Работа с государственным заказом - это дело прибыльное, но следует отметить, не такое уж и просто. Зачастую именно государственные компании предъявляют наивысшие требования к тому продукту или услуги, что собираются купить. В связи с этим организуется специальный конкурс, в ходе которого соискатели желаемой работы соревнуются друг с другом за право именоваться лучшим исполнителем. О том, как работает система размещения государственных заказов для государственных нужд, будет подробно рассказано в нашем материале.
Как и с чего начать
Предположим, юридическое лицо или ИП решили попытать счастья в сфере получения государственных заказов. Это дело прибыльное, но с чего именно здесь следует начать работу? Естественно, любого рода подобные начинания должны быть связаны с изучением потенциальной рабочей области. А потому следует приобрести ФЗ-94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ...". Сам Закон должен быть актуальным, то есть уже с последними изменениями. Из ФЗ-94 можно почерпнуть, что существует 5 типов государственных заказов. Это:
- Открытые конкурсы. Документация на них может подаваться как на бумаге, так и в электронной форме.
- Открытый аукцион в электронной форме. На сегодняшний день это самый распространенный тип закупок для нужд государственного характера. Все документы готовятся в электронном виде, а торги проводятся на сайтах в онлайн-режиме.
- Запросы котировок. Торги проходят по небольшим суммам, но реализуются так же, как и конкурсы.
- Открытый аукцион. Это особый вид торгов, который сегодня практически не встречается в силу своей архаичности. Однако в законе он указан.
Далее следует убедиться в том, что имеется доступ к интернету. Провайдер должен быть надежным, поскольку все закупки для госнужд проводятся именно через интернет. После этого нужно получить ЭЦП - электронную подпись цифрового характера. Нужна она в любом случае, если компания действительно собирается работать с государственными заказами. Эта норма также указана в актуальной версии Закона. Потребуется также настроить свой компьютер для работы с ЭЦП. В Удостоверяющем центре обязательно подскажут, как это можно сделать.
Согласно 275-ФЗ "О государственном заказе", на официальном сайте госзаказов можно будет найти перечень сайтов, на которых проводятся электронные аукционы. На всех электронных площадках придется пройти регистрацию. После этого начнется непосредственно поиск заказов по той специфике, которая необходима соискателю. Единственное требование здесь - это неукоснительное соблюдение указанных выше правил, а также соблюдение норм отечественного законодательства. Все это действительно важно при работе с государственными структурами.
Необходимая документация и оформление ЭЦП
Чуть подробнее следует рассказать про участие в системе государственных закупок. Какие документы потребуются в данном случае? Вот что тут следует выделить:
- уставную документацию;
- бумаги, которые свидетельствуют о правомочиях генерального директора;
- решение об одобрении крупной сделки;
- свидетельство организации саморегулируемого типа (СРО), но только в том случае, если участие в СРО считается для организации обязательным;
- лицензии - в случае если деятельность, которую реализует компания, подлежит обязательному лицензированию.
Помимо всего прочего, может понадобиться пакет документов с копиями выполненных соглашений и специальных актов к ним, а также документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии долгов по сборам и налогам и прочее.
Второй важный шаг в системе государственных закупок - это оформление электронной цифровой подписи. Тут же потребуется прохождение аккредитации на торговой площадке. Поскольку Закон "О государственном заказе" указывает, что закупки могут проводиться в форме электронного аукциона, для участия в нем нужно оформить ЭЦП - электронную подпись цифрового характера. ЭЦП представляет собой цифровой носитель, на котором сохранен электронный ключ. Он подтверждает полномочия того лица, который им пользуется. Подобные ключи выдаются специальными организациями, которые аккредитованы Министерством связи и коммуникаций. Сама услуга является платной. Так, для участия одной организацией на шести площадках с торгами потребуется отдать около 5 тыс. рублей в год. Об этом же указывается на порталах, где происходит размещение заказов для государственных нужд. По истечении продолжительности работы ЭЦП нужно будет обновить. Для получения же специального ключа нужно будет направить заявку в удостоверяющий центр и передать комплект с документами. Продолжительность оказания такой услуги составит около 2-3 дней. Сама аккредитация предоставляется сроком на три года.
Поиск торгов и подготовка заявления
Перед непосредственным выполнением государственного заказа нужно сначала этот заказ найти. Все необходимые заявки размещены на официальных государственных порталах. При помощи сервиса "Расширенный поиск" можно найти интересующие тендеры по установленным критериям. Допустим, можно установить:
- регион поставки;
- диапазон начальной стоимости заявки;
- название заказчика;
- ключевые слова извещения и прочее.
При нажатии на извещение откроется специальная страница, которая содержит сведения о проводимой закупке. На данном этапе важно внимательно изучить правила закупочной документации, чтобы корректным образом подготовить заявление для участия. Следует обратить внимание на то, имеются ли требования об обеспечении заявки, предоставлении свидетельств и лицензий, а также важны ли бумаги, которые подтверждают опыт и квалификацию. Нужно также внимательно изучить техническое задание и проект соглашения на предмет наличия обеспечения договора, сроки исполнения, соответствие объема закупки возможностям организации, наличие санкций за неправильное исполнение и многое другое.
Следующим шагом на пути к долгожданной работе с государственным заказом будет формирование и направление заявления на участие в конкурсе. Заявка каждого соискателя являет собой комплект документов в бумажной или электронной форме, который составлен в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы заверяются уполномоченным лицом участника и содержат только достоверную информацию. Подготовленные материалы требуется сшить, пронумеровать, сложить в специальный конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документе адресу. Сама заявка на участие в электронном аукционе подается в электронной форме через специальную торговую площадку. Важно успеть подать ее до истечения указанного в документе срока. Заявления, которые подаются с опозданием, к тендеру не допускаются. Если же в документах предусмотрено наличие заявления, то участнику нужно будет перечислить требуемую сумму на расчетный счет заказчика перед непосредственной ее подачей. Согласно ФЗ "О государственном заказе", все результаты тендера должны быть опубликованы на сайте ЕИС.
Подписание контракта
После того как результаты тендера опубликуются, работа с документами все еще не будет завершена. Заказчику потребуется сформировать и направить план контракта. Так, для аукциона в электронной форме на это будет отведено около 5 дней. У победителя есть ровно 5 суток на то, чтобы ознакомиться с документом. Особое внимание следует уделить следующим разделам:
- продолжительность исполнения;
- штрафы и иные санкции;
- сроки оплаты.
Любые правки вносятся в специальный протокол разногласий. При этом следует помнить, что контракт подписывается на срок не позднее 20 дней с момента объявления результатов процедуры.
Конкурсы и аукционы
ФЗ "О государственном заказе" четко фиксирует понятие аукциона и торгов. Им же указывается на разграничение закрытых и открытых конкурсов.
Открытый конкурс считается наиболее распространенным вариантом организации госзаказов на российской территории. Суть его кроется в том, что всех заинтересованных лиц информируют о заказе через средства массовой информации. Это тематические сайты, телевещание, печатные газеты и прочее. В общем, делается все, чтобы найти оптимального подрядчика. Причем сами заказы могут быть как федеральными, так и региональными. Федеральный государственный заказ выставляется Кремлем. Чаще всего подобного рода задания даются для создания элементов обороны, выполнения каких-то крупных задач, касающихся всего государства и т. д. Региональные же заказы связаны, допустим, с ремонтом дорог, установкой фонтанов, починкой в городе фонарей и осветительных приборов и т. д.
Для реализации открытого конкурса готовится громадный объем материала, а все условия фиксируются в документальной форме. В течение месяца поступают различные заявки на заказ. После этого проводится процесс вскрытия, и комиссия учреждающего характера начинает решать, кто именно будет выполнять заказ. Подобный подход требует постоянного мониторинга сопутствующих источников, что, конечно же, не совсем удобно. Особенность закрытого конкурса - это то, что заказчиком самостоятельно устанавливается круг исполнителей, что способны справиться с заказом. Подобный подход практикуется в тех случаях, когда нужно работать с информацией конфиденциального типа либо выполняемая работа считается достаточно специфической. В то же время закрытый конкурс проводится, когда его организаторы желают ознакомиться лишь с отдельными исполнителями. Якобы просмотр многочисленных заявок считается нерентабельным.
С закрытыми конкурсами на получение государственных заказов государственных услуг связывают множество махинаций и нарушений закона. Причем виновником в таких ситуациях выступает само государство. К примеру, региональная власть желает нанять какого-то "своего" исполнителя, которого курирует, например, один из властных представителей. В последующем власть с исполнителем делят полученную прибыль.
Следующий тип конкурса - это аукцион. Так же, как и конкурсы, они бывают закрытыми и открытыми. Исполнитель в этом случае выбирается по принципу готовности выполнить необходимый объем работ за минимальную сумму денег. Причем понижение ставки реализуется по заранее установленным параметрам, что регламентировано нормами отечественного законодательства. Особенность закрытых аукционов в том, что тут присутствует максимальная степень конфиденциальности. Получается, что заказчика защищают от возможного сговора, как это могло бы быть с закрытыми торгами.
Возрастающая популярность мировой сети приводит к тому, что множество стран на законодательном уровне обязывают свои институты закупать все необходимое именно с помощью электронных аукционов. Современные технологии позволяют делать процесс выбора исполнителя предельно честным и снижают риск преступного сговора. Причем предприниматели, что берут участие в аукционах, способны своими глазами видеть процедуру выбора.
Кто способен принять участие?
Особо волнует вопрос о возможности принятия участия таких лиц, как индивидуальные предприниматели. Размещение государственных и муниципальных заказов, так или иначе, предполагает работу со всеми. Исключение здесь - это тендеры. Тут предусмотрена работа исключительно с юридическим лицом. Во всех остальных случаях ИП способны накапливать положительную репутацию и хороший опыт, после чего участвовать в конкурсах наряду с остальными лицами. Важно только получить ЭЦП и зарегистрироваться на площадке госзакупок, которая должна быть аккредитована.
Как показывает статистика, малый и средний бизнес действительно может неплохо зарабатывать на государственных заказах. В разных субъектах Российской Федерации лица способны обратиться в региональный департамент. Государственных заказов в стране много, а потому работа, что называется, найдется для всех качественных и квалифицированных специалистов.
Представителям мелкого и среднего бизнеса нелишним будет заранее создать специальный бизнес-план по государственным закупкам. Придется отслеживать заказ от начала и до конца. Причем не исключено, что заказчик способен поменять условия, а потому следует быть готовым к ознакомлению с новыми требованиями. Это достаточно хитрый механизм выбора именно того исполнителя, который нужен. Также следует внимательным образом отнестись к заказчикам, которые устанавливают цену в несколько раз ниже рыночной. Вероятнее всего, это свидетельствует о недобросовестности. Нелишним будет сформировать черный список или нечто подобное, чем в дальнейшем можно будет руководствоваться.
Коррупция
Как уже было сказано, в области составления, передачи и выполнения государственных заказов действует множество самых разных коррупционных схем. Миллиардные откаты совершаются чуть ли не каждый год. Бороться с этим можно только посредством ужесточения законодательства, проведением ротации кадров, а также путем обеспечения полной прозрачности любых операций.
Так или иначе, коррупция в области государственных закупок - это проблема, которая актуальна не только на российской территории, но и во множестве других стран мира. Под коррупцией в принципе следует подразумевать дачу или получение взятки, злоупотребление денежным положением, реализацию коммерческого подкупа, а также реализацию иных видов незаконного использования лицом своего профессионального положения. Естественно, названные действия реализуются вопреки законам и интересам страны. В то же время они направлены на получение определенной личной выгоды должностными лицами. Коррупция в области госзаказов может быть повсюду: как среди мелких региональных задач, так и в сфере государственных оборонных заказов.
Действия, которые можно квалифицировать как коррупционные, отличаются от иного рода нарушений в этой области. Все дело в том, что коррупция происходит вследствие превышения должностных полномочий, в умышленной форме, в нарушение законов государства, в целях личной выгоды и т. д. Следует также отметить, что коррупция - это скорее некий собирательный термин, который охватывает сразу ряд должностных преступлений. Нет и специальной санкции за действия коррупционного характера. Правонарушение квалифицируется по соответствующей норме российского Уголовного кодекса.
Размещение государственного заказа для государственных нужд в открытом доступе, равно как и возможность в дальнейшем этот заказ отслеживать, дает хотя бы минимальную возможность сократить количество коррупционных преступлений. Однако число новых незаконных схем растет год от года. Про самые популярные из них будет рассказано далее.
Распространенные схемы коррупции в сфере государственных закупок
В перечень популярных коррупционных схем следует отнести сразу несколько интересных методик. Первая заключается в том, что принимающим участие в сговоре субъектам направляется заявка на сумму, которая заведомо ниже, чем у остальных участников государственных закупок. Вторая схема - когда властью устанавливаются чрезвычайно короткие сроки на выполнение задачи. Соответственно, выполнять такой заказ будет подготовленный поставщик - участник мошеннической схемы. По третьей схеме устанавливается заведомо неконкурентная цена за реализацию государственного заказа в обозначенном объеме, что может быть интересно иным потенциальным поставщикам. Возможно также установление непривлекательной схемы оплаты, некорректное внесение данных в реестр, толкование критериев оценивания поставщиков в пользу лиц, которые могут быть заинтересованы, и многое другое.
Все обозначенные выше схемы объединяет одно: исполнителю становится тяжелее нормально выполнить заказ. Однако обозначенным выше списком все не исчерпывается. Были названы только самые основные, по сути, достаточно простые схемы. В случае же с крупными задачами, например, государственным оборонным заказом, все обстоит немного сложнее. Схемы здесь в разы изощреннее и запутаннее.
Антикоррупционный контроль
Есть несколько способов борьбы с коррупцией в области государственных закупок. Фиксируются они двумя нормативными актами сразу - ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок", а также ФЗ-275 "О государственном оборонном заказе". Есть целая совокупность мероприятий по обеспечению легальности и добросовестности в обозначенной сфере. Она позволяет максимальному числу граждан и организаций принимать участие в закупках на началах равноправия. Федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен на ведение контроля в области закупок, установлены плановые и внеплановые проверки всей рассматриваемой системы.
Согласно ФЗ "О государственном оборонном заказе", это ведомственный, производимый и социальный контроль. Первый тип надзора проводится компетентными государственными органами и специальными корпорациями. Контроль, который реализуется заказчиком, необходим для обеспечения исполнения условий госконтракта поставщиком. Наконец, общественный контроль производится простыми гражданами, их объединениями, юридическими лицами или профсоюзами.
Чуть больше следует рассказать об ответственности за злоупотребление в области государственных закупок. Если речь идет именно о нарушениях, то тут выделяется сразу несколько норм УК РФ. Следует выделить самые важные. Это норма 200.4 о злоупотреблении в области государственных закупок, норма 200.5 о подкупе контрактного управляющего или представителе комиссии закупочного типа.
ФЗ-44 "О Контрактной системе в сфере закупок"
Есть два заказа о реализации и обеспечении системы государственных закупок. Первый - ФЗ-275 "О государственном оборонном заказе". Большинство его норм было перенесено из прошлого Закона, который свидетельствует о контрактной системе в области закупок. Он был принят Государственной думой весной 2013 года, а вступил в силу в первый день 2014 года. Предметом данного нормативного акта является комплекс отношений между поставщиком и заказчиком в области передачи работ, товаров и услуг. Учитываются также нужды бюджетных учреждений, причем начиная с этапа планирования закупок.
Федеральным законом устанавливается единый порядок процедуры размещения заказа на всей российской территории. Устанавливаются способы определения поставщика, а также фиксируется процедура муниципальных и государственных контрактов.
Помимо обозначенного закона, поставки регламентируются также нормами Бюджетного и Гражданского кодекса. Цели у ФЗ-44 достаточно простые: это обеспечение прозрачности и гласности в сфере осуществления закупок, предотвращение коррупции, а также повышение эффективности и результативности.
Сам Федеральный закон базируется на принципах открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, стимулирования инноваций, профессионализме сотрудников, единстве контрактной системы, ответственности за результат и т. д. Те же принципы характерны и для ФЗ "О государственном оборонном заказе", который мало чем отличим от Фз-44, но раскрывает подробно только одно направление в рассматриваемой области.