Традиции и обычаи осетинского народа тесно переплетаются с его культурой. Дух свободы и благородных мотивов ярко выражается в праздниках, молитвах и обрядах. Народу очень дороги национальные ценности, среди которых чувство долга перед старшим поколением и перед грядущим.
История и происхождение
От грузинского слова «осети», которое было образовано от статного грузинского народа «оси» либо «овси», возникло название региона — Осетия.
Представители народа являются прямыми потомками сарматского племени аланов.
В грузинских хрониках впервые упоминается народ «овси» в VII веке нашей эры. Связанно это с походами скифов в Переднюю Азию. В средние века произошел процесс образования осетин как отдельного народа. Алания благополучно развивалась до XIV века. Она была отделена и вела политику и экономику, независимую от окружающих кавказских государств и народов.
Свои коррективы в развитии народа внесли татаро-монголы, напавшие на Аланию. Вынужденное отступление в пределы горных ущелий Центрального Кавказа породило множество мелких и крупных племенных объединений.
В 1774 году Осетия вошла в состав Российской империи. В XVIII — XIX веках осетины стали переселяться из горной местности на равнинную. В начале 90-х годов Северо-Осетинская автономная область превращается в Северо-Осетинскую автономную ССР в составе РСФСР. Республика Северная Осетия в 1992 году стала субъектом Российской Федерации. Между тем? народ сохраняет свои осетинские обычаи и традиции.
Правила, связанные с детьми
С появлением ребенка осетины придерживались целой системы воззрений. Во время беременности женщину оберегали и заботились о ней. Недопустимы были:
- тяжелый труд;
- разного рода волнения;
- поднятие тяжестей.
Все семейство относилось к будущей маме с почтением, более того, беременная находилась под защитой старшей женщины, а младшие братья и сестры мужа спешили на помощь.
С наступлением беременности женщину с подарками и люлькой для ребенка возвращали в родное гнездо. Первенца она рожала в доме своих родителей — это продолжалось вплоть до XIX века. Переезжала невестка с чадом к мужу под шумное празднество.
Поздравить с пополнением в семье приходили как родственники и друзья, так и односельчане. Всех угощали и приветствовали. Рождение малыша женского пола встречалось не так пышно.
На мальчика возлагались надежды как на будущего:
- воина;
- защитника;
- работника;
- добытчика.
Но главное, он считался продолжателем рода и фамильной чести.
Осетинские обычаи и традиции для детей очень своеобразны. Когда малышу исполнялось четверо суток, его клали в колыбель. Это превращалось в целую церемонию. Перед тем как его туда уложить, женщина, которая первая его искупала сразу после рождения, купает его и в этот раз. По этому поводу:
- пеклись пироги;
- варилось много пива;
- забивали бычков и баранов;
- готовили разные вкусности.
Что примечательно, праздник считался чисто женским.
Спустя 10 дней родители мальчика устраивали очередной праздник. В этот день давалось имя ребенку. Действо организовывалось в доме родителей. Имя ребенку выбирали следующим образом:
- присутствующие мужчины бросали жребий, для этого применялся альчих;
- первым в жребии участвовал самый старший, затем остальные по принципу старшинства;
- тот, у кого оказался альчих, становился в определенную стойку и оглашал имя младенца.
В начале июля семьи, у которых появились мальчики, отмечали праздник в честь появления будущих защитников и кормильцев.
Воспитание детей
По осетинским обычаям детьми занималась женщина. Роль главной воспитательницы обычно отводилась самой старшей женщине (бабушке или свекрови). В 10-12 лет для мальчиков все кардинально менялось, они переходили в руки мужчин и с этого момента находились на попечении братьев и отца.
Задача осетина - воспитать настоящего и смелого мужчину. С мальчиками проводилось много разных:
- игр;
- соревнований;
- поединков.
Все это закаляло тело и волю подростка. Он становился сильным, ловким и выносливым.
Физическое воспитание включало в себя в обязательном порядке:
- стрельбу в цель;
- метание камней;
- вольную борьбу;
- поднятие тяжестей;
- перетягивание каната;
- бег;
- фехтование на шашках и кинжалах.
Отцы рассказывали сыновьям о подвигах и благородных поступках своих прародителей, прививая будущим мужчинам народные и семейные ценности.
Девочек воспитывали совсем иначе. Отношение к ним было строже. Еще малышками девочек обучали:
- вышивать;
- шить;
- кроить;
- готовить;
- ткать;
- убирать.
Уже в 7 лет девочка могла ухаживать за грудным ребенком. В 10 она способна была наносить воды с речки, выполняла разного рода поручения старших женщин. В 15-16 лет девочка полностью была готова вести хозяйство самостоятельно.
Нравственность нежного создания стояла на первом месте. Для осетинской женщины необходимыми были:
- строгое соблюдение обычаев;
- скромность;
- послушание старшим, в дальнейшем — мужу;
- терпение.
Опуская прекрасные глаза вниз, осетинские девушки не опускают плечи и могут похвастаться гордой осанкой и трудолюбием.
Гостеприимство
Осетинские традиции и обычаи строго соблюдаются из поколения в поколение. По закону, никто и ни при каких обстоятельствах не смеет обидеть гостя. Если такое случалось (что было большой редкостью), все селение собиралось для суда над виновным, выносился приговор, виноватому связывали ноги, руки и сбрасывали со скалы в реку.
Гостя хозяин защищает и скорее он умрет, чем выдаст постучавшего в дом по необходимости. Осетины щедры и оказывают честь переступившему порог их дома. Встречают они гостя с такими словами: «Мой дом — твой дом; я и все мое — твое!»
Если гость остается на ночь, то хозяин обязан заколоть барана, даже если у него на данный момент есть свежее мясо.
Отказать человеку, постучавшему в дом, никто не посмеет. Закон гостеприимства для осетин свят. Ели хозяин принял у себя в доме неизвестного человека, а потом узнал, что он является его кровным врагом, которому нужно отомстить, и в этом случае хозяин радушно угощает пришедшего и обязательно приютит его.
Уважение к женщине
Осетинские традиции и обычаи отличаются глубоким почтением к женщине.
Например, по осетинскому этикету всадник, завидев женщину, должен встать с лошади до того, как поравняется с путницей, и пропустить ее мимо себя, а только затем продолжать свой путь.
Если женщина проходит мимо сидящих мужчин, то все встают в знак приветствия.
При виде старика на ноги поднимается вся сидящая толпа, и тем более при виде старухи все встать обязаны. Какими бы пьяными ни были веселящиеся на празднике мужчины, как бы нагло ни вела себя подвыпившая молодежь, даже при сильной и жестокой ссоре дерущихся появление женщины укротит ворчунов, дебоширов и остановит драку.
Личность женщины считается неприкосновенной:
- за ее трудовые заслуги в семье;
- из-за слабой природы;
- по причине стесненного положения в обществе.
Если слабому полу понадобится какая-либо помощь, то мужчина по-рыцарски будет ей во всем помогать.
Почитание старших и обычаи предков
Согласно традициям осетинского народа, клятва у предков была священной. Кто нарушал клятву, карался жестокой смертью.
В семейном быту осетины проявляют глубокое уважение к пожилым. При появлении старика все встают, даже если старец низшего происхождения.
Младший брат всегда будет слушать старшего. Полковники, офицеры из осетин обязательно встанут и уступят место, если в дом зашел пожилой и простой пастух.
Жилище осетин
Дома осетин называются сакля. Они строились близко друг к другу и так, что одна постройка размещалась над другой. Кровля нижних построек служит двором для верхних. Строились сакли двухъярусными. Нижний этаж использовался для хозяйства и размещения скота. Верхний этаж - для жилья семейства.
Кровля у такого жилища была плоской и служила:
- для сушки зерна;
- в качестве поверхности для молотьбы хлеба;
- для валяния шерсти;
- танцплощадкой во время праздников.
Полы в сакле — земляные. Сама она делилась на несколько помещений. Главное помещение называлось — хдзар. Здесь горел очаг. И сегодня большая часть жизни семьи проходит здесь:
- готовится пища;
- осуществляется совместная трапеза;
- хозяйки штопают и шьют;
- изготавливают хозяйственную утварь.
Гости всегда обращают внимание на очаг. По осетинским обычаям и традициям он располагается в центре хдзара. Над очагом висит железная цепь, которая закреплена на перекладине вместе с котлом, служащим для приготовления еды.
По линии очага хдзар делится на две части. Одна — женская, вторая — мужская. На мужской половине мебели больше. Ни женщины, ни мужчины не имеют права заходить на чужую сторону. Собирались в основном у очага, чтобы пообщаться и погреться, или за круглым столом на трех ножках.
Цепь над очагом
Одним прикосновением к ней освящались все события семьи. Святотатством считалось прикасаться к цепи без причины. Дети за это строго наказывались. Только старшему в доме разрешено было касаться этого атрибута. Обычно такое случалось при обхождении очажного огня во время свадьбы или при наставлении в путь. По осетинским традициям и обычаям, любой, кто приблизился к цепи и коснулся ее, становился близким семье, даже если это заклятый враг.
Новобрачные не могли спать в доме, где висела такая цепь, также запрещалась любая ругань или ссора.
Эта цепь — святыня, самое жестокое оскорбление — это оскорбление этого атрибута. Выбросить ее из дома считается смертельной обидой для хозяина.
Побратимство и дружба
В осетинских обычаях и традициях высоко чтится побратимство. Этот обряд мог быть разным:
- обмен оружием;
- питье из одной чаши с добавлением крови заключающих союз;
- клятва в священных местах.
Иногда такие узы ценились выше родственных. Побратимы всегда приходили на помощь друг к другу как материально, так и морально.
Зиу
Трудолюбивые осетины в прошлом следовали этому обычаю, который включал в себя помощь:
- вдовам;
- сиротам;
- больным;
- старым.
Не обращая внимания на родство и интересы личного характера, осетин помогал любому, кто действительно нуждался в поддержке. Во время зиу молодежь помогала косить траву для скота, женщины снимали хлеб со скудной нивы нуждающихся.
Помощь приходила в разном виде:
- пироги;
- зерно;
- труд;
- стройматериалы;
- дрова.
Взаимопомощь у этих людей всегда была на первом месте. Осетинские народные традиции подчеркивают высокую оценку моральных качеств человека.
Ног аз — Новый год
Подготовка начинается задолго до самого праздника. Выбираются подарки близким и друзьям. На стол ставят много напитков — от морсов и компотов до более крепких, а также большое количество национальных блюд. Обязательно на столе три пирога, символизирующие солнце, воду и землю. Дети украшают елку и бегают вокруг нее.
Как и во всем мире, представители этого свободолюбивого народа отмечают 1 января по осетинским обычаям Новый год. Как праздновали раньше, так в общем празднуют и сейчас — в кругу семьи. Приглашают друзей и соседей, чтобы было веселей.
Старший стол молится о том, чтобы все плохое осталось в старом году, а все хорошее перешло в Новый год.
В полночь старший вновь молится и просит благословения в Новый год, затем поручает семью и рядом сидящих воле Всевышнего и его святым. Праздник длится до утра с танцами, тостами и весельем.
Широта души кавказского народа поражает и вдохновляет. Ведь не зря классики воспевали этих людей в своих произведениях. Многие могли бы поучиться обычаям осетинского народа. Кратко о них повествовать сложно, ведь они такие красивые и благородные.