Черемис - это... История народа, культура и верования

На территории России проживает множество различных народностей со своими обычаями, традициями, верованиями. Это буряты, черемисы, татары и многие другие. Изучать историю и культуру этих народностей очень интересно: обычаи и традиции формировались веками, они уникальны у каждого этноса. Не многим известно точно, какая народность где проживает, даже если ее название на слуху. Например, черемис - это кто?

Место населения

Черемисы - это прежнее название народа марийцев. То есть людей, проживающих на территории Республики Марий Эл.

Карта республики марий эл

Черемисы - народ, встретить который можно на территории Поволжья, Урала, междуречья рек Ветлуги и Вятки. В зависимости от того, на какой территории они проживают, выделяют несколько групп марийцев или черемисов: горные (на берегах Волги), северно-западные (Кировская и Нижегородская области), луговые (между Вяткой и Волгой), восточные (Башкирия и Приуралье).

Национальность черемисов

Итак, какие же национальности попадают под такое определение? В период с XIV по XVIII века кого относили к черемисам? Чуваши и марийцы считались представителями этой народности в то время. Однако позднее предствление об этом этносе поменялось. начиная с XIX столетия специалисты пришли к выводу, что черемис - это уже только марийец. Что известно об этой народности?

История черемисов

Историк Иордан в VI веке впервые упомянул об этой народности. Племя черемисов начало формироваться от нижнего берега Ветлуги до Вятки (восточное направление) и Казанки (южное направление). Считается, что до VIII века они имели связи с древнегерманским племенем готов, а затем, вплоть до XV века, были в составе Золотой Орды и Булгарского вилаята, однако известно, что сражались они не только на стороне булгар и Орды, но и за русских. В 1552 году Ханство пало, и земля марийцев стала частью российского государства. Присоединение это не прошло бескровно: известно о нескольких крупных восстаниях марийцев, которые вошли в историю как Черемисские войны (всего их было три, продолжались они, в общей сложности, с 1552 по 1585 год).

Черемисская война

Первая черемисская война началась на Волге с нападений на купцов отрядами марийцев и чувашей. Всех причастных к этим нападениям смогли найти и, по распоряжению воеводы Бориса Салтыкова, повесили. Такое наказание вызвало волну негодования, однако и она была подавлена. Разобравшись с восстаниями, власти организовали систему налогообложения, марийцы должны были платить ясак - налог пушниной. В 1553 году луговые марийцы убили двух сборщиков ясака и подняли восстание. Подавить его смогли только в 1557 году.

Второе восстание черемисов началось в 1571 году, после того как хан Девлет-Гиреевм совершил поход на Москву. Одной из причин восстания послужило насильственное крещение черемисских жрецов. Предводителем восстания был князь Качак. Царская власть подавляла восстание карательными операциями и переговорами. В 1574 году оно было подавлено полностью.

Третья война началась в 1581 году. Участвовали в ней не только марийцы, но и чуваши, мордовцы, татары и удмурты. Войсками, подавлявшими восстание, командовал князь Иван Мстиславский. Были проведены карательные операции, а также восставшим было обещано, что в случае искреннего раскаяния они будут помилованы. Так, в 1585 году большая часть восставших принесла клятву верности. Это восстание было подавлено благодаря обещаниям и царским подаркам.

Что касается современной истории, то в 1926 году марийские территории были провозглашены автономным округом, а в 1936 году - автономной республикой.

"Черемис" - это слово, предположительно пришедшее с Урала и обозначающее "племенной человек" или "лесной человек".

Верования

На данный момент марийцы исповедуют, в основном, православие, однако существуют у них и древние религиозные языческие традиции. В древности религия контролировала все сферы общественной жизни. Важнейшей чертой марийских верований было почитание окружающего мира. Именно природа символизировала божественное начало, высшие силы. Согласно религии марийцев, представители не только животного, но и растительного мира имеют свою душу, волю, сознание. В народе было принято почтительно относиться к животным и растениям, демонстрировать уважение к ним. Так, например, деревья считались хранителями жизненных сил и покровителями рода. Даже в наши дни сохранились отголоски фетишизма и почитания растений и животных (например, лося или лебедя).

Помимо культа природы, существовал еще и культ духов. Считалось, что у каждого дома есть покровительствующий ему дух - водыж. Также водыжи могли охранять сад, усадьбу, поле, водоем или целое поселение. Дух, покровительствующий роду, назывался Креметом. В его образе соединились воедино силы окружающей природы, водыжи, души умерших. Молились креметам только в специально предусмотренных для этого рощах под названием керемети.

Связующим звеном между миром духов и миром людей выступали колдуны и ворожцы. В выполняемых ими обрядах нередко можно было узнать элементы шаманства.

Важное место в марийских верованиях отводилось культу души умерших. Считалось, что после смерти тела, душа переселяется в потусторонний мир и продолжает свое существование там.

Особое место занимал культ земли и сельского хозяйства. Богиню земли звали Мланде ава, ее покровителя - Он или Хан. В этот культ также входили плодородная сила Мланде шочын, ключник подземных кладовых Мланде сравоч, распорядитель Мланде саус и другие духи.

Молились в так называемых Священных Рощах. Там нельзя было охотиться, разводить костры, спиливать деревья и мусорить. Рощи сохранились и сейчас, всего на территории Марий Эл их около пятисот. Называется такая роща кюсото.

Священная роща

Во время молитвы марийцы варят жертвенных гусей и уток, смешивают их кровь и крупу. Разговаривают во время молебнов только на марийском языке.

Что касается христианства, то оно было принято среди марийцев в XVIII. Крещение являлось принудительным, однако было, скорее, проформой: большинство представителей народа черемисов на тот момент не знали даже азов православного учения.

Сейчас среди марийцев можно встретить православных, мусульман, представителей традиционной марийской религии (А. И. Таныгин руководит этим движением).

Традиции и ритуалы

Черемисы - это народ, богатый на интересные обычаи и традиции. Некоторые из них связаны с таким событием, как свадьба. Каждому участнику этого мероприятия отведена своя особая роль. За порядок и выполнение всех необходимых ритуалов отвечает савуш (шафер). Он же использует традиционную свадебную плетку - суан лупш, отгоняющую злых духов от молодоженов. Савуш размахивал плеткой над головой и расчищал ею дорогу перед женихом и невестой.

Родители молодоженов всегда брали на себя большую часть расходов: семья невесты приносила еду и напитки, а жениха - дарила будущим супругам овцу или корову.

После свадьбы молодая жена обычно возвращалась домой к родителям на некоторое время.

Современное марийское бракосочетание предполагает регистрацию в ЗАГСе, поездку по городу, современные развлечения. Однако до сих пор на свадьбе можно увидеть суан лупуш, которым савуш размахивает, как будто отгоняя злых духов.

Что касается похоронных обрядов, то, так как черемисы считали, что после смерти человеческая душа не заканчивает свое существование, многие ритуалы были направлены на то, чтобы помочь душе в загробном мире.

Во время пошива похоронного облачения старались многие действия выполнять наоборот, считая, что это соответствуют загробным порядкам. Чтобы усопший мог наблюдать за земной жизнью, в его гробу проделывалось окошко. В сам гроб помещались предметы, которые могли помочь покойному в загробном мире: ножик, пищу, монеты, палку (для защиты от темных сил), нитку (которая служила проводником в потустороннем мире). Во время поминального обеда у покойного просили прощения за обиды, причиненные ему при жизни, и желали ему благополучного существования в мире ином.

На могиле было принято устанавливать шест (а позже крест), на который повязывали полотенце.

семья марийцев

Марийцы, проживающие на территории Башкирии, еще и изображали на конце шеста кукушку, так как она считалась символом утраты и печали. Также иногда к шесту привязывали две нитки, на которых, по убеждениям марийцев, качалась душа.

После похорон, чтобы очистить помещение от злых духов и исключить повторения несчастья, дом, где стоял гроб, тщательно мыли, а на его место ставили кувшин с водой и бросали туда раскаленный камень.

В честь каждого умершего родственника в доме горела одна небольшая свеча. Таким образом марийцы почитали ушедших близких.

Что касается национальных праздников, то наиболее известные, дошедшие и до наших дней, - это Пелейдыш пайрем и Шорыкйол.

Первый праздник - праздник сбора цветов, проводится он летом, после завершения всех полевых работ. Сейчас этот день празднуется 12 июля, на территории Марий Эл приурочен к Дню России. Впервые его отметили в 1920 году. Делится Пелейдыш пайрем на две части: официальную и развлекательную. Во время первой части озвучиваются результаты полевых работ, администрация произносит поздравления, поднимают флаг. В ходе развлекательной части устраивают концерты и народные гуляния, проводят игры, развлекательные мероприятия, костюмированные шествия.

Шорыкйол - это праздник Рождества. Годовой цикл у черемисов начинался именно с этого праздника. В этот день делали насыпи из снега, встряхивали деревья, растущие в саду - считалось, что все эти действия увеличат в будущем урожай. Дети и ряженые ходили по домам односельчан, пели песни, оставляли пожелания хозяевам и собирали угощения, причем считалось, что чем больше угощений, тем лучше будет наступающий год. Ряженые часто надевали одежду наизнанку - это считалось символом обновления жизни и торжеством над смертью.

Марийцы отмечают шорыкйол

Национальные блюда

Кухня марийцев (или черемисов) богата и разнообразна. Основу ее составляют супы (их очень много: с щавелем, кислым тестом, крапивой, рыбой, картофелем, даже с калиной есть суп), вареники и пельмени, колбасы, блины и лепешки. Довольно часто в пищу употребляются крупы (овсяная, гречневая и ячменная используются в местной кухне чаще всего), к которым добавляли мясо или тыкву.

Одно из самых популярных блюд - суп с клецками из ржаной или пшеничной муки (по-марийски он называется лашка). Помимо клецок из кислого теста, туда еще входят картофель, зелень и взбитые яйца.

Интересен процесс приготовления блинов: они трехслойные. Сначала замешивают тесто из ржаной муки, соли и яиц, затем его раскатывают в тонкие пласты и поджаривают. После этого промазывают кислым молоком, смешанным с овсяной мукой, снова поджаривают. На заключительном этапе блин промазывают вымоченной в сметане овсяной крупой и дожаривают. Такие трехслойные блины называются коман мелна и подаются со сливочным или топленым маслом.

Блины коман мелна

Традиционные марийские пельмени значительно отличаются от привычных. Тесто для них делается из картошки, овсяной или пшеничной муки и яйца. Такое картофельное тесто разделяют на тонкие лепешки и раскатывают. В середину каждой кладут начинку из мелко нарезанного свиного сала, репчатого лука, соли и перца. Затем лепешку складывают пополам, залепляют края и обжаривают во фритюре. Называется такое блюдо Нужымо паренге. Более привычные пельмени называются Шыл подкогыльо. Готовятся они из пресного теста и мясной начинки. Отвариваются в соленой воде и поливаются маслом перед подачей.

Еще одно популярное мясное блюдо - это колбаса Шырдан. Делают ее из мелконарезанного мяса (чаще всего это смесь говядины, свинины и баранины), овсяной крупы (предварительно подсушенной), рубленого на дольки репчатого лука и воды. В качестве специй используют соль, черный перец и лавровый лист. Такую смесь тщательно перемешивают и помещают в предварительно подготовленный бараний желудок. Края желудка сшивают ниткой. Запекают его сначала до готовности, а затем повторно ставят в духовку, но уже на низкую температуру, чтобы высушить блюдо.

Марийские сладости

Если говорить о десертах, то одним из наиболее популярных является Суккыр кинде - выпечка с ягодами и медом. В опарное дрожжевое тесто кладут начинку из меда и ягод, смазывают медом, выпекают и вновь смазывают пчелиным продуктом.

Традиционные напитки

Довольно необычный вариант напитка - Турисмо торык вуд. Готовят его из творога, который растирают до однородности и смешивают с водой или молоком. Одним из любимых напитков марийцев считается квас, его даже иногда используют при приготовлении первых блюд. Из алкоголя употребляют такие напитки, как хлебная или картофельная водка (она называется арака), пиво на хлебе, хмельной мед.

Известные марийцы

Есть ли знаменитые люди среди черемисов? Биографии выдающихся людей из этой народности интересны. Среди выдающихся марийцев есть композиторы, ученые, актеры, писатели и поэты.

Так, например, уроженец города Козьмодемьянска Андрей Эшпай - композитор, лауреат премий (в том числе и Государственной при СССР) и народный артист России. Родился он в 1925 году, однако уже в 1928 оказался в Москве. Окончил музыкальное училище при Московской консерватории, а затем и саму консерваторию. Эшпай - автор девяти симфоний, нескольких концертов для инструментов с оркестром, музыки к песням и множества других произведений. Именно он написал музыку к таким композициям, как "А снег идет" (стихи Евгения Евтушенко), "Москвичи (автор текста Евгений Винокуров), "Песня о Родине" (стихи Льва Ошанина).

Композитор Андрей Эшпай

Композитор Андрей Яковлевич Эшпай скончался в 1925 году, в городе Козьмодемьянске в его честь назвала детская школа искусств и открыта памятная доска.

Еще один известный уроженец Козьмодемьянской губернии - поэт и прозаик Пет. Першут. Настоящее имя автора - Петр Григорьевич Першуткин. Родился он в 1909 году. Окончил Козьмодемьянский педагогический техникум, затем работал в издательстве и собирал фольклор. В двадцатых годах его произведения печатались в таких журналах, как "Кыралшы" и «У сем». Его перу принадлежат поэма «Кутко сÿан» (переводится как "Муравьиная свадьба"), сборник стихов "Фашизм ваштареш" ("Против фашизма") и другие произведения. Отличительные черты его авторского стиля - народный язык, фольклорные мотивы, публицистическая направленность.

В 19442 году поэт и прозаик попал в плен к фашистам и через год скончался в концлагере.

Большой вклад в лингвистику и изучение фино-угорской группы языков внесла уроженка села Пернянгаши Людмила Петровна Васикова. Она стала первой марийской женщиной, удостоившейся звания доктора наук. Людмила Васикова закончила историко-филологический факультет Марийского государственного института и аспирантуру Тартуского университета в Эстонии. Ее перу принадлежит почти 200 научных публикаций, в числе которых 10 монографий, посвященных языкознанию.

Лингвистика

Каково значение слова "черемис" сегодня? Еще в 1918 году было принято решение называть народ "марий" или "марийцами". Считалось, что эти названия исторически-национальные, а вот слово "черемис" пришло не из их языка. Насколько корректно сейчас использовать прежнее название "черемисы"? Почему от него решили официально отказаться?

Сами бывшие черемисы сейчас считают это слово оскорбительным и ругательным и используют его в негативном контексте. По эмоциональной окраске его можно сравнить с такими словами, как, например, "ниггер" в США. Таково значение слова "черемис" сегодня, и лучше его не употреблять в разговоре с марийцами.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.