Бюджетные фонды играют немалую роль в функционировании страны и исполнении государством своих обязательств, включая социальные. В данной статье рассказывается о понятии, разновидностях, значении и особенностях фондов России.
Понятие и значение бюджетного фонда
Бюджетные фонды – это разновидность финансовых фондов, создаваемых в строгом соответствии с отечественными юридическими нормами. Они выглядят как специально выделенные в системе бюджета деньги, которые расходуются и контролируются властными государственными структурами. Как правило, данные финансы скапливаются для последующего финансирования ключевых видов хозяйственной деятельности страны.
Все бюджетные фонды в России подчиняются положениям действующего бюджетного законодательства. Кроме того, данные структуры, независимо от их вида, не должны нарушать и иные правовые нормы. Как правило, фонды закладываются исполнительной властью на федеральном уровне, в границах закона об общегосударственном бюджете на предстоящий финансовый год. Причем допускается формирование бюджетных фондов не только в центре, но и в субъектах РФ, и даже в муниципалитете. Бюджетные фонды пополняются посредством поступления денег из казны, особых фискальных взносов с физических и юридических лиц, целевых государственных кредитов, казначейских ценных бумаг (векселей) и др.
Фонды играют немаловажную роль. В частности, бюджетные фонды – это денежная основа реализации задач и социальных обязательств государства.
Разновидности фондов
Фонды могут классифицироваться по различным критериям:
1) По наличию непосредственной связи с государственной казной бывают бюджетные и внебюджетные фонды.
2) По направлению использования средств: целевые и нецелевые.
3) По уровню образования: государственные, фонды субъектов РФ, муниципальные.
Кроме того, по форме бюджетных фондов их можно классифицировать на целевые бюджетные фонды; запасные фонды и фонды, созданные в рамках затрат казны определенного уровня власти.
Бюджетные фонды, созданные для решения определенной задачи
Отличительными особенностями целевого бюджетного фонда можно назвать: профильную направленность расходования хранящихся в нем средств; формируется благодаря прибыли целевого назначения; прибыль, приходящая в него, связана с определенными целями растрат; приход финансов и их растраты осуществляются ежегодно на весь срок функционирования фонда; существует связь продолжительности работы фонда и времени реализации той задачи, для претворения в жизнь которой он был сформирован. Таким образом, целевые бюджетные фонды – это организация, консолидирующая денежные средства, предназначенные для решения конкретных задач.
Все бюджетные фонды прекратили свое существование после вступления 26.04.2007 г. закона о внесении поправок в БК РФ. Вместе с тем в теории бюджетного права они по-прежнему существуют. К бюджетным фондам РФ можно отнести фонд национального благосостояния, инвестиционный и дорожный фонды.
Первый являлся долей денег государственной казны, которые должны были учитываться и контролироваться отдельно для обеспечения дополнительной денежной поддержки добровольных пенсионных сбережений российского населения и создания баланса (устранения нехватки средств) бюджета в отечественном Пенсионном Фонде.
Второй из перечисленных фондов был создан для дополнительного финансирования разработок, которые должны были привлекать вкладчиков. Согласно бюджетному законодательству России средства из фонда должны были расходоваться для претворения в жизнь инвестиционных разработок.
Дорожный фонд формировался для денежного обеспечения ремонтных работ и благоустройства отечественных автострад общего применения; капитальных ремонтных работ и реконструкции придомовых зон многоэтажных жилых зданий, подъездов ко дворам многоэтажных жилых зданий в различных городах.
Особенности резервного фонда
Резервные бюджетные фонды – это доля финансов государственной казны, которая учитывается и контролируется отдельно для проведения нефтегазового трансферта при нехватке прибыли от торговли «голубым топливом» и «черным золотом» для денежного обеспечения данного трансферта.
Нормативный размер данного фонда устанавливается в определенной величине, основываясь на 10% предсказываемого на предстоящий финансовый год размера ВВП, отраженного в ФЗ о государственных доходах и расходах на будущий финансовый год и запланированный срок.
Цель руководства финансами Резервного фонда заключается в поддержании целостности финансов Фонда и постоянной величины прибыли от его размещения в отдаленном будущем. Руководство соответствующими финансами предусматривает вероятность падения доходов или убытков в ближайшее время.
Руководит деньгами фонда отечественный Минфин в порядке, который определяет главный орган исполнительной власти страны. Некоторые функции по руководству деньгами данного образования может исполнять ЦБ РФ.
Руководство финансами Резервного фонда способно производиться одним либо комплексом методов:
- С помощью покупки за деньги фонда зарубежной денежной единицы и ее размещения на депозитах по учету финансов фонда в зарубежных денежных единицах (USD, €, английская валюта) в ЦБ РФ.
- С помощью помещения денег Резервного фонда в зарубежные финансовые средства и денежные активы, исчисляющиеся в денежных единицах других государств, список которых устанавливается отечественными правовыми нормами.
Минфин РФ руководит деньгами Фонда первым из перечисленных методов.
Общая характеристика внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды представляют собой независимые кредитно-денежные структуры и образования, которые в основной своей массе обладают юридическим статусом организации.
Внебюджетные фонды, создаваемые органами власти, являются целевыми фондами со своими средствами с общим центром, образуемые за рамками государственной казны благодаря финансовым взносам организаций и созданные для исполнения социальных обязательств перед населением России (выплаты пенсий, пособий, страхования, защиты здоровья и лечебную поддержку).
Данные фонды являются автономными в хозяйственном и юридическом плане от федеральной, региональной и муниципальной казны. Финансовые активы данных организаций не входят в суммарную величину прибыли и растрат государственной казны. Однако деньги внебюджетных фондов являются собственностью органов власти, которые и назначают порядок их функционирования.
Любой внебюджетный фонд, в отличие от целевых бюджетных фондов, работает независимо от казны (точнее, связь не прямая, а опосредованная).
Надобность в создании таких структур была обусловлена несколькими основаниями. Главное основание в хозяйственной сфере – потребность в увеличении источников спонсирования органами власти общественно-экономических потребностей страны. Иначе говоря, задачей внебюджетных фондов является взятие под контроль наиболее значимых направлений общехозяйственного развития государства и общественной отрасли.
Властные структуры указывают цель формирования фонда, а также порядок расходования его финансовых активов.
Разновидности внебюджетных фондов
Система бюджетных фондов включает множество разновидностей данных учреждений.
По рабочему предназначению внебюджетные фонды подразделяются на те, что имеют общегосударственный характер (сформированы для урегулирования значимых трудностей в хозяйственной сфере в целом: дорог, окружающей среды, таможенная отрасль, снижение криминальных показателей и др.) и те, что созданы для решения конкретной задачи (формируются для финансирования общественных потребностей; обучения; науки; лечебной сферы; повышения занятости населения). Деньги любого внебюджетного фонда размещаются на особых депозитах.
Другим критерием деления является уровень образования фонда: государственный, субъекта РФ или муниципалитета. Поступление средств из фонда осуществляется исключительно для решения определенных задач. При этом деньги на удовлетворение общественных нужд из таких фондов поступают в куда большем размере, чем из целевых фондов.
Внебюджетные фонды также подразделяются на социальные (например, ПФ РФ, ФСС, фонд обязательного лечебного страхования) и общеэкономические. В последнем случае речь, как правило, идет о фондах бюджетных учреждений. К числу последних относились, например, Фонд российского Министерства по атомной энергии; государственный фонд Министерства по налогам и сборам и др.
Специфика работы ПФ РФ
ПФ России является фондом финансовых активов, созданным независимо от государственной казны для денежного обеспечения защиты россиян от специфической разновидности общественной угрозы – потери оклада (либо иной стабильной прибыли) по причине наступления преклонного возраста, утраты трудоспособности; для нетрудоспособных граждан – при смерти кормильца; для некоторых групп занятых – продолжительного исполнения конкретной трудовой задачи. Финансовые активы из ПФ запрещено расходовать на иные цели, кроме вышеперечисленных. Пенсионные накопления включают 3 части: основную, накопительную и страховую.
Пенсионный Фонд пополняется благодаря таким источникам, как: деньги из государственной казны; суммы пеней и других денежных наказаний; прибыль от вложения временно не занятых финансов обязательного пенсионного страхования; страховых платежей на обязательное страхование пенсионных выплат; добровольных платежей граждан и юридических лиц; других легальных источников.
Специфика работы ФСС РФ
Фонд общественного страхования стоит на втором месте по значимости. Он является профильной кредитно-денежной структурой при высшем органе исполнительной власти страны. Его функция заключается в управлении денежными средствами государственного общественного страхования.
Ключевыми целями создания ФСС можно считать: выплату россиянам федеральной социальной помощи, отправку на курортно-санаторные медицинские процедуры; участие в создании и претворении в жизнь федеральных программ защиты здоровья занятого населения; проведение мероприятий, способствующих денежной стабильности фонда, установление размера страховых платежей; организация деятельности по обучению работников структуры федерального общественного страхования; партнерство с идентичными зарубежными организациями и межгосударственным структурами в плане общественного страхования.
Источниками финансовых поступлений Фонда являются: страховые платежи различных работодателей; страховые платежи людей, имеющих статус ИП; страховые платежи россиян, занятых на других условиях; прибыль от вложения временно не занятых финансовых активов фонда в банковские депозиты и ценные федеральные бумаги с высокой стоимостью; добровольные выплаты организаций и россиян; иная прибыль.
В основном финансовые активы фонда расходуются на: похороны; предоставление пособий по временной потере возможности осуществлять трудовую деятельность, родам и беременности, при появлении на свет малыша и уходу за ним до исполнения ему 1,5 лет; направление на оздоровительные процедуры на курорты; иные цели, перечисленные в правовых нормах.
Специфика деятельности фондов ОМС
Данные структуры формируются на уровне местных органов власти для консолидации средств на охрану здоровья населения. ОМС – неизменная составляющая федерального общественного страхования и обеспечивает каждому россиянину одинаковое право на лечение с помощью финансов из ОМС.
Для претворения в жизнь мер в сфере лечебного страхования формируются государственный и региональный фонды ОМС как независимые некоммерческие кредитно-денежные структуры.
Фонды ОМС призваны выполнить ряд задач: сделать одинаковыми условия функционирования региональных фондов ОМС; выделить деньги на целевой комплекс мероприятий в пределах ОМС; произвести проверку правильности растрат денежных активов ОМС.
На общегосударственном уровне источниками поступлений в фонд ОМС являются: доли страховых выплат субъектов экономической деятельности; платежи региональных фондов ОМС на претворение в жизнь совместных мероприятий, осуществляемых на договорной основе; финансирование из государственной казны на реализацию республиканских мероприятий ОМС; добровольные платежи организаций и граждан; прибыль от применения временно не занятых денег государственного фонда ОМС и др.
Бюджетные фонды государства и властных структур
В число федеральных бюджетных фондов входили: фонды денежной помощи, созданные в составе государственной российской казны для решения задач страны на определенной стадии развития хозяйственной сферы. В качестве примера можно привести Государственный фонд софинансирования растрат; фонд денежной помощи субъектам ФФПС; государственный фонд возмещения.
Одно из основных требований функционирования государственного бюджетного фонда – обязательный надзор над его созданием и целевым употреблением размещенных на его депозитах финансовых активов.
Органы власти осуществляют надзор как над легальностью расходования денежных средств, так и результативностью их использования. Структура подобных фондов в государственной казне меняется. Их могут формировать либо ликвидировать. Это справедливо и для региональных фондов.
Бюджет и бюджетные фонды имеют непосредственную связь, в отличие от аналогичных внебюджетных структур, где она является опосредованной.
Кроме того, следует сказать про особые фонды разнообразных органов власти (например, Фонд российского Министерства по атомной энергии). Их состав образуется из финансовых ассигнований на определенные задачи. Затем деньги распределяются и тратятся в соответствии с законом. Деньги казны растрачиваются, главным образом, на проведение мер, способствующих непрерывной работе подобной структуры.
Прибыль создается на базе расчетов, вычисляемых по каждому источнику прибыли обособленно.
Применение средств бюджетного фонда
Расходование денежных запасов бюджетного фонда прописано в законодательстве. Целевые бюджетные фонды создаются благодаря соответствующим поступлениям и способны употребляться исключительно для перевода средств на заранее установленные цели. Все транзакции с подобными финансами должны проводиться только через филиалы Центрального Банка и основного управления казначейства российского Министерства финансов. Учет денег осуществляется на государственных депозитах, созданных в ЦБ РФ/Казначействе. Финансы из бюджетных фондов неприкосновенны. Их запрещено применять для коммерческой деятельности.