Джон Ролз: биография, личная жизнь, произведения

Джон Ролз был одним из ведущих американских философов, специализировавшихся на моральной и политической философии. Он был автором «Теории справедливости», которая до сих пор считается одной из самых важных публикаций в политической философии. Он был награжден премией Шока по логике и философии и Национальной гуманитарной медалью. Помимо своей карьеры в области философии, Ролз также служил в армии США во время Второй мировой войны, на Тихом океане, в Новой Гвинее, Филиппинах и Японии. Покинув армию, он продолжил свое образование и получил докторскую степень в университете Принстона. Позже он преподавал в Гарвардском университете.

Принстонский университет

Детство и молодость

Джон Ролс родился в Балтиморе, штат Мэриленд. Его родители: Уильяма Ли - адвокат, Анна Абелл Стамп. Он рано перенес сильное эмоциональное потрясение, когда два его брата умерли в детстве из-за болезни.

Он посещал школу в Балтиморе, после чего он поступил в Кентскую школу в Коннектикуте. В 1939 году поступил в Принстонский университет.

В 1943 году, вскоре после получения степени в области искусства, пошел в армию Соединенных Штатов. Он служил во время Второй мировой войны, но оставил военную службу, став свидетелем бомбардировки Хиросимы.

Отказавшись от службы в армии, он снова поступил в Принстонский университет в 1946 году, чтобы получить степень доктора в области моральной философии. В Принстоне он попал под влиянием ученика Витгенштейна Нормана Малкольма.

В 1950 году Джон Ролз опубликовал диссертацию под названием «Исследование в области этических знаний: рассматривается со ссылкой на суждения о нравственной ценности характера».

Получив докторскую степень в 1950 году, начал преподавать в Принстонском университете, оставаясь на этой должности в течение двух лет.

Корнелльский университет

Смена взглядов

Будучи студентом колледжа, Ролз написал чрезвычайно религиозную диссертацию и подумывал об обучении на сан священника. И все же Ролз потерял свою христианскую веру во Второй мировой войне, увидев смерти в бою и узнав об ужасах Холокоста. Затем в 1960-х годах Ролз выступил против военных действий Америки во Вьетнаме. Вьетнамский конфликт побудил Ролза проанализировать недостатки в американской политической системе, которые привели к тому, что он так беспощадно преследовал то, что считал несправедливой войной, и подумать над тем, как граждане могут противостоять агрессивной политике своего правительства.

Карьера

В 1951 году в журнале Корнельского университета «Философское обозрение» была опубликована его «Схема принятия решения по этике». В том же журнале он также написал «Справедливость как честность» и «Чувство справедливости».

В 1952 году он был удостоен стипендии Фулбрайта в Оксфордском университете. Здесь он работал с Х. Л. А. Хартом, Исайей Берлином и Стюартом Хэмпширом. Он вернулся в Соединенные Штаты Америки, где впоследствии стал доцентом в Корнелльском университете. К 1962 году он стал профессором этого же университета и вскоре получил штатную должность в Массачусетском технологическом институте. Однако он решил преподавать в Гарварде, которому посвятил более 30 лет.

В 1963 году он написал главу под названием «Конституционная свобода и концепция справедливости» для книги «Номос, VI: Справедливость», ежегодника Американского общества политической и правовой философии.

Символ справедливости

В 1967 году он написал главу под названием «Распределительная справедливость», которая была опубликована в книге Питера Ласлетта и У. Дж. Рансимана «Философия, политика и общество». В следующем году он написал статью «Распределительная справедливость: некоторые дополнения».

В 1971 году им была написана «Теория справедливости», которую опубликовало издательство Belknap Press из Harvard University Press. Она считается одной из его самых важных работ по политической философии и этике.

В ноябре 1974 года он написал статью под названием «Ответ Александру и Масгрейву» в «Ежеквартальном экономическом журнале». В том же году в «Американском экономическом обзоре» были опубликованы «Некоторые аргументы в пользу максиминного критерия».

В 1993 году он выпустил обновленную версию «Теории справедливости» под названием «Политический либерализм». Работа была опубликована издательством Колумбийского университета. В том же году Джон Ролз написал статью под названием «Закон народов», которая была опубликована в «Критическом расследовании».

В 2001 году вышла в свет книга «Справедливость как честность: подтверждение» в ответ на критику своей книги «Теория справедливости». Книга являлась кратким изложением его философии, отредактированным Эрин Келли.

Книга «Теория справедливости»

Личная жизнь

В 1949 году он женился на выпускнице Университета Брауна Маргарет Фокс. Сам Джон Ролс не любил давать интервью и не чувствовал себя комфортно, находясь в центре внимания. По своим убеждениям он был атеистом. В 1995 году он перенес серию инсультов, после которых он больше не мог работать.

Он умер в возрасте 81 года в Лексингтоне, штат Массачусетс.

Научные труды

Наиболее обсуждаемая работа Ролза - это его теория справедливого общества. Ролз впервые изложил идею справедливости в деталях в своей книге 1971 года «Теория справедливости». Он продолжал корректировать эту идею на протяжении всей своей жизни. Эта теория попала и в другие книги: Джон Ролз рассматривает ее в «Политическом либерализме» (1993), «Законе народов» (1999) и «Справедливость как честность» (2001).

Коллекция книг Джона Ролза

Четыре роли политической философии

Ролз считает, что политическая философия выполняет как минимум четыре роли в общественной жизни общества. Первая роль является практической: политическая философия может найти основания для обоснованного согласия в обществе, где резкие разногласия могут привести к конфликту. Ролз цитирует Левиафана Гоббса как попытку решить проблему порядка во время гражданской войны в Англии, а «Документы федералистов» выходят из дебатов по поводу Конституции США.

Вторая роль политической философии заключается в том, чтобы помочь гражданам ориентироваться в собственном социальном мире. Философия может размышлять о том, что значит быть членом определенного общества, и как можно понять природу и историю этого общества в более широкой перспективе.

Третья роль состоит в том, чтобы исследовать границы практически осуществимой политической возможности. Политическая философия должна описывать работающие политические механизмы, которые могут получить поддержку от реальных людей. Тем не менее, в этих пределах философия может быть утопической: она может изобразить социальный порядок, который является лучшим, на что мы можем надеяться. Принимая во внимание то, что люди такие, какие они есть, как сказал Руссо, философия представляет, какими могут быть законы.

Четвертая роль политической философии - это примирение: «чтобы успокоить наше разочарование и ярость против нашего общества и его истории, показывая нам, каким образом его институты ... рациональны и развиваются с течением времени, как они достигли своей нынешней, рациональной формы». Философия может показать, что человеческая жизнь - это не просто господство и жестокость, предубеждение, глупость и коррупция.

Джон Ролз рассматривал свою собственную работу как практический вклад в преодоление давней напряженности в демократической мысли между свободой и равенством и в ограничении гражданских и международных норм терпимости. Он предлагает членам своего общества воспринимать себя свободными и равноправными гражданами в рамках справедливой демократической политики и описывает обнадеживающее видение стабильно справедливой конституционной демократии, которая вносит свой вклад в мирное международное сообщество. Лицам, разочарованным тем, что их сограждане не видят всей истины в том виде, в каком видят ее они, Ролз предлагает примиряющую мысль, что это разнообразие мировоззрений может поддерживать социальный порядок, на самом деле обеспечивая большую свободу для всех.

Гарвардский университет

Идеи теории справедливости Джона Ролза

Кратко рассматривая его концепцию, следует отметить, что социальное сотрудничество в той или иной форме необходимо для того, чтобы граждане могли вести достойную жизнь. Тем не менее, гражданам не безразлично, как преимущества и бремя сотрудничества будут распределены между ними. Принципы справедливости Джона Ролза формулируют центральные либеральные идеи о том, что сотрудничество должно быть справедливым для всех граждан, считающихся свободными и равными. Отличительную интерпретацию, которую он дает этим концепциям, можно рассматривать как сочетание отрицательного и положительного тезиса.

Отрицательный тезис начинается с иной идеи. Джон Ролз утверждает, что граждане не заслуживают того, чтобы родиться в богатой или бедной семье, родиться естественным образом более или менее одаренным, чем другие, родиться женщиной или мужчиной, родиться в определенной расовой группе и так далее. Поскольку в этом смысле эти черты личности являются морально произвольными, граждане не имеют права на большее количество преимуществ социального сотрудничества просто из-за них. Например, тот факт, что гражданин родился богатым, белым и мужчиной, сам по себе не дает оснований для того, чтобы этот гражданин был одобрен социальными институтами.

Этот негативный тезис не говорит о том, как должны распространяться социальные товары. Положительный дистрибутивный тезис Ролза говорит о взаимности на основе равенства. Все социальные товары должны быть распределены поровну, если неравное распределение не будет выгодно для всех. Основная идея Джона Ролза заключается в том, что, поскольку граждане в основном равны, рассуждения о справедливости должны начинаться с предположения о том, что товары, произведенные в кооперативе, должны быть поровну разделены.

Тогда справедливость требует, чтобы любое неравенство приносило пользу всем гражданам и, в частности, приносило пользу тем, у кого будет меньше всего. Равенство устанавливает базовую линию; отсюда любое неравенство должно улучшить положение каждого, и особенно положение наиболее обездоленных. Эти строгие требования равенства и взаимного преимущества являются отличительными чертами, передающими краткое содержание теории справедливости.

Джон Ролз

Джон Ролз: два базовых положения теории

Руководящие идеи справедливости приобретают институциональную форму благодаря двум принципам справедливости.

Согласно первому из них, у каждого человека есть одно и то же неотъемлемое требование к полностью адекватной схеме равных базовых свобод, которая совместима с одной и той же схемой свобод для всех.

Второй принцип гласит, что социально-экономическое неравенство должно удовлетворять двум условиям:

  1. Они должны быть закреплены за офисами и должностями, открытыми для всех, в условиях справедливого равенства возможностей.
  2. Они должны приносить наибольшую пользу наименее обеспеченным членам общества (принцип различия).

Первый принцип равных основных свобод должен быть воплощен в политической конституции, в то время как второй принцип применим в первую очередь к экономическим институтам. Выполнение первого принципа имеет приоритет перед выполнением второго принципа, а в рамках второго принципа справедливое равенство возможностей имеет приоритет над принципом различия.

Первый принцип Джона Ролза гласит, что все граждане должны обладать основными правами и свободами: свобода совести и ассоциаций, слова и личности, правом голосовать, занимать государственные должности, рассматриваться в соответствии с верховенством закона и т.д. Он предоставляет все это всем гражданам в равной степени. Неравные права не принесут пользы тем, кто получит меньшую долю, поэтому справедливость требует равных условий для всех при любых нормальных обстоятельствах.

Второй принцип справедливости Джона Ролза состоит из двух частей. Первая часть, справедливое равенство возможностей, требует, чтобы граждане с одинаковыми талантами и желанием использовать их имели одинаковые образовательные и экономические возможности независимо от того, были ли они рождены богатыми или бедными.

Вторая часть заключается в принципе разности, который регулирует распределение богатства и дохода. Разрешение неравенства в богатстве и доходе может привести к увеличению общественного продукта: например, более высокая заработная плата может покрывать расходы на обучение и образование и может стимулировать создание рабочих мест, которые более востребованы. Принцип различий допускает неравенство в богатстве и доходе, если только оно будет выгодно для всех, и особенно для тех, кто окажется в худшем положении. Принцип различия требует, чтобы любое экономическое неравенство было в наибольшей степени выгоднее тех, кто в наименьшем положении.

Последовательность теорий

Для Ролза политическая философия не просто применение моральной философии. В отличие от утилитаристов, у него нет универсального принципа: «Правильный регулирующий принцип для чего-либо, - говорит он, - зависит от его собственной природы этого». Теория Джона Ролза ограничена политикой, и в этой области он считает, что правильные принципы зависят от ее конкретных агентов и ограничений.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.