руках, как ребенка. Василий был тихим, он страшно изменился. Казалось, будто писатель успел уже умереть окончательно и возродиться. Все последние дни его были Осанной Христу. Он утверждал, что с ним происходят чудеса, просил всех обняться и заявлял, что Христос воскрес.
После всюду ходила эта легенда, слухи о его смерти поползли по стране очень быстро. Завершающий этап его жизни был радостным. Он причастился четыре раза по своему желанию, соборовался, трижды перед ним прочитали отходную. И тогда он скончался. Смерть его не была мучительной. Похоронили Василия Розанова в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры.