Катя Медведева - художник наивной живописи. Биография, личная жизнь, фото

Творчество художника Кати Медведевой никого не оставляет равнодушным. Она ворвалась со своими картинами в ровную жизнь советского периода застоя и разорвала привычные представления о художественных стилях. Ее направление назвали «наивным искусством», но работы художницы выходят за пределы жанра. Они ближе к постимпрессионизму Ван Гога.

На выставке в Берлине

Во времена множества запретов для «несистемных» творческих людей, незрелого отношения к ее жанру, личной неустроенности и периодов безденежья она выставляет свои работы в Москве, и вместо двадцати дней выставка продолжается два месяца. Работы покупают и просят написать еще. Что это было? В чем феномен этого самородка?

Русское чудо

Она не училась рисовать. Никогда. И очень благодарна за это. Сама она признает, что ее бы выгнали из любой студии, из любой школы. Многие путают стиль и характер художника Кати Медведевой. Она далеко не наивна. Это зрелый духовно и профессионально человек, имеющий внутренний стержень и мужественно отстаивающий свое видение искусства, свое выражение мира на полотнах.

Катя Медведева

Желание рассказать другим людям о том, что она переживает, как чувствует, чем дышит и о ком молится – это ее творческий двигатель. Катя начитана, ее речь образна, она цитирует классиков – как литераторов, так и живописцев. Лишь в одном она похожа на остальных – в вопросе использования данного Богом таланта.

На этот счет у нее есть любимая притча двенадцатого века о шестистах рисовальщиках, заточенных в темницу. Работать продолжили всего триста. Когда им обеспечили богатство и великолепные условия, творили только три человека.

Счастье Кати Медведевой

«Художник тогда настоящий, когда не может удержать желания рисовать», - считает Катя. Процесс создания картины она сравнивает с молитвой. Когда человек молится, он разве думает о том, сколько ему заплатят за молитву? Так же и во время написания полотна – мысли должны быть заняты Богом. На картинах Кати много ангелов, библейские сюжеты. Но много и простых портретов, балерин, бытовых сценок, кошек. При чем тут молитва?

Если рассматривать творения художника как повторение созданного Богом (потому что человек ничего не может создать, он только копирует природу), то все творчество этой самобытной художницы становится отражением божественных творений.

Катя говорит о себе, что она самый счастливый художник. Каждая картина – духовный праздник. В них много добра. Даже о тяжелых вещах – трагедии в Беслане или послевоенных беспризорных детях – ее полотна рассказывают очень светлым, чистым языком. Сентябрьские арбузы, девочка и два кинжала над ее головой – то ли нимб, то ли ореол.

"Я же твой сын"

Проблема распада семьи, брошенных детей выражается в цыпленке, не поспевающем за петухом. «Я же твой сын, куда бежишь, папа?», - такая надпись на картине с иронией поднимает сложный вопрос. Не осуждая никого, но предлагая зрителю задуматься.

Внутренний стержень

Недоброжелателей Катя оставляет. Сначала очень переживала и плакала, что ее работу считают мазней. Но всегда получала ободрение от тех, кому нравилось ее творчество. И она вывела закономерность – бросаешь плохого человека, тут же на его место приходит хороший. Свои гонения она воспринимает как доказательство, что имеет искру Божию. Осознание этого приносит радость и счастье. А рядом со счастливым человеком и окружающие становятся счастливы.

Катя много думает о предназначении художника. Что сказать завистникам, которые называют ее недостойной своих картин? Она не обижается, только вспоминает, как Моцарта считали недостойным его же музыки. Она просто спрашивает: «А судьи кто?»

Картина "Свобода"

«Я нарисую твои картины с закрытыми глазами», – однажды заметила другая художница. Катя Медведева, признавая ее технику владения кистью, искренне не понимала, как может та рисовать веточки в канаве, похожие на червяков. Зачем? Что этим она хочет сказать? И в этом отношении к делу – писать о добром, что помогает жить – она берет пример с А. С. Пушкина. Даже цитирует его в спорах:

Бреду своим путем. Будь всякий при своем.

В начале творческого пути она отказалась от росписи кружек по образцу, хотя роспись сулила неплохие деньги. «Потратив время на творчество, я нарисую много своего» – было решающим в выборе между деньгами и творчеством.

Оценка творчества специалистами

Катя выставляется с 1976 года. Начала через несколько месяцев после того, как взяла в руки кисть. И она не покупает это право, не оплачивает аренду зала – нет, ее приглашают, ее работы раскупают. И делают это профессионалы. Когда картины неизвестной еще художницы Екатерины Медведевой стали пересекать границы СССР, на таможне удивлялись: «Зачем за это (офицер назвал другое, более емкое слово) еще и деньги платить?» Ему ответили, что это у вас так называется, а для нас это гениально.

Выставка "Искусство чистой души"

В 1981 году была первая московская выставка, в 1982 году одиннадцать ее работ коллекционеры показали М. Шагалу. Он увидел в картинах такую же любовь к цвету, как у него. Оценил ее особенный почерк и назвал русским талантом. В 1993 году Катины работы удостоились отдельной выставки, и произошло это в Париже. А на следующий год они уже висели рядом с полотнами Матисса и Шагала в Ницце.

В конце концов ей выдали сертификат о присвоении категории 2А. Этот документ она получила в 2013 году, и в нем профессионалы признали ее как коллегу.

Сейчас Катя Медведева уже потеряла счет своим выставкам. Многие работы нашли свое место в частных коллекциях. Дома у нее лежат больше двух десятков приглашений от иностранных коллег. Она живет в Москве, в маленькой комнате, и пишет свои полотна дома.

Биография художника

Катя Медведева родилась в семье крестьян. Это случилось десятого января 1937 года. Мать с мужем и сестрами Кати, Полиной и Настей, жили тогда под Белгородом. После раскулачивания они лишились всего и бежали в Голубино, где мать Кати вышла за ее отца. Семья меняла место жительства, побывала и в поселке Шахты. Во время засухи 1946 года решено было переехать в Азербайджан. Отец ушел из семьи и пропал, вскоре умерли мать и сестра Полина. Настя сдала Катю в детский приемник и уехала.

У Кати есть картина «Страдания моей мамы». На ней изображена деревенская женщина в платке, повязанном под подбородком. Он переходит в ореол, и фигура ее окутывается несколькими цветными контурами. На обороте холста – краткая история раскулачивания, убийства мужа, бегства из сарая, в который до расстрела ее бросили с соседкой. Одна только фраза «конечно, били» говорит о многом.

Работы Кати Медведевой

Фото картин Кати Медведевой можно увидеть на ее официальном сайте, где указан телефон художницы. Она не любит посылать сообщения через Интернет, предпочитая живое общение. По сути, все ее картины – это лучшая автобиография.

Оставшись без родных, маленькая Катя чувствовала себя беззащитной. У нее есть пронзительное четверостишие:

Как одуванчиков без пуха,

Их подбирали тут и там.

Детей по разным детприютам

Распределяли по годам.

Она хорошо училась, окончила музыкальную школу по классу скрипки. Но надо было думать о куске хлеба, и Катя стала ткачихой в 1954 году после ФЗУ. С тех пор она прекрасно чувствует ткани. Может писать и по бархату, и по брезенту. Делает панно, крепит ткань к холсту как платье персонажа, украшает бижутерией. Шесть лет работы у ткацкого станка не прошли даром.

Личная жизнь и любовь

В конце 1957 года Катя вышла замуж, а в 1961 году на свет появилась дочка Ирочка. Художница признается, что не знает, какое оно – счастливое замужество. Считает, что ей не повезло. Объясняет такое положение вещей своей тяжелой жизнью. Тем, что с шестнадцати лет приходится за все платить. И она сполна за все платит. Катя не любит зависеть от кого-либо. У нее есть немало картин с названием «Свобода». Как же тогда жить? «Все нужно делать честно, с любовью», – уверена художница.

Картины Екатерины Медведевой рассказывают о ней больше, чем она сама. Это «Любовь за бортом» - картина, на которой обнимается пара. Это лебеди, пикирующие вниз, убежавший от курицы с цыплятами петух.

Она много говорит о любви. Дает советы, не считая, что учит других. «Мои советы практические, психологически», - объясняет она. Вот лишь несколько ее высказываний:

  • Никого нельзя осуждать, даже опустившихся людей. Мы же не знаем всего о человеке.
  • Блаженны гонимые. И я гонима, только рада этому.
  • У злых людей их зло отнимает последнюю радость.
  • Чем добрее человек, тем ближе к истине, то есть к Богу.
  • Не будьте теплыми, равнодушными. Лучше быть горячим или холодным. По молчанию равнодушных совершаются преступления.
  • От Бога не откупишься.

Она привлекает людей добрых и непонятна корыстным. Помогает всем, кто обращается за помощью. Поэтому и денег не скопила.

Она другая

Можно сколько угодно обсуждать «бабушку с палитрой», но кто смог бы в 39 лет круто повернуть жизнь и упрямо идти к намеченной цели под свист и гогот недоброжелателей? Что пришлось ей перенести, знают только близкие. Она однажды сказала про себя, что ее всегда гнали и, наконец, выгнали в искусство. Она не озлобилась, только привыкла ничего не брать даром. Хотя сама готова отдать последнее.

Портрет Эльвиры Карасевой

Картины художника Кати Медведевой – это результат ее характера. Сознательно выбранное служение людям – нести добро с помощью полотен. Иметь смелость отличаться от других, выносить косые взгляды. И при этом быть открытой к разговору, способной рассказать о себе то, что другие бы предпочли утаить. Это от чистоты души.

Заключение

Пока еще она с нами. Ей 82 года, и она до сих пор пишет картины. Есть возможность поговорить с ней по телефону, купить ее картину, навестить ее в московской комнатушке. Картины Кати Медведевой уже представляют огромную ценность в глазах зарубежных коллекционеров. Многие продаются за 15-60 тысяч долларов. Сама она этих денег не видит и предупреждает о нечестных людях, называя имена. Пока еще есть время, поддержите ее, сходите на выставку или напишите письмо. Ей это нужно.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.